26 материалов по 7 объектам, 390 фотографий
- GPS
- Россия, Болгар
Малый минарет и Ханская усыпальница Болгара
Понятно, что пешая экскурсия не может охватить вся Болгарское городище. Ведь мы остаточно подробно рассматривали музей Болгарской цивилизации и "Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году" Самый большой печатный Коран в мире, да и не только их.
Рядом с Малым минаретом видна Ханская усыпальница.
Болгары часто посещался различными художниками, сохранилось много изображений Малого минарета в связке с Ханской усыпальницей. Причём как примерно с той точки, что я видел,
Малый минарет и руины Ханской усыпальницы. Состояние на 1894г.
Источник: Альбом "Волга от Истока до Каспия". Москва: А.А.Левенсон. 1903г.
Малый минарет и руины Ханской усыпальницы.
Рисунок И.С.Панов. Источник: Полевой П. "Очерки русской истории в памятниках быта" Том 1. С.Петербург. 1879г.
Даже известные художники изображали Болгар.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830- 1897 — русский живописец, один из наиболее значимых московских пейзажистов пореформенной эпохи, создатель ставшей архетипической и культовой картины «Грачи прилетели». Один из членов-учредителей Товарищества передвижников (с 1870). Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Точная дата посещения Болгара Саврасовым неизвестна. В 1870 годах художник начинает много путешествовать, совершает поездки на Волгу и Оку, в Ярославль и в Нижний Новгород, под Кострому и в Болгары. После посещения Болгара художник написал две картины, они датированы 1872-1874 годами.
Картина "Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты" хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На ней изображены Малый минарет и Ханская усыпальница. Справа от минарета с поврежденной кровлей видна стоящая фигура в зеленом халате и белой чалме, по дороге, прямо на зрителя, в телеге, запряженной гнедой лошадью, едут крестьяне.
Картина Село Болгары" хранится в Третьяковской галерее. На картине изображена Чёрная палата, зак которой видны Большой минарет и Успенская церковь.
Построен Малый минарет был примерно в то же время, что и Большой минарет, только чуть позже.
Существует легенда, что в VIII веке в Болгаре побывали три сахаба, которые проповедовали ислам. По научению пророка Мухаммада в образе врачей они направлялись в Болгар.
Туюмбике — дочь хана, правившего в то время Болгаром, страдала смертельным недугом, и все попытки многочисленных лекарей исцелить её были тщетны, к хану пришел сахаб по имени Габдрахман и сказал, что можно исцелить Туюмбике, пропарив её водой из родника и березовым веником. Габдрахман дал хану свой посох и сказал: «Воткни посох в землю и когда на посохе распустятся листья, сделай из них веник». Разгневанный хан возразил: «Разве на посохе могут распуститься листья»?
На что Габдрахман ответил, что если верить в Аллаха и молиться, то он смилостивится над ним. И когда хан стал усердно молиться и просить Аллаха об исцелении дочери, на посохе распустились листья, из листьев сделали веник и пропарили им Туюмбике водой из колодца, после чего она исцелилась от недуга. С тех пор тот колодец, находящийся в Болгаре, называется «Колодец Габдрахмана» и в наши дни щедро дает людям воду, а некоторые жители Болгара стали исповедовать ислам.
Впоследствии двое из сахабов уехали, а третий остался жить в Болгаре, и после смерти был похоронен на древнем болгарском кладбище ,где в память о нем была построена деревянная мечеть.
Сахаба (араб. الصحابة — «соратники», ед. ч. صحابي, сахаби́), или асха́бы (الأصحاب) — сподвижники пророка Мухаммада, которые виделись с ним и уверовали в него как в Посланника Аллаха, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).
Поначалу сахабами «называли лишь тех, кто непосредственно участвовал в военных походах пророка Мухаммада и составлял наиболее надёжную часть мусульманской армии». Члены семьи пророка и встречавшиеся с ним дети также являются сподвижниками. Сподвижниками не являются те люди, которые встречались с ним только до начала его пророческой миссии и не встречались после этого.
Легенды на то и легенды, что порою за ними скрывается красивая сказка.
Пророк Мухаммед жил приблизительно с 570 по 632 год.
Волжские булгары приняли ислам в 922 году. Сахабы не могли бы пережить его на несколько столетий.
Волжские булгары подчинялись в ту пору Хазарскому каганату.
Тем не менее, на старом кладбище возле Малого минарета в мае 2011 года был установлен Памятник сахабам. Памятный знак представляет собой восьмиугольную плиту, на которой воздвигнута арка. На ее опорах на татарском, русском, английском и арабском языках указаны имена трех сахабов, а сам знак увенчан рельефным изображением чалмы, посоха и пера.
Древнее кладбище возле Малого минарета в Болгаре существовало. Об этом многие посетившие городище рассказывали.
К примеру, протоирей Яблоков Андрей Поликарпович (1854 — 1933) был руководителем казанского частного миссионерского приюта, где читал лекции по обличению магометанства. Написал много трудов о вероучении магометанства и его обличению.
Архиепископ Димитрий (в миру Димитрий Иванович Самбикин; 1839-1908) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Казанский и Свияжский с 1905 по 1908 год.
В Казани он основал церковно-археологическое общество. Посетил Болгар в 1905 году, о чём сохранились православного священника А.Яблокова.
«Вход в башню с северной стороны. С западной же стороны в основании сделана ниша, где в прежнее время на каменной доске, во всю вышину ниши, была надпись из Корана; доска эта выломана. Крыша прежде была железная, конусообразная, с луной на оконечности. Минарет, в полуверсте от сельской церкви и хорошо бывает виден с парохода во время разлива Волги. Около этого минарета в начале 18-го в. стояли две мечети, но они уже уничтожены.
**Сохранилось близ малого минарета древнее кладбище в 40 кв. саж., обнесенное изгородью. По татарскому преданью здесь было ханское кладбище, где похоронено 5 святых мусульман. Надгробные памятники в виде зданий и надгробных камней с надписями из Корана и с обозначением имен умерших мусульман не уцелели. Имена этих святых следующие: Султан Ул-
Арефи, Шеих-Хасан-Басрий, Шейх=Шибли, Мулла Хюсан-уддин, Шейх-Култи-Саман". **
За двести лет до Яблокова описание Малого минарета оставил дьяк Михайлов, посланный из Казани в 1712 года для описания городища: «Всходный столп вышины семь сажен, кругом восемь сажен. У того столпа две мечети четвероугольные, без сводов, мерою те мечети длины и ширины по три сажени, в том числе у одной мечети трои двери, четыре окна четвероугольных, у той же мечети приделок без своду длины и ширины по сажени, вход в одни двери без окон, у другой мечети три стены целых, на тех стенах по окну четвероугольных, четвертой стены половина до своду вывалилось. Вышины те палаты по две сажени».
Малый минарет, в отличие от Большого минарета не был разрушен, хотя моментами это могло произойти.
Малый минарет. Источник: Рагозин В. "Волга от Оки до Камы". Том 3. С.-Петербург. 1890г.(Из Интернета)
1 августа 1840 года в Санкт-Петербург из канцелярии казанского военного губернатора Степана Степановича Стрекалова поступили «Сведения о памятниках древности, находящихся в Казанской губернии».
В частности там рассказывалось, что Малый минарет «начал было уже разрушаться, но недавно пожертвованиями татар исправлен, и принял красивую форму». Он тоже покрыт железной крышей, оканчивающейся шпилем с луной, а около верхнего отступа сделаны перила. В высоту минарет вместе с полумесяцем составлял около 9 саженей (19,2 м), а взойти на него можно было через узкую полукруглую дверь с северной стороны по винтообразной лестнице, состоящей из 48 ступеней.
Тогда же был отремонтирован Большой минарет «огромная башня, которая, будучи пощажена более всего рукою времени, возвышается как единственный большой мавзолей над прахом древней столицы булгарской».
Два нижних яруса были обложены гладким камнем, отёсанным наподобие плит. Года три назад, сообщается в записке (около 1837 г.), на деньги двух богатых казанских татар минарет оштукатурили, а деревянную конусообразную крышу покрыли железом. С боков крыши сделали три окна, а на верхушке установили мусульманский символ – лунный серп. Тогда же вставили недостающие камни в 72 ступеньки ведущей наверх винтообразной лестницы, на которую можно было войти в полукруглую дверь с южной стороны. Минарет «уклонился от перпендикулярного положения на четверть в восточную сторону», но авторы записки не сомневались в его прочности и объяснили наклон башни отнюдь не ветхостью, а лишь «неискусством строителей».
Но как я уже рассказывал в 1841 году Большой минарет был разрушен.
Малый минарет был отремонтирован в 1972-74 годах.
Малый минарет до реставрации в 1960-х гг. (а) и после проведения консервации и частичной реставрации в начале 1970-х гг (б).
Источник: Федоров-Давыдов Г. "Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство". Москва. Наука. 2001г.
(Из Интернета)
Ханская усыпальница предназначалась для погребения знатных людей города и являлась мавзолеем.
Ханской называется одна из четырех усыпальниц возле Малого минарета, построенных в XIV веке.
а — реконструкция вида Ханской усыпальницы после 1361г.
б — реконструкция вида Ханской усыпальницы до 1361г.
в — Ханская усыпальница после реставрации в начале 1970-х гг.
Источник: Федоров-Давыдов Г. "Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство". Москва. Наука. 2001г. (Из Интернета)
В 1970 годах проведена частичная реставрация.
- Адрес:
Болгар
- Дополнительная информация:
Сахабы в Болгаре: vk.com/wall-207660788_447
Дешёвый ✈️ по направлению Болгар
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
В Болгаре если всё осматривать — светового дня не хватит
Комментарий понравился: