59 материалов по 33 объектам, 986 фотографий
- GPS
- Киргизия, Бишкек пр. Чуй
Национальный исторический музей: одежда, быт и культура.Ч.91
Этот совет является частью дневника ««КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ…»»
Первая витрина показывает оружие, шлем, кольчуги и нагрудник, предвестники современных бронежилетов.
Три парчовых халата.
.
.
Один из них богато вышит золотой нитью.
В таких же халатах изображены послы, прибывшие к российскому императору.
И вот настоящая войлочная юрта, ее открытая дверь как будто приглашает пройти внутрь. И здесь следует сказать, что кочевое сборно-разборное жилище, юрта у кыргызов – это вершина их материальной культуры
Внутри все «дорого-богато» по меркам кыргызов, т.е. все устлано коврами.
.
Очень красиво сделан внешний контур юрты, выложенный узорной аппликацией.
Интересны портреты политических деятелей Кыргызии 17-19 вв. Надеюсь, что их имена знакомы нынешнему поколению кыргызов.
.
.
.
Следующим следует зал, в котором мы немного застряли, уж больно интересно было разглядывать традиционную женскую и мужскую одежду19 века.
Традиционная одежда кыргызов была приспособлена к резко континентальному климату, шилась из шкур, замши и шерсти.
.
Одежда соответствовала социальному статусу и семейному положению человека.
Особо заинтересовал нас раздел традиционных головных уборов, которым в стране отводилось особое место.
.
Оказывается, мужской калпак имел несколько разновидностей: «туюк калпак», «хан калпак», «бакай калпак», «айры калпак», «тилик калпак», «киш калпак» и др. В холодное время года предпочтение отдавалось тебетеям (именно тЕбетеям) и малахаям. Малахай шили из шкур, а тебетей простегивался из нескольких слоев, а сверху покрывался бархатом и оторачивался мехом.
.
.
Вид женского головного убора зависел от ее статуса и возраста. Девочки носили легкую шапочку топу, верх которой украшался вышивкой, перламутром, и тебетей, отороченный широкой полосой из разных видов меха.
Невесты носили остроконечное шекуле, а молодые снохи надевали платок (жоолук). Статусный головной убор элечек состоял из тонкой белой ткани длиной 20-30 метров, намотанный на голову в виде тюрбана.
.
.
.
Далее мы попадаем в закрытый, но проходной зал, где представлены разнообразные ковры.
Среди них выполненные в стиле аппликации.
.
Ковры яркие, аппликация составляет разнообразные узоры.
.
.
Есть и знакомые нам тканые ковры.
И даже показан процесс их изготовления.
А еще есть вышитые ковры.
.
Глядя на ковровые сумочки, современные дети, наверное, сразу увидят в них устройство для хранения телефона.
Ухватки для казана 19 века хоть сейчас к нам на кухню!
Хороши и тканые переметные сумы.
Это ж, сколько труда и души нужно вложить в эти изделия!
Глядя на эти экспонаты, думаю, что наши бабушки занимались делом, а не лупились в телевизор, охая и плача от сюжетных поворотом многочисленных «мыльных опер», заполонивших наши экраны.
.
Такой яркий коврик, наверное, висел над колыбелью ребенка, чтобы он сразу различал цвета, и все прекрасное, изображенное на нем.
Следующий раздел посвящен музыкальной культуре кыргызов.
Музыкальные инструменты разнообразны, начиная от духовых, используемых во время боевых действий (керней, сурнай, сыбызги, чоор и чопо чоор). К струнным инструментам относятся комуз и кыл кыяк (щипковый и смычковый соответственно). Ну и, конечно, ударные инструменты.
На экране беспрерывно крутится фильм об инструментах.
Возвращаемся к витрине с яркими изделиями для убранства жилищ.
.
Жаль, что непонятно предназначение тканевого изделия в виде традиционного сосуда.
Лоскутные сумки.
Наволочки на валик.
Сетчатые плетеные сумки типа нашей советской «авоськи».
Далее интересен раздел, посвященный охоте, соколиной в том числе.
Ну и, конечно, распластанные шкуры добычи – волка и лисы.
Интересно, что охоту ценили и за добычу и за навыки технических приемов во время боевых действий.
Скотоводство, кочевой и полукочевой образ жизни предопределили характер ремесел. В быту важное место занимали изделия из кожи, в том числе сосуды для перевозки и хранения жидкостей. Такие изделия имели тисненные украшения. Наконец, мы видим настоящие фляги для кумыса (коокоры).
.
Раздел серебряных украшений тоже надолго тормозит нас. Да и как оторваться от такой тонкой и ажурной работы?
Экспозиция рассказывает, что мастерство кыргызских ювелиров достигло своего расцвета в 19 веке.
Ажурная резьба, гравировка, чеканка и вставки из драгоценных и полудрагоценных камней (жемчуг, бирюза, кораллы) делают изделия изысканными и по-восточному прекрасными.
А изделия представляли собой украшения для волос и шейно-нагрудные. Большую ценность представляли серьги, браслеты и височно-нагрудные украшения.
У мужчин украшением были пояса, выполненные из серебра высшей пробы. От всех изделий глаз не оторвать, только очень сложно делать их фото, мешают стеклянные витрины и освещение.
.
.
Особый интерес у меня вызвали длинные украшения, потому что подумалось, как тяжело было их носить, сильно не разбежишься, если что.
.
.
Долго не могла оторваться от остроконечной шапочки, вышитой кораллами.
Заходила то с одной, то с другой стороны. Ну, ведь красиво, не правда ли?
Следующий раздел музея посвящен духовной жизни кыргызов, которую они бережно хранили, передавая из поколения в поколение. Неиссякаемый источник культуры народа, его традиции и обычаи использовались в воспитании молодежи, формировали ее мировосприятие и развитие национальной идентичности. Этому способствовало устное народное творчество, одним из примеров которого является эпос «Манас», содержащий сведения об истории, языке, этнографии и политической жизни.
Кыргызский народ высоко ценил и почитал также своих акынов-сказителей. Эти народные певцы оставили в истории страны уникальный и самобытный памятник степной свободы.
В разделе о религиозных верованиях кыргызов собраны различные амулеты, включая когти рыси, медведя, орла.
Такие я видела на Алтае.
Интересна была витрина с детскими игрушками.
У девочек это были традиционно куколки, у мальчиков альчики из кости.
А еще были какие-то замысловатые игры, непонятные нам.
Далее следовал раздел новой и новейшей истории Кыргызии — Национальный исторический музей: Российская империя и СССР
Продолжение следует...
- Адрес:
Кыргызская Республика
г.Бишкек
ул. Чуй - Дополнительная информация:
Время работы:
Двери музея открыты для посетителей всю неделю, кроме понедельника
с 10.00 до 18.00 в летнее время, и с 9.00 до 17.00 в зимний период. - Телефон:
+996 (312) 62-61-02, 62-60-85
Дешёвый ✈️ по направлению Бишкек
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: