2 материалa по 1 объекту, 39 фотографий
- Украина, Государственный историко-культурный заповедник «Буша» в селе Буша Ямпольського района Винницкой области
Языческий скальный храм с уникальным барельефом в Буше
Этот совет является частью дневника «Памятники и объекты, достойные внимания»
Этот скальный храм является памятником культуры номер 1003 ::))))
Посетить его можно только в сопровождении работника заповедника. Сам барельеф находится прямо у входа. По словам нашего проводника — девушки, которая сама активно участвует в продолжающихся раскопках на территории заповедника (но об это подробнее в материале собственно о заповеднике), этот барельеф случайно обнаружил местный камнетес, зарабатывающий добычей песчаника для строительства в середине 19 века. К счастью, он не разбил очень удобную для его нужд плиту, а сообщил как-то профессору В. Б. Антоновичу, который исследовал его в 1883 году. Так во всех, встреченных мною источниках, открытие барельефа приписывают именно Антоновичу, но, может быть они имеют в виду, что он открыл его для всего ученого мира:))
Я перед посещением Буши видел несколько фото этого барельефа, но почему-то мне показалось, что его размер не более полуметра. Оказалось, это довольно внушительная плита...
Сюжет этого барельефа оказался уникальным, более не встречающийся нигде в мире (даже в письменных источниках). Нет и абсолютно точной расшифровки сюжета, как и точной даты его создания. Только совершенно ясно, что он дохристианский. Я расскажу наиболее распространенную версию, которую нам пересказала и наш гид,
На барельефе изображена фигура женщины, молящейся под деревом без листьев. На дереве сидит петух. На верху прямоугольная рамка, на которой ранее была надпись. Сзади находится олень. Совсем недавно ученым удалось восстановить надпись, она гласила «Азм есмъ Миробог жрец Ольгов». Ученые-славянисты предполагают, что барельеф повествует об ужасной судьбе поселения, уничтоженного во время набега чужого племени. Засохшее дерево символизирует смерть и огромную скорбь, которую испытывает выжившая женщина по своим сородичам. Петух символизировал души умерших. У древних славян петух был защитником от темных сил, чей голос был для них страшнее смерти. Рамка — как бы портал в царство мертвых. женщина молит, что бы души соплеменников были приняты там. Олень же — символ возрождения. Наиболее вероятное время создания этого изображения — второй век нашей эры.
Барельеф, открытый в конце 19 века, оказался практически под открытым небом и более ста лет подвергался воздействию климата. Сравнение с ранними фото показывают, как сильно он пострадал за это время. Сейчас работники заповедника построили вокруг входа в пещерный храм стены и накрыли прозрачной крышей.
На мягких стенах пещеры есть так же другие подписи, указывающие на то, что храм позже использовался и христианскими отшельниками. Вот, например четкая дата 1527 год, рядом изображение креста и всевидящего ока.
Исторический факт, что город Антополь, который был на месте нынешней Буши, был полностью уничтожен во время татарского набега в 1524 году. Спустя три года в пещерном храме поселился монах, который два раза вырезал свое имя. Один раз вместе с длинной эпитафией почти на входе.
Второй раз уже на входе во вторую келью храма. Благодаря этому сохранил свое имя в веках!. (Каетан Пеуниан, сын Христоса, то есть — священнослужитель).
Да, здесь два помещения, которые считаюся келиями. Первое прямо за плитой на входе.
Второе чуть левее.
Оно просторнее, здесь и жил Каетан Пеуниан.
Вот за много лет так и не смог научить супругу делать перед съемкой пол-жима кнопки камеры, что бы камеры успела навести резкость...
Кстати, именно факт полного уничтожения города в 16 веке и дает повод ученым скептикам оспаривать возраст барельефа. Они считают, что именно выжившая в тех событиях женщина и изображена монахом-отшельником пятьсот лет назад. Но вот почему он, христианский священнослужитель, использовал при этом языческую древнеславянскую символику, они не отвечают...
P.S, Современный эзотерики приписывают этому храму свойства места особой женской силы. Сейчас можно встретить предложения поездки к "Своему Женскому счастью в место силы Буша" (это цитата названия экскурсии). Вот несколько фраз из описания:
— Сакральное место Женской силы Буша известна во всем мире
— Там все пространство насыщено гармонией и Любовью
— Очень многогранное пространство, дает знания, сокрытые в родовой памяти...
Как Вы понимаете, у меня в материале только факты.
- Адрес:
Государственный историко-культурный заповедник «Буша» в селе Буша Ямпольського района Винницкой области
turbina.ru/authors/Shche/trav… - Дополнительная информация:
посещение возможно только в сопровождении работника заповедника
Дешёвый ✈️ по направлению Буша
- 31 окт 2015, 00:03удалитьВот за много лет так и не смог научить супругу делать перед съемкой пол-жима кнопки камеры, что бы камеры успела навести резкость...
Ни одна жена не будет другим женщинам своего мужа рекламировать.
Павел, спасибо за материал! Я про это место слышал, но мало что о нём знал. - 31 окт 2015, 00:05удалить
ERCHOVнаписал 30 октября в 23:03
//Вот за много лет так и не смог научить супругу делать перед съемкой пол-жима кнопки камеры, что бы камеры успела навести резкость...//
Ни одна жена не будет другим женщинам своего мужа рекламировать.
:))) - 31 окт 2015, 00:08удалить
ERCHOVнаписал 30 октября в 23:03
.
Павел, спасибо за материал! Я про это место слышал, но мало что о нём знал.
Я не скажу, что слышал много... Даже в закладках у меня была Буша, как место одной из разрушенных крепостей. Но скальный храм оказался реально сильнее (я попробую на днях продолжить про Бушу, но знаю, что ближайшие дня четыре буду занят).
Что бы туда поехать, пришлось дать существенный крюк по плохим дорогам, но я не пожалел... - 31 окт 2015, 00:20удалитьПаша, очень интересно! Спасибо!
Относительно языческих символов и христианства — очень много таких символов используется церковью. Например, всевидящее око, о котором ты упомянул известно еще со времен древнего Египта. - 31 окт 2015, 00:50удалить
Lesik1написала 30 октября в 23:20
Паша, очень интересно! Спасибо!
Относительно языческих символов и христианства — очень много таких символов используется церковью. Например, всевидящее око, о котором ты упомянул известно еще со времен древнего Египта.
На счет перенятых символов все понятно, ведь христианство не на пустом месте возникло, но петух, портал, подпись на нем, олень... - 31 окт 2015, 11:03удалитьПаш, — ВТОРОЙ ВЕК?????????
они не офигели с датами? По-моему это нонсенс! Штука удивительная и великолепная, но .... 2 век это по-моему перебор :))) - 31 окт 2015, 11:07удалить
ArkadiyGabнаписал 31 октября в 11:03
Паш, — ВТОРОЙ ВЕК?????????
они не офигели с датами? По-моему это нонсенс! Штука удивительная и великолепная, но .... 2 век это по-моему перебор :)))
Я тоже так думаю, но писать про это не стал..... - 31 окт 2015, 11:20удалить
ERCHOVнаписал 31 октября в 11:07
Я тоже так думаю, но писать про это не стал.....
Максим, это ни в коем разии не наезд (и Паша не из тех людей, кто этого не понимает) просто может он знает что-то чего не знаем мы. И я бы с удовольствием это почитал :) - 31 окт 2015, 14:21удалить
ERCHOVнаписал 31 октября в 10:07
Я тоже так думаю, но писать про это не стал.....
ArkadiyGabнаписал 31 октября в 10:03
Паш, — ВТОРОЙ ВЕК?????????
они не офигели с датами? По-моему это нонсенс! Штука удивительная и великолепная, но .... 2 век это по-моему перебор :)))
Уважаемые, в чем перебор? Я не историк, но тут несоотвествия не увидел, хотя сейчас в инет заглянул...
— Славянские племена отделились от индоевропейской сообщности в 5 веке до нашей эры
— Расселение славян на север началось в 4 веке с Прикарпатья и верховий Днестра (Буша находится в Прикарпатье в верховье Днестра)
— Формирование заметного массива славян как единого этноса произошло в в ареале киевской археологической культуры во 2-4 веках...
Если бы назвал это чем-то раннехристианским, то явный перебор, а с язычеством в те времена в тех местах проблем не вижу...
Может у Вас есть какие аргументы? - 31 окт 2015, 14:39удалить
Shcheнаписал 31 октября в 14:21
Уважаемые, в чем перебор? Я не историк, но тут несоотвествия не увидел, хотя сейчас в инет заглянул...
— Славянские племена отделились от индоевропейской сообщности в 5 веке до нашей эры
— Расселение славян на север началось в 4 веке с Прикарпатья и верховий Днестра (Буша находится в Прикарпатье в верховье Днестра)
— Формирование заметного массива славян как единого этноса произошло в в ареале киевской археологической культуры во 2-4 веках...
Если бы назвал это чем-то раннехристианским, то явный перебор, а с язычеством в те времена в тех местах проблем не вижу...
Может у Вас есть какие аргументы?
Павел, я лично ни в коей мере не хочу поссориться, как и спорить вообще. Просто мне кажется, что плита более позднего периода. Аргументов нет — нутром чую. - 31 окт 2015, 14:51удалить
ERCHOVнаписал 31 октября в 13:39
Павел, я лично ни в коей мере не хочу поссориться, как и спорить вообще. Просто мне кажется, что плита более позднего периода. Аргументов нет — нутром чую.
Ну за плиту-то ссорится никто не станет;)) но египтяне тысячелетиями ранее и не такое высекали...
Да уж, к одиннадцати туз, получается;)))
Вот и модераторы не поверили в уникальсть;)) - 31 окт 2015, 14:52удалитьПаш, резьба мне видится чересчур детальной и тонкой для II века. Это скорее всего известняк, и он не самый мягкий материал для работы, а тут такие изыски
Второе сомнение — сам камень. Я только что видел армянские хачкары VII-VIII веков, так там вся плита это одна сплошная почерневшая от времени губка (при том, что армяне использовали "железобетонный" базальт.
Но если, ты говоришь II, значит второй и ни каких гвоздей :))))) - 31 окт 2015, 15:01удалить
ArkadiyGabнаписал 31 октября в 13:52
Паш, резьба мне видится чересчур детальной и тонкой для II века. Это скорее всего известняк, и он не самый мягкий материал для работы, а тут такие изыски
Второе сомнение — сам камень. Я только что видел армянские хачкары VII-VIII веков, так там вся плита это одна сплошная почерневшая от времени губка (при том, что армяне использовали "железобетонный" базальт.
Но если, ты говоришь II, значит второй и ни каких гвоздей :)))))
Аркаш, тебе, знатоку камней, доверие всеполнейшее. Я же считаю, вай нот, все может быть... Вот здесь busha2.narod.ru/chram/photo.h… самое наукообразное, что я раскопал. Там много информации, часть мне не понятна:))) Если не хочется идти по ссылке, то приведу одну цитату:
"Так, Б. Рыбаков, Г. Вагнер датируют его І-III ст., И. Винокур и Р. Забашта — II-V ст., М. Кондаков, К. Мельник, а также В. Даниленко — IX-Х ст., Г. Врангель — XI-XII ст., О. Спицин считал рельеф средневековым. Д. Щербаковский — таким, что не противоречит христианской идее, О. Формозов — не датировал его не раньше первой четверти XVI ст." - 31 окт 2015, 15:08удалить
Shcheнаписал 31 октября в 15:01
Аркаш, тебе, знатоку камней, доверие всеполнейшее. Я же считаю, вай нот, все может быть... Вот здесь busha2.narod.ru/chram/photo.h… самое наукообразное, что я раскопал. Там много информации, часть мне не понятна:))) Если не хочется идти по ссылке, то приведу одну цитату:
"Так, Б. Рыбаков, Г. Вагнер датируют его І-III ст., И. Винокур и Р. Забашта — II-V ст., М. Кондаков, К. Мельник, а также В. Даниленко — IX-Х ст., Г. Врангель — XI-XII ст., О. Спицин считал рельеф средневековым. Д. Щербаковский — таким, что не противоречит христианской идее, О. Формозов — не датировал его не раньше первой четверти XVI ст."
Богатый разлет :)))))))
Куда нам простым дилетантам тягаться с настоящими профи. Будем считать, что эту прелесть изготовили где-то между 1 и 16 веками :))))))
Но штука действительно классная, тут спора нет! - 31 окт 2015, 17:13удалить
ArkadiyGabнаписал 31 октября в 14:52
Паш, резьба мне видится чересчур детальной и тонкой для II века. Это скорее всего известняк, и он не самый мягкий материал для работы, а тут такие изыски
Второе сомнение — сам камень. Я только что видел армянские хачкары VII-VIII веков, так там вся плита это одна сплошная почерневшая от времени губка (при том, что армяне использовали "железобетонный" базальт.
Но если, ты говоришь II, значит второй и ни каких гвоздей :)))))
Качество резьбы меня, как раз, не смущает. А вот то, что камень, как новый — да. Но при любом раскладе — красотища! - 31 окт 2015, 17:28удалить
Shcheнаписал 31 октября в 00:50
На счет перенятых символов все понятно, ведь христианство не на пустом месте возникло, но петух, портал, подпись на нем, олень...
А чем тебя петух смущает? Ты же все сам прекрасно описал, чему какой символ соответствует. Я противоречий никаких не вижу. - 31 окт 2015, 17:36удалитьЛюбопытно! Меня вот II век не напрягает:) Но вот что интересно, неужели какого-нибудь спектрального анализа не придумали, для установления более-менее точного времени?
- 31 окт 2015, 17:58удалить
Norisfoxнаписала 31 октября в 17:36
Любопытно! Меня вот II век не напрягает:) Но вот что интересно, неужели какого-нибудь спектрального анализа не придумали, для установления более-менее точного времени?
Лен, насколько я понимаю, спектральный анализ может показать возраст камня, а с возрастом резьбы по нему такой анализ не справится :)). - 31 окт 2015, 20:42удалить
Lesik1написала 31 октября в 17:58
Лен, насколько я понимаю, спектральный анализ может показать возраст камня, а с возрастом резьбы по нему такой анализ не справится :)).
А у египетских возраст как они определяют? - 31 окт 2015, 21:00удалитьВообще, Павел, материал реально интересный! Почему он не прошёл на Главную, остаётся лишь развести руками.
Утешу, я в подобных ситуациях бывал неоднократно. - 31 окт 2015, 23:17удалить
Lesik1написала 31 октября в 16:28
А чем тебя петух смущает? Ты же все сам прекрасно описал, чему какой символ соответствует. Я противоречий никаких не вижу.
Петух не смущает, как раз он указывает на дохристианский период создания этого барельефа - 31 окт 2015, 23:33удалить
Norisfoxнаписала 31 октября в 16:36
Любопытно! Меня вот II век не напрягает:) Но вот что интересно, неужели какого-нибудь спектрального анализа не придумали, для установления более-менее точного времени?
Lesik1написала 31 октября в 16:58
Лен, насколько я понимаю, спектральный анализ может показать возраст камня, а с возрастом резьбы по нему такой анализ не справится :)).
Я не специалист в данной области, но ситуацию здесь вижу так. (если кто-то прочитавший, знает лучше, добавьте, или опровегните, я с удовольствием для себя узнаю точнее).
Спектральный анализ для определения возраста вообще не при чем. Такой анализ может дать только состав сплава, или укажет правильно материал.
Для определения возраста наиболее точным и общепринятым является радиоуглеродный анализ. Но для него нужно что-то органическое. Если в камне обнаруживается частички орагиники, то можно определить их возраст, и тогда сделать вывод, что процесс последней обработки камня не позже этого, но вот на сколько раньше не определить.
С металлами чуточку проще. Чистых металлов нет, все равно этого в какой-то пропорции сплавы. В момент производства сплава его структура однородна, со временем более тяжелые частицы перемещаются к краям, а легкие к центру. Такую структуру можно рассмотреть в растровый электронный микроскоп. И то, точную характеристику времени дать очень сложно, так можно только определить подлинность предмета с точки зрения его давнишнего происхождения. Нет ни какого способа создать сплав с градиентным распределением по весу частиц.
Вот и существует проблема с определением возраста камней, точнее возраста физического воздействия на них. Помните мой (довольно резонансный ранее, кстати, то же не удостоенный чести побывать на главной) материал про камни города Ика в Перу? ("То, к чему человечество еще не готово",- камни города Ика). Там тоже нет органических останков на камнях, потому нет возможности точно определить время нанесения на них рисунков. От туда и противоречия, и загадка и все остальное:)) - 31 окт 2015, 23:39удалить
ERCHOVнаписал 31 октября в 20:00
Вообще, Павел, материал реально интересный! Почему он не прошёл на Главную, остаётся лишь развести руками.
Утешу, я в подобных ситуациях бывал неоднократно.
Макс, спасибо за внимание. Мне тоже этот материал кажется интересным. Парадокс в том, что я могу примерно угадать, что из моих писулек попадет на Главную, но лично я как правило размещал бы другое. Вот за эту неделю у меня было 6 материалов, и два из них, на мой вгзляд как раз наиболее достойные, на Главную не прошли (этот и пещеры Вьетнама). Лично я, если бы мне предложили из шести не включать два, не ставил бы Нару и монастырь Сопотчаны...
верь/не верь, я конечно обращаю внимание на то, что попадает а Главную, что нет, но давно перестал этому предавать особое значение...
Не исповедимы пути модераторовы:))) - 1 ноя 2015, 09:06удалить
Norisfoxнаписала 31 октября в 20:42
А у египетских возраст как они определяют?
Лен, как, что и каким образом они определяют, нам с тобой подробно объяснил Паша. :)) - 1 ноя 2015, 09:08удалить
Shcheнаписал 31 октября в 23:33
Я не специалист в данной области, но ситуацию здесь вижу так. (если кто-то прочитавший, знает лучше, добавьте, или опровегните, я с удовольствием для себя узнаю точнее).
Спектральный анализ для определения возраста вообще не при чем. Такой анализ может дать только состав сплава, или укажет правильно материал.
Для определения возраста наиболее точным и общепринятым является радиоуглеродный анализ. Но для него нужно что-то органическое. Если в камне обнаруживается частички орагиники, то можно определить их возраст, и тогда сделать вывод, что процесс последней обработки камня не позже этого, но вот на сколько раньше не определить.
С металлами чуточку проще. Чистых металлов нет, все равно этого в какой-то пропорции сплавы. В момент производства сплава его структура однородна, со временем более тяжелые частицы перемещаются к краям, а легкие к центру. Такую структуру можно рассмотреть в растровый электронный микроскоп. И то, точную характеристику времени дать очень сложно, так можно только определить подлинность предмета с точки зрения его давнишнего происхождения. Нет ни какого способа создать сплав с градиентным распределением по весу частиц.
Вот и существует проблема с определением возраста камней, точнее возраста физического воздействия на них. Помните мой (довольно резонансный ранее, кстати, то же не удостоенный чести побывать на главной) материал про камни города Ика в Перу? ("То, к чему человечество еще не готово",- камни города Ика). Там тоже нет органических останков на камнях, потому нет возможности точно определить время нанесения на них рисунков. От туда и противоречия, и загадка и все остальное:))
Спасибо, Паша.