55 материалов по 15 объектам, 1 778 фотографий
- GPS
- Непал, Бхактапур, Dattatraya temple
Площадь Даттатрайя и одноименный храм, посвященный Тримурти.
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Согласно хронологическим записям, площадь Даттатрайя (Тачапал Толе) восходит к XV веку.
Однако историки утверждают, что эта площадь была создана гораздо раньше. Эта площадь также является одним из старейших рыночных мест. Таким образом, туристы все еще могут увидеть здесь некоторые антикварные магазины, на самой площади и за углом. Эта площадь пользуется популярностью за свои три выдающиеся храма (Бхимсен, Даттатрайя и Лакшми Нараян), изысканно украшенные древние здания и редкого по красоте резного окна «Павлин». Все указанные мной храмы на этой площади населены разными божествами со своим значением, причем первые два даже более древние, чем те, что возведены на Таумади Толе (Площадь Таумади и фестиваль Бискет Джатра. Ч.107).
Площадь Даттатрайя, как я уже отмечала, выполняла роль центра города, прежде чем он переместился на запад, в Таумади Толе. Первоначально площадь называлась Тачупал Толе что было связано с тем, что здесь располагалось множество красивых монастырей, дающих убежище паломникам, йогам и монахам.
На восточном конце Тачупал Толе, сегодня возвышается привлекательный храм Даттатрайя, который был первоначально построен как мандапа, предположительно с использованием древесины из одного дерева по аналогии с Kasthamandap в Катманду (Кастамандап, или Кижи по-непальски. Ч.15). Позднее к передней части мандапы была сделана пристройка для того, чтобы хранить в ней образ Шивы Брахмы и Даттатрайя, и так он получил свое нынешнее имя. Каменная табличка говорит нам, что здесь было святилище в память об умершем здесь знаменитом гуру. В 1427 году королем Якшей Малла святилище было расширено, и приняло вид chapara (дом отдыха для пилигримов), и это странно, потому что сама площадь стала доступна публике только после смерти короля. Это один из старейших храмов долины Катманду и, предположительно, единственный, посвященный этому особому божеству, Даттатрайя, во всем Непале.
Как и упомянутый мной Кастамандап, который собственно и дал название городу Катманду, храм Даттатрайя построен в стиле пагоды, и тут нужно знать, откуда в Непале взялся этот стиль.
Оказалось, как мы это видим и еще увидим, пагода занимает видное место в непальских храмах, с многоярусными конструкциями крыш, широкими карнизами, которые поддерживаются красиво вырезанными деревянными стойками. Крыша часто увенчана треугольными шпилями, которые выглядят как перевернутый колокол, в то время как окна, как правило, закрыты резными решетками, а двери украшены великолепными кокошниками торан (тимпанов). Стиль пагод, так свойственных Китаю, в архитектуру Непала пришел, как ни странно, от куполообразной ступы, в которой хранились священные реликвии. Став отличительной чертой архитектуры Невари, ступы были взяты на вооружение при строительстве по всей Восточной и Юго-Восточной Азии и, с течением времени, в сочетании с архитектурой китайских башен и павильонов превратилось в то, что стало известно как стиль пагоды. В XIII веке молодой непальский архитектор Арнико возглавил делегацию в Китай по приглашению императора Кублай-хана, и там он содействовал распространению архитектурного стиля пагоды по всему региону.
Храм посвящен Даттатрайе, любопытному гибридному божеству, сочетающему элементы «святой троицы» — Брахмы, Вишну и Шивы. Соответственно Даттатрайя имел три головы, правая принадлежала Шиве, левая — Брахме, а средняя — Вишну. Из имени этого индуистского божества и происходит нынешнее название площади.
Когда мы подошли к площади Даттатрайя (Dattatraya), начался небольшой дождик, и мы спрятались под крышей одного из храмов на площади (Бхимсен).
Главной ценностью этой площади является одноименный храм Dattatraya, перед которым на вершине колонны, установленной на черепахе, стоит позолоченный крылатый Гаруда (ездовое животное Вишну), а сбоку от грозных стражников традиционные атрибуты Вишну – раковина и чакра — щит (на колоннах поменьше).
.
.
.
Даттатрайя, этот Гуру всех Учителей, олицетворяет и проявляет три самых главных Вселенских аспекта: творение, поддержание, разрушение. «Даттатрайя — олицетворение единства всех религий и духовных традиций. Он это бесконечность различных путей к Богу, фундамент всех верований». И уже только за это он мне нравится. Пришедший в Непал из Южной Индии, он ни много ни мало дарит людям любые блага и богатство, также он защищает больных, бедных и беспомощных. Нужно просто взывать к его милости с верой и преданностью, как можно чаще, и нет проблем, поскольку ему все под силу. Одновременно с этим Даттатрайя образец самоотдачи, что означает готовности отдать себя Богу без остатка на безвозмездной основе, не ожидая каких-то дивидендов. Даже его имя «Датта» означает «то, что дается», а значит, он обладает возможностью истинного освобождения от оков мира, лежащего во зле, то есть Сансары по-индуистски. Вот и идут сюда поклонники на богослужения издалека. Впрочем, это достаточно универсальное божество, потому что даже буддисты чтут его как одного из бодхисатв (учеников) Будды.
Этот храм имеет два разных «лица», потому что «вид спереди» с фигурами стражников был построен позже, из-за чего и выглядит немного иначе.
Прован говорит, что местные жители приходят сюда каждый вечер и наполняют окружающую территорию традиционными «Дафа бхаджанами» (Dafa bhajans), местными гимнами, которые исполняются под звуки традиционных музыкальных инструментов.
Трехэтажный храм Даттатрайя сторожат вечные хранители, «гиганты-борцы» Джаймал и Патта. Их историю стоит привести здесь, так как они были реальными людьми. Например, Джаймал Ратор был индийским правителем (1507-1568 гг.), и он умер в 16 лет в ходе противостояния раджпутов с войсками Акбара из рода Великих Моголов. При осаде крепости Читторгарха в 1567 году Джаймал, будучи начальником армии, вместе с другим бравым раджпутом, 16-летним Паттой из Келва, продемонстрировал несгибаемую отвагу, именно Джаймалу было поручено командование и защита форта, когда махараджа Удай Сингх позорно бежал из него в Раджастане.
.
Храбрость и мужество Джаймала и Патты настолько впечатлили Акбара, что он приказал увековечить их в статуях и установить их в Агре. Каждый индус знает своих героев, нам же они сперва показались этакими силачами-бамбулами из восточной сказки, и если бы не Прован с его историей, то мы бы так и остались в неведении.
Зато пока он говорил, а мы стояли рядом с каменными героями, то углядели на входе табличку, которую встретили в первый раз – «Leather shoes or other leather goods are not allowed inside the temple please. Thank you», что означает запрет на внесение чего-бы то ни было кожаного внутрь храма.
Храм поднят над землей на основание, выполненное из кирпича и терракоты, и имеет резные изображения эротического характера.
.
.
.
.
Эти сценки даже носят некоторый юмористический оттенок, когда одна дама безэмоционально продолжает мыть голову, в то время как ее муж заходит сзади и ублажает ее.
При входе на галерею висит колокол, и по индуистской традиции каждый входящий в галерею звонит в него, оповещая божество о том, что вы пришли поприветствовать его, а заодно очищает ваш ум от лишних мыслей, настраивая на божественный лад.
.
Путеводители рекомендуют взглянуть на Даттатрайя мандир с верхнего уровня одного из близлежащих кафе, и тогда вы сможете полюбоваться сногсшибательным видом храма на фоне Гималаев. Мы не пробовали, надеюсь, то путеводитель не обманывает.
Могу сказать, что эта площадь ничем не отличалась от уже виденных нами ранее – такой же хаос, но здесь бурлит живая и настоящая жизнь с ее заботами и радостями, и она выглядит такой, как и весь Непал на самом деле. Стоит только вглядеться в безмятежные лица индуистских монахов, получающих милостыню, увидеть детское любопытство школьников, идущих домой после уроков, почувствовать заботу домохозяйки, ведущей упрямую козу, и вам станет понятно, что городу нет дела до вас, у каждого жителя хватает своих забот. А ты как зритель можешь только оценить это действо, почувствовать его правдивость, и оценить, хотел бы так жить?
В заключение хочется сказать, что в дополнение к храма площадь Даттатрайя славится своими шедеврами деревянной резьбы, в чем мы собираемся удостовериться лично — Павлинье окно–Мона Лиза Непала и шедевр резчиков по дереву
Продолжение следует...
- Адрес:
Бхактапур,
Dattatraya temple
Дешёвый ✈️ по направлению Бхактапур
- 1 мая 2020, 20:04удалитьНепал давно у меня в планах... Спасибо, Татьяна, что напомнили о нем! Все более вероятно, что этим планам, к сожалению, вряд-ли суждено будет сбыться.
- 1 мая 2020, 21:38удалитьДа, время не на нашей стороне, но есть еще порох в пороховницах и вы обязательно там будете. Только сейчас Катманду выглядит не так, как у меня на фото — многое разрушилось в 2015 и до сих пор не восстановлено. К обычному хаосу добавилась еще и эта хвороба. Если есть желание куда-то поехать, очень советую Мьянму или Лаос, если вы там еще не были...
Было небо голубым, стало розовым…Закат на Швезандо. Часть 47
Королевский зал погребальных колесниц в Сиенгтхонг Вате.Ч19 - 2 мая 2020, 11:26удалитьМайя, спасибо. Когда в 2011 году мы были там, и я сразу по приезду писала отчет о поездке, то разбила его по дням пребывания. А вот сейчас вношу коррективы и понимаю, что даже на каждой из площадей каждому сооружению можно посвятить оды. Может, кто-то скажет, что все храмы в Непале похожи, так ведь и в Европе так покажется на первый взгляд. А потом присмотришься и поймешь, насколько талантливы были архитекторы, которые в камне, дереве и металле смогли передать дух нации!