138 материалов по 90 объектам, 1 297 фотографий
- Россия, Барнаул, пр. Ленина, 4
- (3852) 65-93-69
- barnaul-museum.ru/
Музей "Город". Николай Рерих. Ковчег будущего
Экспонирование в Барнауле выставки картин Николая и Святослава Рерихов «Ковчег будущего» из собрания Государственного музея Востока проводилось впервые.
Выставлялись 94 подлинных полотна кисти Николая и Святослава Рерихов.
Ковчег будущего, в понятии Николая Рериха, связан с культурой.
Культура — это та необходимая нужная для человека деятельность, которая спасает его во все времена от трудностей жизни. В основе этой концепции лежит представление Рериха о России, Древней Руси как части огромного пространства, связанного с Алтаем и Гималаями. Вот это всё пространство от Святой Руси, центральных славянских территорий до Гималаев является, по мнению Рериха, спасительным ковчегом для будущего.
"Ковчег будущего" — это фрагмент большой выставки, посвящённой наследию Рерихов, которая прежде экспонировалась в Москве и стала одной из самых посещаемых. Барнаульская — первая за Уралом! Алтай — магнит для последователей, почитателей и тех, кто впервые знакомится с творчеством Рериха.
В выставочной экспозиции — известные полотна, а также картины зрелого периода из путешествий по Гималаям — больше всего пейзажей, но есть сюжетные полотна и портреты. Николай Рерих умел возводить горный пейзаж на уровень духовного постижения действительности в традициях символизма.
.
На Алтае Рерихи побывали в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции. Убеждённый в уникальности Алтая, Рерих даже предлагал план промышленного, научного и культурного подъёма этой местности.
Именно в культуре, в её осмыслении, видели Рерихи спасительный ковчег будущего. При этом осмыслять прекрасное лучше сердцем. Оставить за порогом разум и открыть душу.
Образ Учителя, Вождя, Владыки, несущего духовную ответственность за человечество, занимает весьма заметное место в художественном творчестве Николая Рериха. Прообразом Учителя художник выбрал библейского первосвященника Мехальседека, чья скульптурная группа украшает фасад знаменитого Шартрского собора во Франции.
Это изначальный священнослужитель человечества, совершивший первое жертвоприношение и таинство причастия.
"Учитель" (1931)
В буддийской мифологии существует волшебный камень, который является атрибутом праведного правителя. По легенде, в давние времена с далёкой звезды упал на землю чудесный камень — Чинтамани. Он хранится в высокогорной обители. В сужденный час, от священных высот сойдёт белый конь, на седле его, вместо всадника, будет сиять Сокровище Мира.
"Чинтамани" (1935-1936)
Рерих изобразил Чинтамани в виде трёх сфер — символ триединства, который он избрал для Знамени Мира, охраняющего культурные сокровища.
Яркий Свет, который излучает фигура святого, мерцает, оживает и вспыхива, подобно северному сиянию, сливается с Небесным Светом. Учитель с горных вершин спускается к людям, чтобы принести свет Учения, сам при этом являясь Светом.
"Христос в пустыне" (1933)
Выдающееся произведение из серии картин "Мессия". По старинной абиссинской легенде, когда Спаситель мира придёт, он обязательно пройдёт по каменному мосту. Только семеро знают о Его приходе. Когда они увидят Свет, то припадут к земле и поклонятся Свету.
"Чудо" (1923)
На картине Рерих смешивает эпохи и географические топонимы. Здесь и европейский каменный мост, и Гранд Каньон, и горы. Люди в длинных льняных одеждах древних славян поклоняются сиянию вокруг пришедшего Спасителя.
Особое место занимают картины написанные в путешествиях по Центральной Азии, по итогам двух своих экспедиций в Кашмир, Малый Тибет, Туркестан, Монголию и Дальний Восток.
Среди них особого внимания заслуживают:
"Мать Чингисхана" (1933),
Николай Рерих изобразил Оэлун, почитаемую в Монголии мать Чингисхана, отчаянно одинокой на фоне безлюдных гор. И показал это состояние не как момент слабости, а как проявление силы человека, которому не на кого надеяться, но которого не сломить.
У Оэлун традиционная прическа халха — монгольских замужних женщин, по одной версии, символизирует крылья мифической птицы Гаруды, дающей защиту, по другой — воспроизводит форму рогов скота, знак изобилия и благополучия.
Предгорье Хэнтэй и гора Бурхан-Халдун - родина Чингисхана
Бурхан-Халдун, у подножия которой кочевал, согласно преданиям, род Чингисхана и появился на свет сам завоеватель, считалась у монгольских народов священной горой, центром мира. С ней отождествляют нагорье Хэнтэй, и особенно гору Хан-Хэнтэй в Монголии.
На холсте картины — древнекитайский философ 4-5 в. до н.э., столп Даосизма, основоположник религиозного учения Китая. Сохранилось множество философских рассуждений и цитат Лао-цзы.
Например, о кардинальных вопросах жизни и смерти Лао-Цзы говорил:
Входить в жизнь, значит — входить в смерть.
Кто, пользуясь истинным просвещением, возвращается к своему свету, тот ничего не теряет при разрушении своего тела. Это значит облечься в вечность.
"Лао-цзы" (1943)
В руках у Лао-цзы свиток его знаменитого трактата "Дао Дэ Цзин".
Путник на буйволе олицетворяет идею Небесного вестника, несущего в мир Свет.
Кайлас — это название горного хребта на юге Тибетского нагорья. С тибетского языка "Кайлас" переводится как "Драгоценный камень снегов". Вершина Кайлас считается обителью бога Шивы и является в Тибете одним из главных мест паломничества.
"Кайлас" (1946)
Кайлас — одно из пятнадцати священных чудес, исчисленных в книгах Тибета. Гора Колокола!
По острым кряжам ходят к её вершине и тот, кто дал горе зовущее имя Колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о Благе Вселенском!
Братья, не для того пришёл я, чтобы предложить вам какие-либо догмы, и я не требую от вас веры в то, во что веруют многие другие. Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуйтесь собственным умом, развивайте его вместо того, чтобы дозволить ему тупеть.
Я заклинаю вас — не уподобляйтесь диким зверям или глупым овцам. Я молю вас — будьте здравомыслящими людьми, людьми, трудящимися неутомимо для овладения истинным знанием, которое победит страдания.
Н.К. Рерих.
Для художника просветлённый Будда не просто духовный учитель, он — надежда страдающего человечества, погрязшего в войнах и ненависти. Будда преисполненный любви и сострадания — Мессия Новой эпохи. Он повсюду — на высотах гор и в глубинах вод.
"Будда в подводном царстве" (1925)
"Будда в горах" (1925)
"Майтрея Победитель" (1925)
Перед высеченной в скале фигурой Майтреи — коленопреклонённый путник, но взор его обращён не к изваянию, а к небу, где в розоватых облаках вырисовывается силуэт скачущего богатыря.
Николай Константинович особо выделял в сказаниях о Шамбале и Майтрейе мечту народов Азии о счастливом будущем. Он написал целую серию картин Майтрея в 1925 году.
В сюжетах картин полно загадок и символов, их нельзя смотреть быстро, мельком.
"Меч Гессар-хана"
Древнее урочище Карга. Остатки старинного укрепления, многочисленные рисунки на скалах...
На древней, веками заполированной поверхности камня, изображение меча! Форма меча-кинжала напоминает рисунки сарматских и кельтских древностей.
Что значит этот знак, хорошо видный издалека? Знак значимой битвы, граница мужественного прохождения горного хребта при переселении народов или забытая граница древнего ханства?
"Святое приношение" или "Священный дар" (1924)
Первоначально картина входила в серию "Зарождение Тайн".
Это самая не похожая на другие картина в творчестве Рериха. У этой картины есть два названия, которые фигурируют в авторских списках художника. Николай Константинович очень успешно совмещает буддийскую и христианскую иконографию в своей картине — Будда перекликается с образом Христа.
Художественные воззрения Н.К. Рериха базируются на его культурной парадигме Русь — Гималаи.
Главной темой является сакральное пространство Святой Руси, протянувшееся до Гималайских обителей. Это пространство и есть спасительный ковчег человечества.
Данная тема в живописи Рериха выступает лейтмотивом, знаменитые шедевры:
.
"Николай Чудотворец" и "Святой"
Обосновавшись в Индии, Николай Рерих продолжает русскую тему в живописи. Он воспринимает Гималайские пики как символ человеческого духа; они трансформируются в образы русских героев:
"Ярослав Мудрый" (1942)
Картина написана в разгар Великой Отечественной войны, в поворотный момент Сталинградской битвы. Художник создаёт образ Великого князя киевского — Ярослава Мудрого, сына Крестителя Руси, защитившего свои земли от печенегов.
"Заклинатель" (1943)
Отец – огнь. Сын – огнь. Дух – огнь.
Три равны, три нераздельны.
Пламя и жар – сердце их.
Огнь – очи их.
Вихрь и пламя – уста их.
Пламя Божества – огнь.
Лихих спалит огнь.
Пламя лихих обожжет.
Пламя лихих отвратит.
От лихих очистит.
В основу этого произведения положен сюжет русского духовного стиха XV-XVI веков о легендарной книге огромных размеров, выпавшей из небесной тучи в городе Иерусалиме при царе Давиде.
"Книга Голубиная" (1922)
Книга за семью печатями заключает все тайны бытия. В народе книга стала называться "Голубиной", символизируя нисхождение Святого Духа и "Глубинной" по своему содержанию.
Изображённая Рерихом большая книга похожа на лежащую птицу с распростёртыми крыльями...
Полотна Николая Рериха завораживают, их осмысливают и каждый находит свою нить, которую хотел донести до потомков великий художник.
"Вестник" (1946)
Картина посвящена Елене Петровне Блаватской — основательнице мирового Теософского движения, которое насчитывало десятки тысяч последователей. Также она является автором нескольких книг на религиозные и философские темы.
События картины разворачиваются внутри буддийского храма. В центре композиции приоткрытая дверь, за которой стоит молодой человек в восточной одежде. Рерих через его образ стремился передать важность подготовки к неожиданной встрече с Вестником, несущим вечное учение и свет.
"Клад захороненный" (1947)
В зеркальной глади горного озера отражаются прибрежные скалы и лазурное небо с розовыми облаками. Человек в лодке склонился к воде, опуская в неё круглый сосуд с драгоценностями. Скальный откос напоминает человеческий профиль — он единственный свидетель из Вечности этого тайного захоронения.
"Ведущая" (1944)
На картине изящная, хрупкая женщина, в белых одеждах, подаёт руку и помогает мужчине взбираться на вершину — вершину Духа. У Рериха горы — всегда символ.
"Могила великанова" (1915)
В 1902 году Н.К. Рерих проводил раскопки по поручению Императорского Русского археологического общества в Новгородской губернии. В основании насыпи и каменно-булыжного лабиринта во всю её длину находился слой золы и угля, очень неравномерный. Никаких находок в насыпи не нашли, а в народе она называлась "Великановой могилой".
Курган с насыпью у озера Люто Боровичскского уезда так вдохновил художника, что он написал на эту тему сказку и несколько живописных произведений.
В археологической коллекции Рериха были памятники, свидетельствующие о его интересе к языческим антропоморфным изображениям, которые могли ему дать верную основу для картины и художественной реконструкции идолов. В 1901 году уже было создано несколько вариантов картины "Идолы".
"Идолы" (1910)
На картине изображено языческое капище за частоколом с лошадиными черепами, что связано с культом лошади и огня, имевших большое влияние на духовную жизнь древних славян. Этот культ дошёл до нас в фольклоре, вышивке, резьбе по дереву. Идол представляет собой божество написанное по образцу статуэтки эпохи бронзы, есть и черты, близкие половецким изваяниям.
Картины Николая Константиновича Рериха вызывают постоянный интерес у посетителей музея.
P.S. Мы переходим в следующий зал, посвящённый Станиславу Николаевичу Рериху, младшему сыну художника.
- Адрес:
24, ул. Льва Толстого, Барнаул, Алтайский край
- Телефон:
(3852) 65-93-69
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Барнаул