60 материалов по 17 объектам, 974 фотографии
- GPS
- Ирак, Allawi, Baghdad, Iraq
Артефакты из древней Месопотамии (Ч2)
Поразившись уже увиденным львом-стражником из Эриду, маской из Варки, образами шумерских богов из города Лагаш и первой в мире арфой, мы продолжаем двигаться вперед в поисках еще не познанного, тех тайн, которые скрыла в своих песках возможно самая таинственная из древних человеческих цивилизаций.
Первым в этом разделе мне попадается на глаза восстановленный буквально по крупицам череп шумерской принцессы, которая была похоронена вместе со своими многочисленными драгоценными украшениями. Металлы гораздо лучше костей дошли до нашего времени сквозь 5000 лет лежки в земле.
А вот это очень интересный барельеф, выполненный в зеленоватом алебастре. На нем изображены солдаты самого первого объединенного царства, возникшего в 3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, которое называлось Государство Аккад, первым правителем которого стал поднявшийся с самых низов его создатель Саргон Древний.
До него северная и южная Месопотамии были всегда разделены. Саргон, же победив другого величайшего завоевателя того времени Лугальзагеси, и закопав его столицу Урук в песок, ее впервые объединил. Все последующие государства Месопотамии — Шумер-Аккадское, Вавилонское и Ассирийское равнялись на Саргона Древнего.
Львы в шумерской мифологии так или иначе все имеют связь с Тиамат — древним божеством с телом льва и крыльями птицы, которое иногда изображали больше похожим на летающего льва, или на дракона. Это было женское начало природы, первобытный хаос-океан, из которого возник мир, после ее битвы с мужским началом, которое олицетворял Мардук, сын чистого неба. Так на столкновении вечных инь и ян и возник наш мир согласно шумерам.
Потом львы конечно спустились с небес на Землю и стали прислуживать людям охраняя въезд в их города.
Мое внимание привлекли древние математические таблички. Вклад шумерских цивилизаций в календари, астрономию и математику невозможно определить, так как по сути они создали системы исчисления в нашем мире такими какие они есть сейчас. Так как наш мир все стремительнее становится цифровым, я не исключаю, что это один из этапов его эволюции, начало которой положили шумеры.
Вывод который из этого следует очень прост — все достижения древнегреческих математиков, таких как Евклид или Пифагор базировались на мощном математическом фундаменте который заложили неизвестные миру математики Месопотамии.
В общем то теорема Евклида которая говорит о бесконечности простых чисел наверняка была известна в междуречье за пару тысяч лет до того как Евклид родился.
Вот расшифровка одной из таких табличек на современный (английский) язык — попробуйте разобраться:
Ладно, к математике Месопотамии мы еще вернемся потом. Музей все же показывает все и по чуть-чуть, чтобы заинтересовать своих посетителей и чтобы у них возникло свое желание исследовать этот таинственный мир глубже.
Вот этот человек-бык по имени Энкиду был найден на раскопках недалеко от города Ур.
Энкиду был одним из главных персонажей Эпоса о Гильгамеше и он одновременно и друг и побратим Гильгамеша и его же соперник.
Если коротко пересказать смысл этого эпоса, то все началось как обычно с жалоб людей богам, то есть возникла какая-то дисгармония в мире, выразившаяся в напряжении. В общем жители Урука невзлюбили своего правителя царя Гильгамеша, который мешал их покою.
Тогда боги, чтобы усмирить Гильгамеша создали ему равного по силе соратника Энкиду. Его просто вылепили из глины, как и на этой статуэтке и отправили в верхний мир как незнающее цивилизации существо.
Энкиду был подобен диким животным — тело покрыто шерстью, ест траву, живёт в степи с дикими животными и защищает их от охотников. В итоге охотники уже пожаловались на Энкиду Гильгамешу, тот же придумал очень грамотный ход и вместо военных отправил храмовую проститутку по имени Шамхат соблазнить и приручить Энкиду.
Энкиду провел шесть дней и семь ночей в плотских утехах с Шамхат, а когда пытается вернуться к животным, те убегают от него. Из-за нее он потерял с ними контакт и стал больше человеком. Шамхат уговаривает Энкиду отказаться от жизни с дикими животными и последовать за ней в город Урук, где правит Гильгамеш.
Там, Энкиду, уже в человеческой одежде, встречается с Гильгамешем и вступает с ним в схватку. Оба героя оказываются равными по силе, и схватка заканчивается «ничьей». С этих пор Энкиду становится лучшим другом и соратником Гильгамеша. так начинается Эпос о Гильгамеше.
Вместе они совершают много подвигов, но в конечном итоге Энкиду будучи уже проклят богами за убийство созданных ими чудовищ, умирает и спускается в преисподнюю. Кстати археологи считают что в образе Энкиду сохранились воспоминания о контакте древних людей с неандертальцами.
А историю Энкиду и Шахмат очень напоминает историю Эдемского сада и Адама и Евы, которую уже позже более красиво выразили в Библии.
Обелиск, восхваляющий военные подвиги одного из царей города Эшнунны, который наверняка покорил Саргон Древний когда объединял в первый раз Месопотамию. Обелиск впрочем относится к более позднему периоду Шумерско-Аккадского царства середины 2-го тысячелетия до нашей эры.
Далее опять пошли львы, причем на это раз здесь были не только львы, но и львицы, относящиеся к еще более позднему Вавилонскому периоду
Что касается этих красавцев львов, то они с раскопок неподалеку от Багдада из города Шадуппум (Tell Harmal), где был найден ряд табличек с Эпосом о Гильгамеше, из которых потом сложилось целостное произведение.
Абсолютно невероятные расписные обелиски, таких я не видел ни в Египте, да пожалуй нигде.
Посмотрите на этот к примеру. Только кажется, что это просто камень, похожий на большой и высокий менгир. Но он весь полностью расписан мелкой росписью, это феноменально. Такая точность!
На нем сверху изображен знаменитый Вавилонский царь Хаммурапи по своим кодексом, который все изучают на уроках истории!
Сам кодекс норм социально-политической этики напомню является старейшим задокументированным на каменных табличках законом из второго тысячелетия до нашей эры.
Двигаемся дальше по коридорам и залам древней Месопотамии :-)
В следующем зале меня встретила вот эта стена выше человеческого роста, из кирпичей, между столбами которых, стояли в рост каменные стражники. На самом деле это не стражники, а статуи богов, которые охраняли город Варка, одну из стен которого, смотрящая прямо на Евфрат, была сделана в таком стиле.
Идущие по кладке волны олицетворяют Тигр и Евфрат.
Далее большой зал был посвящен современному Хорсабаду, который возник на месте древнего города Дур-Шаррукин, столицы Ассирии во время правления Саргона II. Название города так и переводится как крепость Саргона.
Это кульминация искусства древней Месопотамии, все к чему люди пришли за 3 тысячи с лишним лет цивилизации примерно к середине первого тысячелетия до нашей эры и времени, когда наступила заря новой эры в жизни человечества, возникновения Древней Греции и Рима.
В этом месте в 717 году до н.э. Саргон начал строительство нового самого ослепительного и великолепного города, который знала Месопотамия.
Его строили 10 лет, до внезапной смерти царя в бою в 707 году. После этого его сын, скорее всего движимый суеверными мотивами, перенес столицу обратно в Ниневию.
Дур-Шаррукин был прямоугольной планировки со сторонами в 1760 и 1635 метров, площадью в 3 квадратных километра. Протяжённость стен равнялась 16 280 единицам ассирийской меры длины, что соответствовало числовому значению имени Саргон.
Массивные стены города охранялись 157 сторожевыми башнями.
Внутрь города вели семь ворот с разных концов. Ворота «сторожили» знаменитые крылатые быки шеду, вес которых доходит до 40 тонн.
В центре города находился царский дворец, рядом — храмы, посвящённые таким богам, как Набу, Шамаш, Син, и более мелкие — Ададу, Нингалу, Нинурте. Также имелся зиккурат высотой 42 метра, город украшали рельефные стены и различные скульптуры.
К городу прилегали царский охотничий парк и сад. Из сохранившейся переписки известно, что сюда были доставлены тысячи молодых фруктовых деревьев, айвы, миндаля, яблони и мушмулы. Большая часть древесины за неимением своей поставлялась из Финикии.
Находки в Хорсабаде являются основными для понимания культуры, искусства и политического устройства Ассирии.
К примеру, вот эта стена из барельефов изображает Саргона (справа в высокой шапке), приветствующего своих боевых командиров.
А на этой изображен 4-х крылый демон, за которым следует обычный человек с сорванным лотосом в руке. На ассирийских барельефах боги сосуществуют с людьми.
Еще на одном огромном барельефу тот же Саргон принимает с величием послов из северной страны Урарту, первого государства на предсоветском пространстве )))
Саргону в этот момент немного жарко, поэтому стоящий за ним слуга обмахивает его опахалом.
Саргон велик, и его охранять должны великие существа, такие как шеду.
Шеду — интересное существо. В шумеро-аккадской мифологии он выражает духа хранителя человека, выражающий его индивидуальность. В большинстве случаев он выражал индивидуальность правителя города или государства.
В мужской форме именовался шеду (по-аккадски) и алад (по-шумерски), в нейтральной (которая могла быть и женской) — ламмаасу (по-аккадски) и лама (по-шумерски). В искусстве изображался в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой.
Изваяния грозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими глазами имели магическую охранительную функцию.
Пять ног крылатого чудовища создавали иллюзию движения, позволяя видеть его неподвижным анфас или идущим в профиль в зависимости от положения зрителя.
До сих пор это существо поражает воображение остроумным композиционным решением. Оригиналы этих барельефов из дворца Саргона II (весом в 21 тонну каждое) хранятся сейчас в Лувре.
На этом мы покидает посвященный находкам в Хорсабаде зал и двигаемся неспеша подобно этому всаднику, вперед...
Продолжение следует
- Адрес:
Allawi, Baghdad, Iraq
Дешёвый ✈️ по направлению Багдад
- 27 фев 2021, 23:29удалитьСпасибо! Самому нравится, я поэтому без спешки с этими советами, погрузился в Междуречье можно сказать с головой в песок )
- 28 фев 2021, 15:25удалитьКакой великолепный музей, уже мечтаю о нем!
О Гильгамеше читала во время изучения и посещения лекций о мировых религиях. Это классика! - 28 фев 2021, 17:09удалитьДа, прямо фишка Багдада. Но там есть конечно и другие интересные места. Но сначала заключительная часть по музею, потом уже про Багдад
- 28 фев 2021, 21:40удалитьШикарны обе части, столько интересного! Спасибо, Николай!
Ждём продолжения! - 1 мар 2021, 11:13удалитьВеликолепные экспонаты в музее! Кудрявые бороды — визитная карточка Месопотамии,
помню их с уроков истории! :)) Очень интересный экскурс! - 1 мар 2021, 18:10удалитьСпасибо! Кудрявые бороды — отличное словосочетание не пришло в голову! Но вообще задумался сколько они тратили времени на уход за ними
- 1 мар 2021, 20:52удалитьДревняя цивилизация, такое множество интересных мест и такой богатый музей! Как жаль, что увидеть это так сложно в связи современной международной обстановкой, не говоря уже о ковиде. Спасибо, Николай, что показали и рассказали о музее!
- 1 мар 2021, 22:34удалитьХочу про него подробно рассказать, чтобы люди понимали что собственно в Багдаде несмотря на внешний информационный фон, в общем то есть достойные туристические места, этот музей был на уровне европейских топов
- 10 янв 2022, 01:09удалитьВсе очень впечатляет и понимаю ваш восторг! Но как-то не совсем складывается у меня фраза ... к середине первого тысячелетия до нашей эры и времени, когда наступила заря новой эры в жизни человечества, возникновения Древней Греции и Рима..... — расселение древних греков все же начинается с рубежа III-II тысячелетия до нашей эры и тому есть немало подтверждений. В частности артефакты, найденные при раскопках Акротири датируются примерно 3300 г. до нашей эры Что хранилось под 40-метровым слоем пепла 3600 лет?
Если я не права — поправьте)))) - 10 янв 2022, 08:43удалитьВсе верно! Но это не самый древний этап из жизни Месопотамии тоже. Думаю что с какого то момента ряд цивилизации античного мира развивался параллельно и только потом сначала Александр потом Римская империя попробовали все собрать.