26 материалов по 7 объектам, 390 фотографий
- GPS
- Россия, Болгар
Музей письменности
Полное название Музея письменности — «Восхождение. Становление тюрко-татарской письменности: к вершинам духовного совершенства». К сожалению, в парке мы не побывали и музей письменности увидели лишь с высокого берега. Справа -камни, это и есть музей.
Всего камней — 16, на каждом надписи, соответствующие тому или иному периоду истории. Шестнадцать одинаковых каменных прямоугольных призм с выбитыми на них 12 418 знаками разных алфавитов.
Письменная история тюркского мира, имеющая почти двухтысячелетнюю историю,
представлена в комплексе ансамбля высеченными на каменных стелах фрагментами известных нам текстов, начиная с древних произведений и заканчивая современными шедеврами татарской литературы.
Окунемся в мир истории.
Второй Восточно-тюркский каганат, также Второй Тюркский каганат — средневековое древнетюркское государство на территории Монголии в 682—744 с центром в Отюкене на берегу реки Орхон. Основатель государства — Кутлуг объединил тюркские племена и в результате упорной борьбы с Китаем (Танской империей) возродил Восточно-Тюркский каганат. Бильге-Кутлуг принял титул Эльтериш-кагана.
Музей письменности начинается с копии стелы Кюль-Тегина и раскинувшегося перед ней мозаичного панно с образами и символами дописьменной культуры.
Кюль-тегин (685 (684) — 731) прославился как героический воин и участник множества военных походов, восстановивший гегемонию тюрков-сиров в Центральной Азии.
В 716 году устроил военный переворот, убив Кучук-кагана, посадил на тюркский трон своего брата Могиляна (Бильге-кагана), став его соправителем.
Стела Кюль-тегину — памятник тюркской рунической письменности VIII в. — найдена в 1889 году в Монголии. Надписи дешифрованы в 1893 году датским учёным профессором Вильгельмом Томсеном. Памятник содержит ценные исторические сведения и даёт богатый лингвистический материал.
Письменность у тюркских народов насчитывает 1300 лет, за это время они сменили
несколько форм алфавита для записи своего языка.
Тюркская руника, возникшая в Центральной Азии в VII в., состояла из 35 знаков с некоторыми местными графическими вариантами. Писались они справа налево, и каждый знак чертился отдельно, как правило, не соединяясь друг с другом. Считается, что тюркский рунический алфавит был превосходно приспособлен к тюркскому языку .В VIII–X вв. древнетюркское руническое письмо применялось тюркскими народами, населявшими обширные территории современных Монголии, Прибайкалья, Южной Сибири, Восточного Туркестана, Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, Восточной Европы.
Наряду с рунической письменностью использовался уйгурский алфавит. Уйгурские тексты писались сверху вниз при этом столбцы следовали слева направо. Впоследствии этот алфавит уйгуры передали монголам, а от монголов он перешел к маньчжурам.
В Золотой Орде официальные документы оформлялись как арабской, так и уйгурской графикой.
В Волжской Болгарии арабская письменность вместе с исламом распространяется
с X века.
В XV – начале XX века. татары Волго-Уральского региона (как и все мусульмане России)
использовали исключительно данный вид графики (с добавлением некоторых знаков).
Первоначальный вариант арабографичного старотатарского письма исполь-
зовался до 1920 года и получил название «Иске имля» («Старая орфография»).
В конце XIX – начале XX в. начинается его реформирование. После реформирования оно стало
называться «Яңа имля» («Новая орфография»). Использовалась татарами с ноября 1925 года до введения в 1927 году латинской графики. сс1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР переходу на латиницу был придан официальный статус.
В 1939 г. началась всеобщая кириллизация национальных письменностей СССР. 5 мая 1939 года
первый проект был официально утвержден Верховным Советом Татарской АССР. Но потом в него были внесены изменения в июле 1940 года в алфавит были внесены изменения.
В январе 1997 года парламент Республики Татарстан утвердил новую версию татарского алфавита на основе кириллицы, которая используется по настоящее время.
Всего в музее 16 камней.
1).Камень № 1. Памятник в честь Бильге-кагана.
Бильге-хан Богю — каган Восточно-тюркского каганата с 716 по 734 год.
Мраморная статуя Бильге-хана, Ancient States Gallery, National Museum of Mongolia, Ulaanbaatar. (Из Интернета)
Камень № 2. Памятник в честь Тоньюкука.
Тоньюкук — политический и военный деятель восточных тюрков, стоявший вместе с Кутлугом у истоков формирования Второго Восточно-тюркского каганата (VII — VIII ВВ.), советник при Капаган-кагане и Бильге-кагане, участник и инициатор многочисленных походов восточных тюрков против Империи Тан, киданей, тогуз-огузов, кыргызов и тюргешей.
Камень № 3. Руническая надпись на ручке серебряного сосуда.
Камень № 4. «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»)
Автор -Юсуф Баласагуни (1069 год). Венская (Гератская) рукопись, переписанная
с арабской графики уйгурским 17 июня 1469 года.
Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагуни (около 1016- 1093) — тюркский поэт и мыслитель, живший в XI веке в Караханидском государстве, в городах Кашгар и Баласагун.
Поэма «Кутадгу Билиг» была написана в 1069-1070 годах в Кашкаре, по словам автора за восемнадцать месяцев.
«Кутадгу Билиг» — первое произведение, написанное на языке мусульманских тюрков эпохи Мусульманского ренессанса и полностью сохранившееся в трёх поздних копиях.
Среди них — Венская, по месту нахождения, или гератская, по месту переписки, рукопись. Обнаружена и приобретена у букиниста австрийским ученым Иосифом фон Хаммер-Пургшалем в Стамбуле в 1796 году и передана в Венскую Королевскую библиотеку. Рукопись написана уйгурскими буквами и в ней отсутствует целый ряд бейтов.
Камень № 5. Ярлык Токтамыш-хана.
Ярлык хана Токтамыша польскому королю Владиславу II Ягайлу 1393 года. Ярлык состоит из двух фрагментов восточной бумаги. Текст написан древне-уйгурским письмом.
Оригинал хранится в Главном архиве древних актов Польской Республики (№ 5612). Найден был К.М. Оболенским, (Москва, Архив иностранных дел России) в 1834 г. среди документов польского историка А.С. Нарушевича в Краковском архиве. Оригинал был передан Польше в 1921 г.
Камень № 6. «Кыссаи Йусуф».
Кул Гали (1183—1236) — булгарский поэт, представитель средневековой волжско-булгарской литературы, предположительно погибший во время монгольского нашествия XIII века. Настоящее имя — Мухаммад-хаджи Гали ибн Мирхуджа.
Его наиболее известное произведение — поэма «Кыйсса-и Йосыф» — поэма Кул Гали, была написана в 1233 году. Написана по кораническим сюжетам о Юсуфе. Поэма написана на булгарском языке, некоторые исследователи относят его к огузскому. Поэма посвящена борьбе против шайтана, за человеческое счастье. Это художественная обработка ветхозаветных и коранических преданий об Иосифе Прекрасном и его двенадцати братьях. Текст хорошо известен тюркским народам Поволжья, Урала, Кавказа и Сибири.
В Казани есть памятник ему «Все татары, кроме Я».
По решению ЮНЕСКО был проведен юбилей (1983 год) в связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали.
Камень № 6. «Гулистан – бит тюрки»
«Гулиста́н бит-тюрки́» ( «„Гулистан“ на тюркском») — поэма (дастан) кыпчакского поэта Сайф-и Сараи. Перевод на тюркский язык религиозно-дидактического произведения «Гулистан» персидского поэта Саади. Дидактическая поэма «Гулистан бит-тюрки», состоящая из 5000 строк, была написана Сайф-и Сараи на тюркском (кыпчакском) языке в 1391 году в Египте
Сайф-и Сараи́ (1321- 1391 или 1396) — выдающийся кыпчакский поэт золотоордынской эпохи. По мнению Хатипа Миннегулова, является татарским поэтом. КНЭ и «Исламская энциклопедия» называют его кыпчаком.
Камень № 7. «Нуры содур»
Мухаммедьяр Махмуд Хаджи улы (1496 (или 1497) — 1549) — татарский поэт, религиозный мыслитель и философ первой половины XVI века.
Его поэмы «Дар мужей» («Төхфәи мәрдан» ,1539-40) и «Свет сердец» («Нуры содур»,1542) были заметной вехой в развитии татарской литературы. Mухаммедьяр проповедовал сочувствие и любовь к простому народу, требовал справедливости от правителей. Продолжая восточную поэтическую традицию нравоучительной притчи, поэт широко использовал приёмы татарской устной поэзии.
Камень № 8. «Очерк истории Болгарского и Казанского ханства» Шигабутдина Марджани.
Про Шигабутдина Марджани я уже рассказывал в материале Первый в мире памятник Шигабутдину Марджани.
Исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») был написан им в 1885 году.
Камень № 9. Произведения Г. Тукая.
Про Тукая я подробно рассказывал в материале Уральск — приют для Габдуллы Тукая. В Казани есть памятник ему.
Камень № 9. Пар ат / Пара лошадей.
Стихотворение Тукая, написано в 1907 году..
Камень № 10. Туган тел / Родной язык.
Стихотворение Тукая, написано в 1909 году.
Камень № 11.Произведения Галимджана Ибрагимова.
Галимджа́н Гирфа́нович Ибраги́мов (тат. Галимҗан Гыйрфан улы Ибраһим, 1887-1938 — татарский писатель и языковед, общественный деятель. Один из зачинателей современной татарской советской литературы.
Камень № 12. Произведения Хади Такташа.
Хади Такташ (Такташев Мухамметхади Хайруллович, 1901 — 1931).
Поэт, один из основоположников современной татарской поэзии.
Камень № 12. Произведения Фатиха Карима.
Фатих Валеевич (Ахметвалеевич) Карим (тат. Фатих Кәрим; 1908 -1945) — татарский советский поэт.
Погиб 19 февраля 1945 года, выполняя боевое задание, на подступах к Кёнигсбергу.
Печатался с 1928 года. Первый сборник стихов «Начальная песня» был опубликован в 1931 году. Автор ряда произведений, созданных на фронте: сборники «Любовь и ненависть», 1943; «Мелодия и сила», 1944; повесть «Записки разведчика», 1944.
Камень № 13. Произведения Мусы Джалиля.
Про Мусу Джалиля я рассказывал в материале От военного преступника к Герою Советского Союза.
Камень № 13. BЕR YGЕT
Стихотворение написано Мусой Джалилем в 1943 году.
Камень № 14. Произведения Хасана Туфана.
Хаса́н Туфа́н (тат. Хәсән Туфан, настоящее имя Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов; 1900 -1981 года) — татарский поэт и писатель, народный деятель, лауреат Республиканской премии имени Габдуллы Тукая (1966).
Камень № 15. Произведения Наки Исанбета.
Наки́ Исанбе́т (Наки Сиразиевич Закиров, тат. Nəqi İsənbət, Нәкый Исәнбәт; 1899—1992) — татарский писатель, поэт, драматург, прозаик, учёный-фольклорист и филолог, составитель татарских словарей.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Народный писатель Татарской АССР (1986).
Камень № 16. Нурихан Фаттах «Итиль-река течет»
Нуриха́н Садрильма́нович Фатта́х (тат. Нурихан Садрыйман улы Фәттахов; Nurixan Fәttax, Nurixan Sadrıyman uğlı Fәttaxov; 1928-2004) — татарский писатель, переводчик, автор сочинений по истории и лингвистике.
Роман «Итил» («Итил-река течет» («Итил суы ака торур») написан в 1960 году. Повествует о события 920—930 годов, предшествовавших объединению разрозненных поволжских родов и племён в единое булгарское государство и принятию ими ислама в годы правления Алмыш-хана.
- Адрес:
Болгар
- Дополнительная информация:
Использованы материалы буклета "Музейный парк" (docs.yandex.ru/docs/view?tm=1…)
Дешёвый ✈️ по направлению Болгар
- 28 июл, 11:21удалитьСпасибо за рассказ, мы туда не ходили, вернее, нас туда не водили
- 28 июл, 19:25удалить
Hanyaнаписала 28 июля в 12:21
Спасибо за рассказ, мы туда не ходили, вернее, нас туда не водили
Нас тоже не водили, сверху посмотрели. А там много чего интересного есть.