3 материалa по 2 объектам, 38 фотографий
- GPS
- Россия, Горный Алтай, рядом с селом Балыктуюль
Урочище Пазырык. Курганы древней культуры
Михаил Петрович Грязнов, научный сотрудник отдела этнической антропологии РАИМК в 1924-1925 году проводил самостоятельные исследования в районе г. Томска, где раскопал 48 курганов Тоянова городка, а также в верховьях Оби, осмотрев долину реки от г. Бийска до г. Барнаула.
В окрестностях г. Бийска и с. Сростки были раскопаны «курганные кладбища» эпохи раннего железа, а в Сайлюгемской степи Горного Алтая – «могильные памятники со стоящими у основания каменными бабами». В 1927 г. М.П. Грязнов вновь прибыл на Алтай, где исследовал на р. Урсул, в урочище Шибэ, «княжеское погребение» – огромный каменный курган. Краткое сообщение об этом было опубликовано в 1928 году, но только 50 лет спустя, результаты раскопок были представлены общественности. В 1933 году М.П. Грязнова по ложному доносу обвинили в активном участии в фашистской контрреволюционной организации украинских националистов, но из-за отсутствия доказательств получил «мягкий» по тем временам приговор — его выслали на три года в Вятку.
В 1929 году Алтайской экспедицией Этнографического отдела Государственного Русского музея под руководством доктора исторических наук С.И. Руденко началось изучение Пазырыкского урочища, первого кургана, который непосредственно раскапывался М.П. Грязновым.
Был получен удивительный по содержанию и огромный по количеству научный материал мирового значения. Дальнейшие исследования, по понятным причинам, проводились уже после войны.
После ссылки, в 1937 году М.П. Грязнов стал работать в Эрмитаже, а в 1939 году уже проводил исследования на Алтае в долинах рек Чарыш, Кан, Ябоган, Кырлык. Тогда же в результате раскопок на обширном могильном поле в Яконуре было вскрыто 17 погребений. Сведения о выполненных работах были отражены лишь в краткой публикации. В 1955–1970 годах научная и организаторская деятельность М.П. Грязнова была связана с раскопками в зоне затопления Красноярской ГЭС. Последний период жизни исследователя был посвящён изучению комплекса раннескифского времени — кургана Аржан в Туве, в Пазырык он больше не вернулся.
Пазырыкскую культуру относят к железному веку, считается, что пазырыкцы жили на границах Алтая, Монголии и Казахстана. Известно, что культура была вытеснена на север гуннами в 3-2 веках до н.э. Захоронения их представляют собой курганы скифского типа — курганы-тумулусы, содержащие внутри деревянные камеры,
.
Курганы представляют собой пирамидальные насыпи из камней и больших валунов высотой 4-5 метров и до 50 метров в диаметре. Внутри курганы были устроены довольно сложно.
В погребальную яму глубиной 5 метров ставили «дом» с потолком и двойными стенами из бревен — так называемую погребальную камеру. В урочище найдено четыре таких камеры с саркофагами.
.
Камера была отделана снаружи корой лиственницы и березы. Выше располагался мощный бревенчато-каменный настил — это была защита захоронения от вандалов.
Высота камеры — полтора метра. В ней устанавливали длинный саркофаг из цельного дерева, чаще всего из толстого ствола лиственницы украшенный резными оленями и петухами. Крышка саркофага также была выдолблена из половины цельного ствола.
Рядом с саркофагом расставляли всё необходимое для загробной жизни: мебель, ковры, одежду, еду, посуду, оружие, украшения и жертвенных коней от 4 до 6 животных, за деревянной оградой.
.
В курганах были найдены мумифицированные мужские и женские тела, судя по убранству — это были представители знати. Сегодня находки хранятся в музее Горно-Алтайска и в Эрмитаже.
.
В 1993 году в одном из курганов археологи нашли хорошо сохранившиеся мумии мужчины и женщины. Тела отлично сохранились благодаря вечной мерзлоте, когда их открыли они были покрыты льдом. Сохранились татуировки на теле мужчины, а также фрагменты шерстяной и шёлковой одежды, высокий парик на голове женщины.
.
Рядом с саркофагом были размещены деревянное блюдо на ножках, подушка с оленьим ворсом, шкура барана. Сверху сруб был накрыт огромным войлочным ковром белого цвета. Аппликации на ковре изображают мифическое существо с телом льва, человеческой головой, крыльями и оленьими рогами.
В захоронении лошадей находились конская упряжь, подседельники (чепраки), кожаная маска для лошади. Также в кургане найдены повозки, волокуши, войлочные фигурки и барабан. Безукоризненно сохранившиеся во льду тканевые седла, войлочные и тканые ковры, включая самый старый ворсовый ковёр в мире с великолепным орнаментом, четырёхколесную колесницу 5 века до н.э. и другие великолепные предметы, избежавшие разрушительного воздействия времени.
Ученые считают, что пазырыкцы могли иметь разные черты внешности. В курганах были найдены люди как с монгольскими лицами, также представители с европеоидными чертами.
Пазырыкцы занимались в основном скотоводством, кочуя вместе со стадами. Люди обоих полов носили войлочные чулки и меховые шубы с войлочными аппликациями. Женщины носили юбки, мужчины — штаны. Ученые выяснили, что все пазырыкцы, мужчины и женщины, украшали себя сложнейшими изображениями тотемных животных. Для орнамента характерны композиции из нескольких зверей и птиц, изображения отдельных частей тела.
Татуировки на коже были не украшением, а частью верований племени.
.
Исследуя пять могильников, которые тянутся друг за другом по долине с севера на юг, отнесённых к 5-4 векам до н.э., а также другие бескурганные захоронения урочища Пазырык, учёные сделали много важных исторических открытий.
.
Самым известным сохранившимся нетронутым Пазырыкским захоронением является принцесса Укока, или «Алтайская принцесса», найденная археологом Натальей Полосьмак в 1993 году на плоскогорье Укок, недалеко от китайской границы.
Находка представляла собой редкий пример полного ритуального погребения одинокой женщины в деревянной камерной гробнице в пятом веке до нашей эры в сопровождении шести лошадей.
(О ней я расскажу в заметке о Национальном музее республики Алтай).
Район Пазырыкских курганов считается типовой стоянкой более широкой Пазырыкской культуры, такие же захоронения были обнаружены в северной Монголии. Территории урочища Пазырык включёны в объект "Золотые горы Алтая" списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Местные жители отнеслись к деятельности учёных крайне неодобрительно и даже враждебно, после того, как экспедиции оставили раскопки и не удосужились закопать пустые могильники, не говоря уже о восстановлении внешнего вида курганов.
Даже сейчас груды камней свалены по кругу от бывших курганов и на месте захоронений по центру выросли деревья. Можно также увидеть валяющимися среди камней окаменелые брёвна от погребальных камер...
Однако, исследования курганов продолжались как во время существования СССР, так и после его распада. Последняя находка с захоронением была сделана в 1993 году.
Природный парк "Ак Чолушпа" создан правительством Республики Алтай в октябре 2011 года по инициативе Общины КМН теленгитов "Кун" при поддержке МО "Улаганский район" с целью сохранения уникальных природных ландшафтов и объектов, памятников историко-культурного наследия и богатого биологического разнообразия территории 189183 га.
Природный парк содержит в себе три кластера:
— кластер "ЧУЛЫШМАН" — включает долину реки Чулышман, от устья р. Шавла до впадения в Телецкое озеро.
— кластер"КАЛБАКИЯ" — территория бассейна р. Калбакия в верховьях р. Башкаус.
— кластер "ПАЗЫРЫК" — урочища Пазырык, в 1.5 км от села Балыктуюль, площадью 24 га.
Сейчас, ритуально-священное для алтайцев место Пазырыкских курганов, огорожено, чтобы автотуристы не наделали объездных дорог, а дальше посмотрим...
Говорят, есть желающие построить прямо здесь кемпинг и туристический центр. На кладбище?
- Адрес:
Горный Алтай, рядом с селом Балыктуюль
Дешёвый ✈️ по направлению Балыктуюль
- 14 сен 2022, 10:49удалитьСпасибо, Аля!
Тема очень интересная, научное открытие!
Но вид разоренных курганов удручает. - 15 сен 2022, 08:56удалитьНадо утвердить закон и следить за научными экспедициями, чтобы после раскопок
всё приводили в порядок и даже лучше. Это боль для алтайцев, это могилы их предков! - 15 сен 2022, 08:57удалитьКомпания на целый большой автобус или две "буханки"! ;))
- 14 сен 2022, 18:33удалитьПазырыкцы — какое чудесное слово, аж 3 раза "Ы"!
- 14 сен 2022, 22:19удалитьА в слове — длинношеее, 3 буквы Е подряд! :))
- 14 сен 2022, 22:40удалитьЕ — гораздо чаще встречающаяся буква, нежели Ы))
- 14 сен 2022, 20:42удалитьДа, печальное зрелище. Его я также застал 10 лет назад по пути в долину реки Чулышман.
- 15 сен 2022, 09:01удалитьВидно, за десять лет ничего не изменилось, может надеялись на средства ЮНЕСКО...
- 15 сен 2022, 05:04удалитьАлтайцы сильно встревожены вторжением чужаков в такие места и разорением могил. Особенно, когда достали принцессу Укок. Просят вернуть ее назад . Говорят, что духи сильно гневаются и надо ждать большой беды.
- 15 сен 2022, 09:08удалитьДа, с "принцессой Укок" перешли грань недозволенного!
Ничему не учит история с Тамерланом! - 15 сен 2022, 09:06удалитьВот отсюда и недовольство местных жителей!
Мы с негативом не сталкивались: люди как люди, почему они должны нам улыбаться?
У всех свои заботы. Туристы дают многим работу — настроили кемпингов, кафе, домиков
для ночлега, магазинчиков. Малый бизнес растёт! Всё будет хорошо! - 15 сен 2022, 09:39удалитьОни и этим недовольны. Боятся, что их земли затопчат, захламят. У меня перед глазами захламленный южный берег Телецкого озера. Народ весь мусор оставляет, не сжигает и не увозит. Там нет нормального туалета, а в тот, что есть , невозможно зайти. Мы, наверное, никогда не окультуримся.
- 15 сен 2022, 11:48удалитьС мусором большие проблемы везде, но надо ещё воспитывать в сознании людей, что мы оставляем после себя, неужели только мусор и негатив?!
На Телецком мусора не видела, если честно сказать — нас привезли к причалу и мы загрузились в катера и катались по озеру и к водопадам.
Туалеты на перевалах были ужасны! - 15 сен 2022, 12:12удалитьВсегда поражаюсь, почему свой привезенный скарб нельзя увезти же с собой обратно в виде мусора? Лично меня не помню, чтобы учили этому, но я видела, как уважительно относились родители к природе и впитала это с детства.