Во время планирования нашего путешествия по Молдавии все друзья, уже побывавшие там, усиленно рекомендовали нам заехать в Старый Орхей. Когда же мы спрашивали, что же там есть интересного, ответы получали самые разнообразные, но все, как один, сводившиеся к такому: "Поезжайте, там очень красиво, сами всё увидите!". В сети тоже ничего толкового, четкого и ясного, как я люблю, про Старый Орхей написано не было. Было, что это, мол, такой историко-культурный комплекс, где на огромной площади можно увидеть развалины крепостей, монастырей и домов живших там на протяжении веков разных народов. Вас вдохновляет такое описание? Вот и меня не вдохновило. Но друзья с тем, что там красиво, продолжали настаивать. И мы с Антоном решили, что, если будет хорошая погода, то мы поедем, а если нет, то не будем же под дождем месить глину в горах, где этот Старый Орхей находится?
1.
2.
И вот, накануне планируемой поездки погода в Кишиневе, откуда мы туда собирались отправиться, установилась просто замечательная. Ей удивлялись даже сами коренные молдаване. "Как странно, — говорили они нам, — обычно в середине ноября уже даже снег идет, а тут солнечно и вдобавок тепло!". В общем, погода явно намекала нам на то, что надо ехать. Ну, мы ее послушались, собрались и поехали.
Правда, добираться в Старый Орхей оказалось совсем не простым делом. До деревеньки под названием Бутучены, в окрестностях которой он, собственно, находился, маршрутки ходили всего два раза в день и в такое время, которое нас категорически не устраивало. Можно было доехать до городка Орхея (не Старого, а просто Орхея), взять там такси и дальше уже держать путь на нем, но такси нам тоже не подходило — это не спортивно. Третьим вариантом было добраться до развилки на Старый Орхей на маршрутке, а затем еще 15 километров попутным транспортом. Вот его-то мы и выбрали. Правда, пользование попутками здесь оказалось вовсе не автостопом в чистом виде, а неким его гибридом с шерри-такси. Машины стопились легко, но все водители, как выражается уважаемый мною Антон Кротов, были деньгопросами, и сами пассажиры этому очень способствовали. Водитель тормозил у всех стопящих, сажал их в машину, затем они выходили в нужном месте и сами по умолчанию давали ему по одному-пять лей. В принципе, денег не жалко, жалко науку автостопа. Ну, да ладно. В общем, если опустить кучу подробностей, вскоре мы оказались всего лишь в километре от Бутучен рядом с руинами древней крепости.
3.
4.
Итак, что же такое Старый Орхей? Это место когда-то было древним городом. Но сейчас здесь давно уже никто не живет, и оно объявлено историко-культурным комплексом. Территория Старого Орхея действительно большая, но это вовсе не значит, что, приехав туда, вам придется часами ходить от одного интересного объекта к другому. Большинство из них расположены кучно, а те, до которых надо долго идти или ехать, как раз на любителя. Ну, к примеру, на отшибе находятся развалины мечети, руины турецкой бани и нескольких крепостей. Мы решили, что вполне без них обойдемся. Вообще же, вся "фишка" Старого Орхея в том, что он всегда располагался среди гор на банано-образном, вытянутом в длину полуострове в излучине речки Реут.
5.
С обеих сторон берега этого полуострова жутко крутые, высокие и скалистые, то есть, с точки зрения обороны от злобных врагов это место было великолепно во всех отношениях — подобраться к городу и взять его штурмом даже без крепости шансов было маловато, а с крепостью, сложенной из местного известняка, и подавно!
Как я уже говорила, в Старом Орхее кто только не жил на протяжении веков. Археологи даже находят тут вазы, горшки и прочие черепки, датированные еще аж несколькими веками до новой эры.
6.
7.
Позже татаро-монголы возвели здесь свое городище. А потом, когда они ушли, тут снова поселились местные жители. Правда, уже ближе к нашим временам они перебрались на 18 километров в сторону и основали город Новый Орхей. Этот Новый Орхей потом стал называться просто Орхей, а на месте бывшего Орхея какое-то время существовала деревушка, но и она почила в бозе где-то в 18 веке. Перевелись у народа, по всей видимости, враги и место стало невостребованным. Но зато там осталось много всяких интересных древностей, и мы с Антоном решили побывать на полуострове, чтобы осмотреть, по крайней мере, две из них — скальный скит, построенный монахами в 15 веке, и симпатичную церквушку, воздвигнутую неподалеку от него в конце 19-ого.
Но мы, конечно, не полезли покорять Старый Орхей подобно его врагам напролом по отвесным скалам. Теперь с одной из сторон к древнему городу можно подняться по довольно широкой протоптанной тропе, а особо прыткие раздолбаи въезжают сюда даже на машинах, за что регулярно получают по шее от сотрудников историко-культурного комплекса, офис которых расположен у подножия.
8.
"Ну, скит и скит, — думали мы, когда поднимались к нему и останавливались, чтобы сфотографировать то и дело открывавшиеся с тропы симпатичные пейзажи: реку, пасущихся коров на ее берегах, серпантин узенького шоссе, крыши деревенских домов, скалы и утесы с обножившимися известняками. — Что мы скитов не видели, что ли?"
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Он был первым на нашем пути. Небольшая башенка колокольни с несколькими подвешенными под крышу колоколами и крест на обрыве рядом с ней.
16.
По легенде, уже давно ходящей в этих краях, нужно прикоснуться к кресту и обойти вокруг него, и тогда все самые сокровенные желания обязательно сбудутся. Избитая легенда, подобные которой любят придумывать гиды специально для туристов. Вот, собственно и всё. Но когда мы подошли к скиту, то неожиданно для себя увидели дверь.
17.
Открыли ее и перед нашими глазами появилась каменная лестница, сбегающая куда-то вниз.
Свет, падающий в окно двери с улицы.
18.
Мы спустились по ней и... обомлели. Мы оказались в небольшом гроте. Справа находился выдолбленный в скале алтарь, слева — столик с иконами и свечами, за которым стоял самый настоящий инок, отшельник, монах — с густой спутанной бородой и в черном одеянии. Честное слово, ощущения были такие, как будто мы попали на съемки фильма о жизни отшельников Средневековья. Я даже застыла в изумлении!
19.
Антон заговорил с монахом первым. А тот как будто только и ждал этого — на чистом и свободном русском языке без капли акцента он поведал нам об истории скита, который теперь, кстати, превращен в действующий монастырь. Его в 15 веке прорубили в скалах искавшие уединения и скрывавшиеся от преследований монахи. Попасть в скит можно было только со стороны реки, поднявшись по веревочным лестницам по отвесным скалам. Тот же туннель с каменной лестницей, по которому вошли сюда мы, появился здесь лишь четыре века спустя.
— Вы, если хотите, можете всё посмотреть сами. Видите дверь? — инок показал нам на низенькую дверцу с противоположной стороны от входа. — Через нее попадали сюда раньше монахи. Она открыта, только будьте осторожнее, никаких ограждений на скалах нет.
Мы приоткрыли дверцу и у нас снова захватило дух от смешанного с удивлением восхищения. Мы оказались на балконе, точнее на узком каменном карнизе. Внизу, не меньше, чем в ста метрах, извиваясь, текла речка, а скалы будто бы падали в нее со всей своей высоты. А ведь это именно по ним поднимались сюда на веревках монахи! И поднимались не налегке, а частенько с провизией в корзинах, с пожитками, с какими-то вещами. Сколько же физических сил требовалось этим людям, сколько мужества, чтобы перебороть страх перед высотой. Стоит только взглянуть вниз, и уже начинает кружиться голова, а они так жили...
Уступ.
20.
Высота.
21.
22.
Кстати, что касается жизни в скиту, то монахи прорубили себе здесь кельи — маленькие блоки-ячейки, в которых они спали и рядом с коими готовили себе пищу.
23.
24.
Тот же отшельник, с которым мы познакомились сейчас, тоже живет здесь, хотя, конечно, не постоянно. Для этого он соорудил себе нечто вроде кровати в одной из ниш грота, застелил ее одеялами, а для дополнительного тепла поставил печку. Провизией его снабжают служители расположенной рядом церквушки и деревенские жители. Одного из них мы как раз встретили, когда поднимались сюда, он шел с сумками и поздоровался, обгоняя нас. Каково ему здесь живется, почему он выбрал именно такой путь, монах не стал распространяться, а мы не стали терзать его вопросами. Это — его выбор и его философия...
Прежде чем спуститься с холма, мы осмотрели и церковь — ухоженную, миниатюрную и симпатичную.
25.
26.
А затем пошли в Бутучены. Это село привлекло нас еще, когда мы разглядывали сверху крыши его домов.
27.
А теперь оказалось, что и у других путешественников и туристов оно вызывает нехилый интерес. Так, мы прошли лишь по единственной улице и встретили сразу целых три туристических пансионата, оформленных в традиционном молдавском стиле. Выяснилось, что в них останавливаются в основном иностранцы, которые балдеют от экологически чистого, сельского отдыха, так называемого, агротуризма, коий сейчас всё больше и больше входит в моду у жителей мегаполисов. Здесь же за несколько сотен евро они живут в деревенских хатах, дышат свежим воздухом, общаются с курами, утками, гусями, козами и лошадками, при желании возделывают огороды или работают на виноградниках по-соседству, в общем, ведут деревенский образ жизни и от него кайфуют.
28.
29.
30.
31.
Но мы с Антоном — не фанаты агротуризма (нам бы как-нибудь вообще от дачи отделаться!), а потому решили прогуляться по Бутученам, чтобы познакомиться с местными особенностями быта. Дело в том, что в офисе историко-культурного центра нам сказали, что где-то здесь, в деревне, есть музейный дом, в котором воссоздана обстановка обычного сельского молдавского дома, в котором жили обыкновенные крестьяне на рубеже 19-20 веков. Этот дом мы нашли быстро. Небольшой, но каменный, с террасой и с колоннами, покрашенный в веселый сиреневый цвет, и с покрытой камышом крышей.
32.
Рядом с ним — ухоженный дворик со сложенными опять-таки из камня подсобными помещениями — башкой (летним домом), погребом, где хранили вино и продукты, сушилкой, в которой делали сухофрукты, и мельницей, на которой мололи муку и готовили крупы.
33.
34.
Несмотря на свои, казалось бы, несерьезные размеры, в таких домах всегда было по несколько комнат: прихожая, спальня с плитой или печкой и гостиная. Правда, внутрь домика мы не попали, он уже оказался закрыт. Но, что интересно: ежели говорить о его внешнем виде, то большинство таких же, только жилых домов мы встретили в Бутученах, когда просто шли по улице. То есть, за прошедший век стиль строительства хат здесь ничуть не изменился, и делают их точно такими же, как и столетие назад. Разве что, вместо камыша иногда черепицу кладут.
35.
А еще здесь буквально каждый двор оборудован просто потрясающими по красоте въездными воротами. Дверцы этих ворот крепятся на мощные каменные столбы. Причем, у каждого двора столбы и ворота абсолютно разные, украшенные своими особыми орнаментами и узорами, и ни в коем случае не повторяют любые другие. Это — еще одна "фишка" Бутучен. Рисунки на столбах — гордость местных жителей. Технику их нанесения они передавали из поколения в поколение, даже состав краски, которой выполнены орнаменты, они изобрели сами, и в некоторых семьях здесь ее делают до сих пор. Сами узоры всегда тоже что-то обозначают. Например, солнце — это символ духовного начала, а также плодородия, цветок — символ любви и весны, луна — символ материального благополучия, звезда — символ вечности.
36.
37.
38.
39.
На колодце тоже.
40.
Но среди прочих встречаются и такие символы, которые не требуют расшифровки. Так, к примеру, на одних воротах нам встретились символы Олимпиады, которая проходила в Москве в 1980-м году. Не иначе, как хозяин того дома раньше был спортсменом или любителем разных спортивных мероприятий. :)
41.
В общем, что тут говорить: во всех смыслах наша радиалка в Старый Орхей удалась на славу. Мы отлично прогулялись, восхитились скальным подземным монашеским скитом, природными красотами и умениями бутученцев. Побольше бы такого обилия впечатлений, честное слово! Спасибо друзьям, которые посоветовали и настояли на том, чтобы мы побывали в этом местечке.
42.