Несколько (12) интересных наблюдений о Бандар-Ачехе и обо всём штате Ачех.
0) Штат официально называется Ачех Даруссалам – «край мира». Действительно, когда-то (тыщу лет назад) он был восточным краем большого мусульманского мира. А вот другой Дар-эс-Салам – который нынче в Танзании – являл собой крайнюю западную точку оного.
1) Теперь к современности. Власти города и штата всерьёз, без шуток, решили выжать из прошедшего в 2004 году цунами -- максимальный доход. Международные доноры, отстроив город и коммуникации, разбегутся, но цунами можно превратить его в источник постоянного дохода – привлекая туристов. Выпуская брошюры для своих турфирм «Цунами – источник туризма», «Туризм, основанный на Ачехском цунами», они пиарят его как величайшую трагедию за всю историю человечества. Поэтому памятники цунами в виде столбов, грибов, волн и пр., заполнили город, а также развесили плакаты «Ачех – наилучшее туристическое место». Параллельно пытаются привлечь паломников-мусульман тем, что Бандар-Ачех – город героической истории ислама, со времён Халифата до наших дней. И ещё завлекать дайверов-интуристов. Так что цунами прославило и обогатило Ачех, настоящий город-герой теперь, знаменитый.
2) Интернета в Ачехе ОЧЕНЬ много, он на каждом углу, быстрый и дешёвый. От 3-4000 рупий (10-13 руб) в час до суперпредложений типа -- 8 часов за 10,000 рупий (35 руб). Вероятно, причина – международные организации помощи, которые без Инета жить не могут и проложили в Ачех специальный скоростной и очень толстый канал. В посёлках по трассе с Ачеха на Медан тоже много интернета. Но стоит только переехать в Меданскую область, не затронутое цунами – как интернета становится существенно меньше!
3) В Ачехе гораздо меньше курят, чем в других областях Индонезии.
4) В Ачехе и прибрежных селищах рядом с ним значительно меньше детей, чем в других индонезийских городах. Причина – цунами, которое смыло, в первую очередь, детей, из-за их меньшей массы и силы. Есть такие прибрежные селения, где выжило 10-20% жителей, детей среди них совсем мало.
5) 98% женщин ходят с покрытыми волосами и головами. При этом встречаются и непокрытые женщины – или христианки, или иностранки.
6) В городе Бандар-Ачех всё существенно дорого. Тот же сахар, стоящий в Малайзии 20 рублей, тут оценивается в 40 (а полкило – 30). Всё дорогое и почти всё привозное. Иностранные деньги, направленные в регион, привели к его удорожанию, может быть на 25% по сравнению с обычной Индонезией (Суматра, Ява), а прожиточный минимум тут так же высок, как и на Папуа. Платные жилища – что съёмные, что гостиничные – тут дороже вдвое,
7) Зная богатую сущность иностранцев, некоторые несознательные граждане мечтают получить с иностранца доллар или другую сумму!
8) Цены в магазинах почти нигде не написаны. Встречаются и супермаркеты без цен. Это, я считаю, свинство. Местные, конечно, знают все цены наизусть, а иностранцам приходится догадываться, и не факт, что продавцы скажут правильную сумму.
9) Мечетей большое количество, хотя есть и китайский храм, и церкви – видимо, получившие поддержку после цунами от мировых помощных организаций.
10) В Ачехе нет приморских домиков на ножках, как в Сандакане и других городах – все дома на ножках в мгновение ока смыло и они уплыли в океан со всеми их обитателями. Более 50% зданий в городе построены в последние пять лет.
11) И ещё тут очень много ментов, относительно остальной Индонезии, ментов и солдат, которые впрочем по улицам почти не бродят (не как на Филиппинах в АРММ), а сидят в своих воинских частях с бронемашинами – опасаясь, что Ачехцы вновь восстанут, чтобы добиться полной и окончательной независимости.
Утром Фикри пришёл к себе на работу в турфирму и уселся за компьютер. Клиентов не было, но он активно копался в интернете, может быть рекламировал себя. А я пошёл гулять по городу. В мечетях я так и не пожил в Ачехе – во-первых, лень было уезжать от Фикри, а во-вторых – решил я – «святых мужей» и так достаточно в городе и без меня.
Хоть власти и решили развить туризм, но опубликованные карты города Ачеха, как и все индонезийские карты, составлены были какими-то неудачниками. Мне досталось три карты – две достал мне Фикри, одну я сам купил в магазине – они были ужасны. На одной карте, например, не была показана главная река, идущая через центр города, это всё равно что напечатать Красноярск или Новосибирск без реки – ведь это главный ориентир! Не было ни других речек, ни мостов через них, масштаб врал, улицы были показаны далеко не все. Высотные ориентиры – мечети, вышки – не были показаны нигде, на самой подробной карте автовокзал был показан неведомо где, а на карте Свободного Ачехского Края была нарисована гордая железная дорога, от коей в Ачехе сорок лет ни рельсы, ни шпалы уже не осталось. Эта ж.д. Ачех--Медан кочует из карты в карту уже больше сотни лет, а выяснить её истинную сущность придётся мне в ближайшие дни. В городе её точно нет – есть только памятник паровозу, без рельсов, на бетонном постаменте.
Весь день я ходил по городу и фотографировал его, побывал и на базаре, съел пару дурианов, посмотрел на разделку рыб размером с человека, полазил по деревянным рыбацким судёнышкам и посетил два мемориальных корабля, о которых я уже писал: плавучую электростанцию, выкинутую за 4 км от берега, и корабль, заброшенный на крышу цементного одноэтажного дома. Это, как ни странно, пошло на пользу окружающим: судно так и застряло в крыше дома, а окружающие люди, барахтавшиеся в воде (уровень воды на некоторое время сильно поднялся), стали тянуться к судну, оттуда сбросили верёвку (кто-то из команды остался невредим) и 56 человек спаслись на этом корабле, в ожидании, пока спадёт вода. Недалеко от судна стоит щит с фотографиями спасённых и с этой необычной историей. Ну, а жители дома под судном, наверное, все погибли, поэтому и решили не восстанавливать дом, а сделать его памятником.
Многие дома, тех, кто погиб в цунами, сейчас стоят полусломанными, некоторые участки зарастают травой, а существенную часть города вообще пришлось отстроить заново. Пользуясь случаем, что все дома в районе посносило, власти провели новый проспект, которого на картах пока что нет. Вообще все карты Ачеха, из трёх, что я видел – врут.
Вечером Фикри повёз меня на танцы (смотреть их). Власти города, привлекая туристов, каждую неделю распорядились танцевать бесплатно в центре города местным фольклёрным коллективам. И женские, и мужские команды танцуют каждую субботу, а поглазеть собираются в основном ачехские девушки. Я пофотографировал и зрительниц, и танцоров, после чего Фикри отвёз меня обратно в свой офис.
В общем, бурно прошёл день в Ачехе, но подробно писать об этом некогда, иначе я дольше буду не путешествовать, а описывать путешествие, и в результате вообще никуда не сдвинусь с места, подробно описывая то, как я сижу где-то и описываю всё.