Что вы знаете о Бурунди? Скорее всего, немного. На русскоязычных сайтах нет достаточного количества информации об этом небольшом африканском государстве. Колониальное прошлое, военные перевороты, кровавые гражданские войны, последняя из которых закончилась не так давно, безусловно, не способствовали процветанию этой страны.
Прочитав статью известного российского блоггера, посетившего Бурунди несколько лет назад, мы не ожидали увидеть там ничего кроме грязи, нищеты и повального пьянства. К счастью, наши ожидания не оправдались.
Дорога к заветной цели заняла почти двое суток. После трех перелётов и двух долгих пересадок, мы, наконец вышли из оригинального здания аэропорта в столице — городе Бужумбуре.
Так как практики аренды автомобиля в Бурунди пока ещё нет, наш друг и опытный путешественник, Михаил, заранее списался с местным жителем, который готов был предоставить нам свою машину во временное пользование. Приятным бонусом оказался водитель Тери, который сопровождал нас во время всего путешествия.
Когда мы подъехали к столице уже темнело, но, тем не менее, в центре города было достаточно оживлённо. Отель нас не разочаровал, очень чистый и с хорошим сервисом. Правда, на всю страну он один такой.
Ещё один наш друг и тоже опытный путешественник, Денис, разработал программу нашего пребывания в Бурунди, к осуществлению которой мы приступили на следующее утро.
Первым ее пунктом было знакомство со столицей.
Когда россиянин хочет описать место, где нищета соседствует с богатством, он обычно говорит: «Как в Шанхае». Сейчас это высказывание уже неактуально, так в Шанхае уже все хорошо. А вот если сказать "как в Бужумбуре", то попадёте в самую точку.
Окраины города, да ,пожалуй и центральные улицы, не поражают воображение чудесами архитектуры, все довольно таки убого. Но если подняться чуть выше в гору, то можно увидеть очень симпатичные домики и даже богатые особняки. На вершине горы находится монумент, на котором написан девиз Бурунди. Сфотографировать его оказалось непросто, а подойти ближе просто невозможно.
По каким-то неведомым причинам подходить к памятникам, монументам, бюстам политических лидеров в этой стране строго запрещено. Они или загорожены заборами, или охраняются полицией, а иногда и то и другое. Так что нам оставалось только любоваться раскинувшейся внизу панорамой города и видом на озеро Танганьика.
Следующим пунктом программы было посещение маленького зоопарка, который почему-то называется музеем. Его обитатели не имеют ничего общего с музейными экспонатами, они вполне бодрые и живые. Правда, после нашего визита таковыми остались не все. В музее-зоопарке предлагается варварская опция — кормить хищников живыми кроликами и морскими свинками. Жизнь очаровательного белого кролика нам с Денисом удалось отстоять, а вот две морские свинки погибли в зубах крокодила и леопарда. И не без Мишиного вмешательства.
Я не фанатка морских свинок, но наблюдать их гибель совсем не хотелось, поэтому я отправилась к вольеру с двумя вполне дружелюбными шимпанзе.
После того, как мы скормили им связку бананов и даже пожали руку, пришло время отправиться на жемчужину Бурунди — озеро Таньганьика.
Это озеро одно из самых удивительных мест на нашей планете. Оно второе по глубине после Байкала и в нем обитают уникальные виды рыб.
Тери привёз нас на городской пляж.
Там не было многолюдно.
Нам встретился только один любитель пляжного отдыха.
Мы решили, что присоединяться к нему не стоит, и отправились в небольшой национальный парк, где в озеро впадает река Русизи.
Хочу отметить, что Бурунди идеальное место для тех, кто не любит скопления туристов. За все время пребывания нам не встретился ни один представитель этого племени. Поэтому без очередей и прочих проволочек мы отправились на лодке к месту слияния реки и озёра.
Река берет своё начало в Конго, а цвет ее воды грязно- коричневый. На границе видна чёткая разница между темной водой реки и нежно-синей — озера.
И сама Русизи и ее пойма имеют богатый животный мир. К счастью, или к сожалению, не со всеми его представителями нам довелось встретиться. Когда мы проплывали мимо гиппопотамов, которые отдыхали на берегу, Миша яростно колотил веслом по борту лодки, для того, чтобы привлечь их внимание.
А вот крокодилов, обитающих в парке, нам, все же наверное к счастью, увидеть не удалось. Возможно, Миша распугал их своим веслом, а возможно, они просто прятались где-нибудь от жары. Сопровождающий нас сотрудник парка рассказал, что в реке обитает гигантский крокодил по имени Патрик, который не прочь полакомится человеком. Не знаю, насколько правдива была эта информация, проверить никто не захотел.
Помахав на прощание детям, стоящим на берегу, мы отправились дальше.
Наш путь лежал на северо-восток страны. Дороги в Бурунди загружены не сильно, но, тем не менее, скорость передвижения небольшая. Так как дороги узкие, и если впереди медленно едет грузовик, то обогнать его довольно непросто. Своеобразным образом используют грузовики местные велосипедисты.
Кроме этого водителю на дороге постоянно приходиться лавировать между людьми, которые перемещаются прямо по трассе. Особенно это опасно после наступления темноты. Дорога не освещается, а людей вечером ещё больше, чем днём.
В деревнях, которые мы проезжали, люди живут хуже, чем в столице. Но если строения, которые стоят вдоль дороги, даже с большой натяжкой нельзя назвать домами, то чуть в стороне, на солнышке, поблескивали новые крыши. Видимо уровень жизни бурундийцев постепенно повышается. Но не везде. В этом мы убедились, когда приехали в деревню пигмеев.
Чтобы добраться туда, пришлось преодолеть несколько километров отвратительной грунтовой дороги. Когда наш джип остановился, его окружила толпа, мягко говоря, очень бедно одетых и не очень чистых людей.
Они, молча стояли и разглядывали нас. А мы их. Ничего особо «пигмейского» я в них не нашла, разве что очень широкие и приплюснутые носы. Их рост тоже не был существенно меньше, чем у остальных жителей страны.
Было понятно, что приехали мы не для того, чтобы смотреть из окна машины, так что пришлось выходить. Мужчины вышли первые, а я, убедившись в отсутствии каких-либо признаков агрессии, последовала за ними. После того, как Миша сообщил старшему по деревне о том, что он привёз им в подарок свои старые вещи, отношение к нам явно потеплело. Нас провели по деревне и пригласили заглянуть в хижину.
То, что происходило потом, я, честно, описываю со слезами на глазах. С нашей точки зрения — это очень несчастные люди. У них нет ничего, что, как мы считаем, должен иметь человек. Здесь не идёт речь о стандартном "наборе счастья" — дом, машина, дача. Какой дом? Какая дача? Соломенная хижина, одна смена одежды и скудное пропитание. Но, не смотря на это, они умеют радоваться, радоваться — по настоящему, искренне.
Миша попросил, чтобы нам показали школу. Деревенский босс открыл дверь бревенчатой постройки, после чего в неё радостно хлынула толпа детей. Они очень быстро распределись за партами и начали петь хором.
Предполагаю, что первым они исполнили гимн страны. Они пели для нас, совершенно посторонних для них людей, которых видят первый и последний раз в жизни. Они ничего у нас просили, а просто хотели доставить удовольствие. Миша так впечатлился этим представлением, что, когда мы вышли из школы, тоже стал напивать какой-то африканский мотивчик. Взрослое население деревни, стоявшее за дверью, тут же его подхватило, а затем пустилось в пляс. Танцевали все, и старики, и выбежавшие из школы дети. Это было очень приятно и трогательно.
Со смешанными чувствами мы покидали гостеприимную деревню. С одной стороны кажется, что ее жители глубоко несчастные люди, а с другой, все, что мы видели, этого не подтверждает.
В статье, которую я читала перед визитом в Бурунди, автор представил жителей страны лентяями и пьяницами. Никак не могу согласиться с этим. Насколько тяжело работают все бурундийцы, я не знаю, но мы видели много мужчин, женщин и даже детей, которые трудились на полях и на стройках.
Что же касается пьянства, то мне встретился только один человек в хорошо подвыпившем состоянии. Народ по вечерам охотно употребляет местное пиво "Примус", но реально пьяных людей мы не видели.
Но, безусловно, впечатление о стране и ее населении складывается в зависимости от того, какие места ты посещаешь.
Все дальнейшие встречи с местным населением проходили по одному сценарию. Когда мы выходили из машины вокруг нас достаточно быстро собирались дети, затем подтягивались взрослые. Сначала это немного напрягало, потом привыкли. Понятно, что мы для них, куда большая диковинка, чем они для нас. В городе несколько раз просили деньги, но очень ненавязчиво: «Ну не дал, так и не надо». В деревнях никто не попрошайничал. Если детишки подходили слишком близко, взрослые их одёргивали. Может быть, конечно, в целях их безопасности, а не нашей. Наш водитель вполне мог бы неплохо заработать, показывая белых людей своим согражданам, но он не догадался брать плату за просмотр.
Ночевать мы собирались во втором по величине городе — Бурунди Гитеге. По дороге туда, проезжали мимо чайных плантаций.
Отель в Гитеге был не таким комфортным, как в Бужумбуре, но все же вполне пристойным. Мы приехали уже затемно, поэтому рассмотреть окрестности не удалось. Зато утром выпала возможность сфотографировать бюст президента.
А вот попасть в национальный музей не удалось. Тери сказал, что он закрыт, потому что суббота, но глядя на довольно таки потрепанное здание, не создавалось впечатление, что в остальные дни недели он активно посещается.
Не очень расстроившись, мы отправились в деревню барабанщиков. По дороге наблюдали, как бурундийцы проводят выходной день. Все по-разному.
Играют в футбол, общаются, работают на огородах.
Проезжая мимо стройки мы остановились, чтобы сфотографировать процесс переноса земли из одного места в другое.
Занимались этим человек семьдесят. Мы решили посмотреть, что происходит. Миша с Денисом ушли вперед. Уже собираясь идти за ними, мы услышали громкие крики. Первая мысль, которая пришла нам в голову была: «Наших бьют». Предположение не подтвердилось — это было бурное приветствие. Может нам действительно были искренне рады, может это был повод ненадолго отвлечься от нудной работы, но минут десять трудящиеся позировали для фото, смеялись и даже что-то спели.
В деревне барабанщиков картина была совсем другая. Там за выступление запросили немаленькую для Бурунди сумму. Но барабанили от души, с огоньком.
Пока они развлекали нас, Денис развлекал их, запуская дрон. Дети были заворожены этим чудом техники. Сделав совместное фото, мы направились к водопадам.
Последним пунктом программы было посещение истока Белого Нила. Прямо скажем, начало великой реки не очень впечатлил, но видно, что старались.
Чуть выше этого шедевра, на вершине холма стоит пирамида.
На ней надпись на французском.
Вероятно, написано, что отсюда начинает свой путь самая длинная река в мире. Кроме того с этого места открывается великолепный вид.
Стоя на вершине, мы любовались раскинувшимися внизу холмами, покрытыми сочной зеленью, слышали звонкий женский смех, звон колокольчиков и мычание коров.
Уезжать из этого прекрасного места не хотелось, но пора было возвращаться в столицу.
Вот такое получилось у нас «Золотое кольцо Бурунди».
Я искренне верю в то, что замечательные жители Бурунди в скором времени будут жить лучше. Ведь недаром девиз на монументе, с визита к которому мы начали свою программу, звучит так — Единство, Труд, Прогресс.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.