Если Вы хотите увидеть по европейски красивые, "няшные" картинки в Африке, слегка подустали от африканской суеты и аутентичности, то просто обязаны посетить это место.
Остров рабов также будет интересен любителям истории. Это место не оставит Вас равнодушным.
Остров расположен в 2,5 км к югу от порта Дакара.
Добраться сюда Вы сможете на пароме, что отходит с порта.
До района Дакара где расположен порт доедете на городском автобусе.
А вот дальше придётся поискать. Искать будете пока Вас не встретит вот этот помогай.
Вот он непринуждённо завязал с нами беседу: "Не правда ли, хорошая погода?". А затем взял над нами шефство, вызвавшись проводить до порта.
Этот человек Вас обязательно встретит, потому что он везде (встретили его неделю спустя в другом районе, когда улетали из Дакара). Встреча с ним неизбежна для Вас как победа мировой революции.
И хотя Вы подумали, что он проводит Вас просто по доброте душевной, но денежки при расставании Вам дать придётся. Иначе он Вас будет проклинать всю оставшуюся жизнь и весь Дакар будет знать что Вы обидели "профессионального гида".
На сравнительно небольшом острове Горе размерами 900 х 350 метров, проживает аж 1300 человек. Ещё уйма людей приезжает туда на работу.
Все эти люди так или иначе работают на туризм и с туристами.
Поэтому к Вам с расспросами пристанут прямо в порту в ожидании парома.
Вам непринуждённо покажут фото своих детей на телефонах, посмотрят на изображения Ваших, расспросят Вас о житье-бытье, расскажут о своей нелёгкой доле по воспитанию троих детей.....
И всё это для того, чтобы по прибытию на остров затащить вас в магазин, попросить Вас чтобы Вы оплатили билет на паром (10$), просто подали денежек.......
Люди здесь в порту и на Горе смелые, предприимчивые, не то что остальные сенегальцы.
Паром за полчаса доставит Вас на остров, в обществе местных жителей и множества туристов.
Только на этом пароме мы поняли что помимо нас в Дакаре есть другие туристы и их много!
Наверное, любой турист что оказался в Дакаре посетил этот остров Горе. И он того стоит.
Ещё на пароме порываются показать Вам фокус, сплясать, спеть. Естественно, незабесплатно. И даже если Вы не просили и не претендовали на просмотр.
Но всё это будет культурно и ненавязчиво. Вы ведь в "респектабельном" Дакаре, а не в трущобном и бесцеремонном Каире.
Короче, Дакар это такая себе культурная африканская столица. Ещё этот город называют Парижем Западной Африки. Ну что же, на острове Горе понимаешь что в этом утверждении есть определённый смысл.
По пути на остров увидите много интересностей.
А вот остров рабов, встречайте.
Это круглый форт с пушками по периметру, что встречал незваных гостей.
Дошли без приключений, "десант" выгружается.
Вот мы и на острове Горе. Изумрудный океан, красивые дома.
Прекрасная гавань. Пасторальные картины, достойные кисти талантливых живописцев.
Подумать только, что вся эта природная и рукотворная красота была немой свидетельницей творившегося здесь более 400 лет подряд горя местного чёрнокожего населения.
На самом деле в названии острова Горе́ ударение справедливее было бы поставить на второй слог, а не на первый. Это остров горя, беды.
Дело в том, что этот остров получил печальную известность как центр атлантической работорговли. Это одно из жутких мест на Земле.
Правда насчёт центра работорговли многие скептики спорят и утверждают, что самыми большими центрами торговли рабами из Западной Африки являлись устья крупных рек Гамбии и Сенегала (одноименные со странами названия рек). Возможно это и так и остров Горе использовался просто как небольшая тюрьма, перевалочная база перед продажей рабов и оправкой через океан, но сути это не меняет.
Просто с этого острова невозможно было сбежать, не утонув в океане под тяжестью оков или от зубов голодных акул. Некоторых настигали охранники.
Этот остров самая близкая точка к заокеанским колониям.
Остров Горе — последняя африканская земля, которую видели черные рабы по пути в Новый свет. Ох и хлебнули горя на острове Горе.....
Этот остров в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Остров посещает каждый день множество любопытных туристов. За вход на сам остров надо отдать ещё каких — то денег за билет.
Чему несказанно рады предприимчивые потомки угнетённого черного населения средневековой Африки. Здесь все зарабатывают на туризме.
Здесь находится много отелей, в которых коротают дни туристы.
Здесь запрещено любое автомобильное движение.
Горе является коммуной столичного округа.
Остров Иль-де-Горе, один из 19 районов Дакара.
Местные старики ведут неспешные беседы на лавочках.
Эта трибуна на центральной площади использовалась раньше для выступлений. И я думаю, не только для выступлений, но и для аукционов при продаже живого товара.
Здесь сейчас не бывает преступлений, так как все друг-друга знают и полицейские откровенно скучают. Хорошая служба! Кстати, полицейский участок — это самая старая постройка острова.
Церковь Святого Чарлза.
Это только один из храмов острова. Двери закрыты, внутрь не попали.
Построен в 1830 году французами.
Давайте вместе пройдёмся по красивым улочкам, сохранившим оригинальную архитектуру,
синтезирующую в себе черты разных культур.
Кривые улочки острова интересны.
Так и кажется, что мы в Европе. Если бы не печальная история этого острова....
Здесь повсюду государственные флаги Сенегала.
Поднимаемся наверх, к вершине холма.
Здесь нас встречают шопинг и древние фонари.
В "зимний" период баобабы очень фотогеничны.
В странах Африки не любят выкидывать отслужившие свой век вещи. Сенегал — не исключение.
Из старых мобильников могут быть изготовлены отличные сувениры.
А ещё на Горе много растаманов и прочих наркоманов. В воздухе ощущался стойкий запах раскуриваемой травки.
Но эти неформалы мирные, работают себе в туризме и закон не нарушают.
Пейзаж островной даже выигрывает от этих весёлых людей. Такие себе "дети цветов", 21 века.
Всё цветёт даже зимой.
Что же за буйная растительность здесь летом?
Виды сверху интересные, идёт неспешная повседневная жизнь островитян.
Никто их теперь в рабство не угоняет, не продаёт. Заняты изготовлением сувениров для белых туристов.
Это мемориал, возведённый в 1999 году.
На холме находятся защитные укрепления различного времени 20 века.
Называются Замком (Le Castel).
Перед Второй Мировой войной французы установили в крепости гигантские орудия.
Вообще, остров всегда представлял стратегическое значение.
Что это?
Сначала подумал, артиллерия укреплений Замка. Но потом увидел странное боковое ответвление "дула" и засомневался. Похоже на фейк, слепили из того что было для туристов?
Тоже непонятная штуковина с поворотным механизмом.
Все проржавело. Похоже на часть орудия.
Сейчас в укреплениях Замка кто-то живёт.
Сверху холма виден Дакар.
Отсюда хорошо просматривался и простреливался также и пологий пляж, к которому мы недавно причалили. Так что захватить Замок со стороны пляжа и пирса также нелёгкая задача.
Если бы кто-то попытался захватить остров, то им бы не поздоровилось.
Штурмовать "в лоб" тоже не вариант. Смотрите какой крутой подъём.
Потихоньку начинаем спускаться вниз, к лагуне с пляжем.
По дороге вновь европейские живописные улочки.
Обратите внимание на пальму-антенну.
В эту искусственную пальму можно попасть через дверь и подняться наверх.
Видимо, внутри лестница для подъёма. Как Вам конструктивное решение? И красиво и удобно.
Это филиал Мальтийского ордена.
Помимо госпиталей во Франции, Французская Ассоциация Мальтийского Ордена управляет работой медицинских центров и благотворительных медпунктов в Бенине, Буркина-Фасо, Камеруне, на Мадагаскаре и в Того.
В Сенегале и Камбодже Орден курирует работу специальных лепрозориев.
Дети возвращаются с учёбы.
И вот мы снова в живописной лагуне, откуда начинали свой путь по острову.
Здесь славно откушали в кафе свежепойманными морепродуктами и рыбой.
Подкрепившись вновь гуляем по живописному острову.
На памятники и монументы острова здесь не поскупились.
Памятник Блез Диагн.
Из Википедии:
"Диагн был избран в палату депутатов Франции в 1914 году как представитель Сенегала, где и работал до своей смерти в 1934 году. В 1916 Диагн убедил французский парламент одобрить закон о предоставлении полного гражданства для всех жителей так называемых четырех коммун в Сенегал: Дакар, Горе, Сент-Луис, Руфиск.
Он был ведущим рекрутером для французской армии во время Первой Мировой Войны, когда тысячи черных африканцев Запад воевали на Западном фронте во Франции.
Он был пионером черного Африканского избирательной политике и сторонник равных прав для всех, независимо от расы. Утверждается, что он был похоронен не на мусульманском кладбище Soumbedioune в Дакаре из-за его масонства."
В который раз убеждаюсь что масоны люди неплохие и прогрессивные.
А вот и первый музей острова. Всего их здесь три: музей истории острова, Дом рабов, музей женщин.
Мы посетили первые два.
Во внутреннем дворике музея истории острова и страны.
Фотографировать внутри запрещено, но никто этого не контролирует. Внутри в залах нет смотрителей. Поэтому мы всё равно фотографировали.
Захоронения первобытного строя.
Вот так лежали тела при захоронении.
Вот такую же "каменную арфу" мы видели и в музее масок в Дакаре.
Музей западноафриканских масок "ИФАН"
Из Википедии:
"Народы, населявшие междуречье Сенегала и Гамбии, находились на разных стадиях перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу.
В долине реки Сенегал происходили смешения этнических групп серер, волоф, сонинке, фульбе, мандинка и других.
На рубеже I—II тысячелетий н. э. началось переселение народа серер в западные области страны, населённые мандинка-сосе, выходцами из центральных районов древней Ганы.
После ухода серер из долины реки Сенегал началась миграция тукулёр, большинство которых обосновалось в северных и центральных областях Сенегала."
В это время на территории Сенегала сформировалось первое древнее государство Текрур. Его основу составляли земледельцы из народов тукулёр, серер и волоф, и кочевые скотоводы из народа фульбе. Власть Текрура распространялась от низовьев Сенегала и атлантического побережья на западе до среднего течения Сенегала на востоке. Здесь Текрур граничил с древней империей Гана.
В XI веке в Текруре распространилось мусульманство. Его правители были союзниками берберов Альморавидов во время разгрома ими державы Гана в 1076 году.
Около XII—XIV веков на территории Сенегала расселился народ волоф. Небольшие объединения волоф и серер в центральных районах Сенегала в конце XII века были объединены в государство Джолоф.
В кон. XIII века восточные районы Сенегала попали в сферу влияния империи Мали, её данником стал Текрур. С конца XIV века могущество Мали ослабло и правителям Джолоф удалось объединить под своей властью большую часть территории Сенегала. Южную часть страны в XIV—XVI веках освоили переселявшиеся из Мали народы мандинка.
В конце XV века фульбе объединились в государство Денанке, просуществовавшее до 1770-х годов. Во второй половине XVI века Джолоф распался на ряд небольших государств.
В середине XV века на сенегальском побережье впервые появились европейцы. В 1444 году португальская экспедиция Диниша Диаша достигла устья реки Сенегал.
Позднее португальцы обосновались на острове Горе, который стал крупнейшим центром работорговли.
Европейские колонизаторы и африканские правители сменяли друг-друга.
С 1620-х годов началось проникновение в Сенегал голландцев, которые овладели островом Горе.
Затем инициатива в проникновении на сенегальское побережье перешла к англичанам.
Потом пальма первенства здесь перешла к французам.
К середине XVIII века французы смогли утвердить за собой господство над торговлей на территории Сенегала.
В 1633 году французы основали Сенегальскую компанию и в 1638 году в устье реки Сенегал построили факторию, которая с 1659 года стала городом Сен-Луи.
В 1677 году французы захватили Горе. Территория Сенегала стала базой для колонизации всей Западной Африки.
В XVII — первой половине XVIII веков в африканско-европейской торговле, которую контролировали правители африканских государств, всё большее значение приобрёл вывоз рабов;
используя огнестрельное оружие, правители во главе дружин всё чаще совершали набеги на соседей с целью захвата пленников для последующей их продажи европейцам.
Часто африканские дружины нападали и на европейские колонии и на миссионеров.
В середине XIX века французы начали активную экспансию против государств Сенегала, которую успешно завершили к концу века."
Сенегал получил независимость только в 1960 году.
Выходим из музея и продвигаемся по живописным улочкам к главной достопримечательности острова — Дому Рабов.
Вот и главный памятник острова. Он символизирует позорную страницу истории Западной Африки — работорговлю.
Дом рабов, вход 1$.
На втором этаже в этом же доме жили европейские работорговцы. Вглубь страны, в джунгли, они предпочитали не соваться.
Да и зачем? Там, в глубине страны гнилостный для европейцев климат, опасные племена с отравленными стрелами.
Ведь чёрных невольников захватят другие африканские племена и приведут на продажу на Горе европейским перекупщикам живого товара.
Невольники ютились на первом этаже в ужасных условиях. Здесь мокрые, холодные стены.
В стены вделаны цепи, к которым приковывались рабы.
Вот в этой камере одновременно содержалось полтора-два десятка прикованных к стенам рабов.
Невольники выводились один раз в день, чтобы справить нужду. Конечно, этого было слишком мало, поэтому в камерах была ужасная вонь и вспыхивали эпидемии.
"Детская". Такое себе "счастливое" африканское детство.
Это зал аукционов.
Здесь разлучались семьи навсегда. Мать могли отравить в Бразилию, отца на Кубу или США, а детей во Французские Карибы. И они больше никогда не видели друг-друга.
За ребёнка могли дать небольшое зеркальце или продавали его даром, "в нагрузку". Оно и понятно, ведь у ребёнка пережить плавание были шансы небольшие.
Вот в таких стеснённых условиях на кораблях переправляли рабов в Америку. В пути через океан погибало около трети невольников, поэтому их покупали с запасом.
Это карта трафика живого товара.
За девственниц и здоровых мужчин давали уже большую плату, чем за детей. За них могли дать уже бутылку рома или ружьё.
Во времена французов на острове возникли свободные метисы, рожденные от связи белого господина с рабыней. В Америке такие метисы были рабами. А французские господа сразу давали свободу и ребёнку и матери. Французы всё таки были более человечные колонизаторы, чем остальные.
Семьи французских дворян, живущих на Горе, остались в далекой Франции.
Белым мужчинам приходилось «жениться» на африканских красавицах.
Их дети пользовались в Сенегале уважением среди аборигенов и властью. Они успешно занимались бизнесом......... работорговлей.
Вот по этому коридору невозврата уводили несчастных на корабли для отправки через океан.
Эта площадка — последнее что видели на родине африканские невольники.
Сколько за 400 лет из Африканского континента вывезли людей в качестве рабов подсчитать трудно. Приводятся разные цифры. Примерно предположим около 14 миллионов вывезено и ещё 6 погибли в пути и заключении.
Сколько надо теперь десятилетий чтобы восполнить этот урон континенту?
Как хорошо, что мы живём не в век работорговли.
Свобода — самое главное в жизни любого существа на Земле..........