Во времена Шайлендров Боробудур входил в комплекс храмов, построенных у слияния рек Эло и Прого , которые, как считается, символизировали две главные священные реки индуизма Ганг и Джамну (Ямуну).
Долина Кеду, где находится Борободур, в те времена была местом почитания святилищ, связанных с царской властью и царскими культами.
Самые крупные из дошедших до нас памятников долины Кеду являются Боробудур, чанди Мендут и чанди Павон.
Проводивший первую капитальную реставрацию Борободура 1907-1911 г.г., крупнейший голландский исследователь индонезийской архитектуры Теодор ван Эрп, первым предположил, что когда-то от восточного входа в в Боробудур шла большая дорога до Мендута, которая проходила через Павон и была на всем протяжении украшена стенами с многочисленными башнями, нишами и скульптурами.
Ван Эрп первым определил точную ориентацию всех трех памятников, установив телескоп на вершине Боробудура.
Было выдвинуто предположение, что весь этот комплекс символизирует идею пути (дхармы), ведущего от нынешней жизни к состоянию Будды.
На этом пути Мендут являлся символом подготовительной стадии.
Павон же представлял последнюю мирскую ступень (связанную с кремацией тела) и открывающую путь к Боробудуру, символизирующему последовательность шагов по дальнейшему воплощению в бодхисатву.
В настоящее время эта гипотеза является наиболее распространенной, несмотря на немногочисленность археологических находок подтверждающих ее.
Боробудур построен на естественном холме в долине Кеду, возникшем вокруг огромного гвоздя, которым остров прибит к центру земли. Сама природа вокруг храма всеми силами подтверждает святость этого места – такие виды вы не встретите нигде на планете.