Африканская бабочка и её жители. 29. Обряд обрезания
Прощай страна Догония! Утром уезжаем из их столицы.
Добираемся до городка Севара, заходим в магазин продуктов. Продуктовый бизнес в Мали держат ливанцы, и ведут они себя в стране весьма нагло. Наташа о них плохо отзывается, в чём и удалось убедиться. Цены высокие, набор продуктов – полный отстой, и потомок финикийцев пытается нам продать…. мелкие малийские монетки.
Встаём на асфальт в сторону Мопти, жизнь в посёлках возле трассы чуть-чуть отличается в лучшую сторону, здесь есть электричество. Через 4 часа въезжаем на дамбу. Вокруг зеленеют рисовые поля с прудиками, кувшинками и цаплями. Наша цель город Дженне. Паромная переправа соединяет Дженне с внешним миром. Загружаемся на паром, и через 10 минут река Бани остаётся позади. Возле въезда в город течёт ещё один из рукавов реки, но здесь уже есть железный мостик.
Двухэтажные дома из серой глины, пыльные дороги, спящие в лавках люди, засыпанная мусором набережная, где в мутной воде стирают прачки – таким предстал город. Дженне – город исторический, основан в 8 веке. Именно здесь зародился особый архитектурный стиль, получивший название «суданский». Дженне взят под охрану ЮНЕСКО, строительство разрешается только в едином стиле.
Заселяемся в отель. В номере полно комаров, сказывается близость воды.
Чуть отдохнув, окунаемся в городскую экзотику. Первое впечатление – запах. Духан стоит ещё тот! К фасадам домов сбоку пристроены высокие квадратные колонны, это туалеты. Богатые люди покупают средства от вонизма, а бедные не тратятся на это. Двухэтажный куб в течении 7-8 лет заполняется. На улице возле него вырывают яму и выбивают внизу туалета дырку. Собиравшиеся годами фекалии стекают в яму, которую присыпают землёй. Туалет очищен и вновь готов к наполнению, а засыпанные фекалии через 3 года откопают и пустят на удобрение. Водосток проходит рядом. Он представляет из себя врытый в землю жбан, или, на особенно узких улочках, помои текут по канавке прямо по ноги в глиняное никуда. Что-то при этом испаряется, что-то остаётся…. После дождя глина липнет к обуви.Иногда случаются казусы. Так например, мама вела девочку за ручку, та засмотрелась на тубабу, и провалилась в жбан с грязной водой.
Попав в Дженне можно понять, как жили люди в городах много веков назад, и как выглядели сами города. Вековые улочки созданы с кривизной, и грунт на них спрессован пешеходами.
Вместо колодцев появились колонки, в богатые дома пришёл водопровод. Вот и все временные изменения.В Дженне каменщик сродни художнику. Кирпичных дел мастеров называют «баррри». Они творят только руками, никаких инструментов, как у скульпторов, работающих с пластичным материалом. Старейшие из них завершают работу произнесением магического заклинания, способного поддержать дом, помочь ему в случае серьёзной беды.
В старину чужестранцам нельзя было прикасаться к фасаду чужого дома без спроса. Горожане думали, что это может принести несчастье. Иногда, облетевшая штукатурка позволяет увидеть доколониальную кладку из яйцеобразных кирпичей, скреплённых намертво раствором.
В бедных домах дверей просто нет, у богатых горожан они украшены звёздами и полумесяцем, а окна второго этажа в марокканском стиле. Заходя в дом, попадаешь в комнату – холл, из него во внутренний дворик с комнатами по бокам. Лесенка ведёт на второй этаж и далее на плоскую крышу, обрамлённую фигурными ограждениями. Самая старая постройка датируется 12 веком, здесь живёт выбираемый людьми градоначальник.
В Дженне недавно умер имам. Фасад его дома украшен пятью столбиками, в двух из которых угадываются фаллосы.
Африканская бабочка и её жители. 31. Знаменитая мечеть