55 материалов по 15 объектам, 1 778 фотографий
- GPS
- Непал, Бхактапур, Площадь Таумади, Nyatapola Temple
Ньятапола — образец традиционной непальской архитектуры.Ч109
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
«Ньятапола самый высокий храм в долине. Пятиэтажный, тридцатиметровый храм не только самый высокий в Непале, но также один из самых лучших примеров традиционной неварской архитектуры. Храм был построен в 1702 г. в период правления короля Бхупатиндра Маллы.
Его конструкция была настолько прочной, что землетрясение 1934 г. причинило зданию только незначительные повреждения. Пять его крыш опираются на 108 покрытых великолепной резьбой кронштейнов».
Кульминацией храма в стиле пагоды является святилище богини Лакшми, любимой богини Бхупатиндры. Легенды повествуют, что когда здание было закончено, никто не имел возможность заглянуть внутрь, и до сих пор мало кто знает, что там скрыто. Храм открыт для публики один раз в год — во время Дашаина (Кровавые ритуалы непальского праздника Дашаин. Ч.101). Ньятапола известен также под именем «Pancha Tale Mandir».
Название Nyatapola не означает имени какого-нибудь божества, в переводе с языка непали «ньята» означает пять, а «тала» — этажи здания. Таким образом, в буквальном смысле, этот храм является зданием с пятью этажами. И это архитектурная особенность храма, закрепленная даже в его названии, выглядит как пятиэтажная пирамида, уменьшающаяся в размерах к вершине, и прорезанная посредине шикарной лестницей, украшенной каменными стражниками.
.
Но и этого мало, завершает конструкцию пятиярусная крыша с сужающимися кверху пропорциями. Карнизы всех крыш окаймлены сотнями небольших колокольчиков, раскачивающихся при малейшем ветерке. Это количество 5 тут не случайно, оно отражает пять элементов стихий.
Предположительно, Ньятапола была построена королем Малла Bhupatindra Malla, стройка длилась в течение семи месяцев с конца 1702 по 1703 год. Ничего удивительного нет, что каменное основание контрастирует с деревянными колоннами самого храма, и это яркий пример навыка непальских мастеров.
Nyatapola Temple, посвященный богине Siddhi Lakhshmi, представляет великолепный образец традиционной непальской архитектуры. В долине Катманду этот храм самый высокий и узнаваемый, будучи своеобразной визиткой города.
«Пагода посвящена тантрической богине Сиддхи Лакшми – богине процветания, изображение которой таинственно скрыто внутри храма. Лакшми – проявление богини Дурги. Никто, кроме жрецов, не может видеть образ богини. Каменная лестница, которая ведет к храму, украшена различными каменными скульптурами: борцов, слонов, львов, грифонов, богинь Багхини в образе тигра и Сингхини в образе льва. На нижнем ярусе сидят раджпутские борцы Джаямел и Пхатту».
Все каменные фигуры – двойные, «каждой твари по паре», вся эта гвардия стоит на защите пагоды, и защитная сила крепчает от этажа к этажу в 10 раз. И это притом, что фигуры первого яруса изначально в 10 раз сильнее обычных людей.
«На нижнем ярусе сидят двое легендарных раджпутских борцов — Джаямел и Пхатту, опирающихся на одно колено с булавой в руках, как говорится, имевших силу десяти человек.
Далее на уровнях выше стоят два слона с растущими из хобота цветами, за ними — два льва, украшенных колокольчиками, ещё выше — два грифона с рогами баранов и на самом верху — богини Багхини и Сигхини в виде тигрицы и львицы».
.
.
.
Возвращаясь к вдохновителю и основателю храма, Бхупатиндре Малла, то приведу еще туристическую байку, в соответствии с которой он (как наш Ленин на субботнике) показал прекрасный пример и принес на собственных плечах сюда первые три кирпича. Понятное дело, это так вдохновило население, что все остальные материалы были собраны в течение следующих пяти дней. Всего же на постройку ушло 1 135 350 обожженных кирпичей на само здание и 102 034 на тротуарную плитку.
Чем ближе мы подходили к Ньятапола Мандир, тем больше у нас отвисала челюсть. Во-первых, храм взмывал вверх и нависал над нами, во вторых, казалось совершенно невозможным взобраться наверх по почти вертикальной лестнице. Торопимся делать фотографии, пока вся конструкция еще влезает в экран, но не это главное, а пока лестница пуста!
Только снизу и издалека видно красивое навершие мандира, на позолоту которого ушло 600 граммов золота, импортированного из Тибета. Про украшение вершины храма есть тоже легенда, и она повествует, что все помогали строить храм, кроме одного человека, который был настолько ленив, что просто лежал и наблюдал за работающими. Храм был почти завершен, но никто не мог придумать, как поставить золотой конус на самый верх. Наконец, ленивый человек медленно встал, загрузил огромную вершину на плечо, а затем поразил всех, поднявшись на пять крыш к вершине, и умело поставил вершину на место.
Прямо у подножия стоит группа туристов, которых едва сдерживает рассказ гида, после окончания которого они штурмуют высоту. Зато это помогает нам понять размеры каменных фигур, высота которых составляет 2,5 метра. Мы радуемся тому, что хотя бы нет вездесущих детей, которые могли бы карабкаться вверх, загораживая нам вид, и мешая делать классные фото. Крутые ступени манят нас подняться, и мы делаем это медленно и осторожно, в полной мере оценивая выдающийся инженерный подвиг древних строителей. Собственно наверху, как и во многих храмах Непала, только круговая панорамная веранда-галерея с деревянными столбами, но сверху вся площадь видна как на ладони.
.
А если задрать голову, то можно полюбоваться прекрасной резьбой распорок кровли, которых здесь 108 штук!
Почти все они показывают различные формы богини Бхагвати (или Дурги). Делаем круг по галерее и возвращаемся к торане над входной дверью, которая сегодня, хоть и в праздник Дашаин, но закрыта.
Удивительно красивая и тонкая резьба, вызывающая заслуженное восхищение! И то, что она сохранилась, а не была украдена, это величайшее счастье. Здесь среди змей изображена та самая Лакшми, кровожадное воплощение богини Дурги (Парвати). Вот чего не могла понять еще в Индии, как у одного и того же божества молжет быть столько имен, и как их узнают верующие…
И тут снова не обойтись без легенд, которая гласит, что однажды Бхайрав сильно разозлился и начал сеять хаос и вражду вокруг. Король Бхупатиндра Малла начал молиться богине Парвати о помощи. Богиня приняла форму Сиддхи Лакшми, гневного проявления Богини Дурги (или Парвати, или богини Кали) и утихомирила разбушевавшегося Бхайрава. Это было сделано путем строительства храма Ньятапола прямо напротив существовавшего здесь храма Бхайравнатх, который намного меньше по размеру (Храм Бхайрава,гневной сущности Шивы на площади Таумади.Ч.108).
Удивительно, но в этом индуистском храме можно найти 8 счастливых буддийских знака, которые вырезаны рядом с дверьми в святилище.
Снаружи храма в его четырех углах расположены небольшие святилища, посвященные Ганеше, и их очень любят верующие.
Чтобы по достоинству оценить изысканные детали деревянной резьбы, предлагаю посмотреть короткий ролик — youtu.be/0Y38N7jA1w4.
Впереди у нас следующая жемчужина Бхактапура, площадь Tachapal Tole, но до нее еще надо дойти — Путь между площадями Таумади и Tachapal Tole. Ч.110
Продолжение следует...
- Адрес:
Бхактапур,
Площадь Таумади,
Nyatapola Temple
Дешёвый ✈️ по направлению Бхактапур
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: