"А король-то голый!" — именно так я хотела назвать заметку, впрочем, все по прядку...
Чанди Мендут находится в 38 км от Джогьякарты и в 3-х км от Боробудура.
Считается, что чанди Мендут возведен царем Индрой – первым из династии Шайлендеров.
Чанди Мендут был обнаружен в 1838 году. До 1863 года памятник представлял собой как бы естественный, заросший растительностью холм.
Первые реставрации проводились в конце 19-го начале 20-го века .
Планировка чанди Мендут достаточно традиционна : собственно храм — целла (внутреннее помещение, где находится фигура божества) с небольшим портиком и трехступенчатой кровлей и высокий постамент с обходом вокруг храма, имеющий ширину, достаточную для ритуальной процессии.Первоначальный вид не приобрел до сих пор, потому что утеряны оригинальные камни, составлявшие крышу храма.
Стена постамента разделена пилястрами на ячейки, где расположены декоративные и сюжетные рельефы с изображением джатак (буддистских притчей).
В настоящем виде кровля памятника плоская, но можно с уверенностью предполагать, что, как и на других индонезийских чанди, на вершине Мендута была большая башня, окруженная восьмью, шестнадцатью и двадцатью четырьмя меньшими башенками, расположенными, соответственно, по трем ярусам кровли.
Рельефы целлы Мендута сохранились достаточно хорошо. На ее настенных наружных рельефах изображены бодхисатвы и богини тары (женские ипостаси бодхисаттв).
В самой целле чанди Мендут находятся три статуи: по центру – Будда Гаутама ( самого большого в Индонезии)
, слева бодхисатва Авалакитешвара, справа – неидентифицированный бодхисатва (есть предположение, что это Ваджрапани).Бодхисаттвы сидят в традиционных позах: с одной подвернутой под себя и одной опущенной ногой.
Но самым необычным или скорее непривычным является то, что Будда Шакьямуни сидит в так называемой «европейской» или «царской» позе: с обеими опущенными на лотосовую подставку ногами и широко разведенными коленями, без каких-либо признаков одежды.
В традиционной иконографии буддизма изображения части тела, относящейся к половым органам, всегда скрыто или позой (асаной) или складками одежды . Поэтому такое изображение Будды для последователей канонического буддизма вероятно является несколько шокирующим.
На оффсайте Мендута эта ситуация не обойдена вниманием: присутствует политкорректное замечание «uncommon but not unknown» – «поза необычная, но не неизвестная».