8 день
27 февраля 2007 г. — вторник
Баган
Сегодня встаем в 7 часов, в 7.45 идем на завтрак. Утренняя трапеза проходит на втором этаже здания, в котором на первом этаже расположен ресепшн. На выбор из фруктов были: ананас, папайя, арбуз и мандарины. Из соков были свежевыжатые (но разбавленные водой) соки из апельсинов и арбузов. “Шведский стол” был разнообразен, вся еда была вкусной.
После завтрака мы погуляли по веранде ресторана, где мы ели, и в добавление к уже сказанному (Thazin Garden Hotel - подарок судьбы в туре. Часть 39), хочется показать отель при свете дня. Входные двери в ресторан украшены резьбой с фигурками воинственных стражников. Поворачиваем на террасу и обращаем внимание на следующие двери с вырезанными женской и мужской фигурами. Фотографируем двери и только потом понимаем, что это входные двери в М и Жо.
Там же, на террасе обнаружили замечательную фигурку зеленого павлина с распущенным хвостом на стене здания и сделали по кадру из серии “я и павлин”.
Сверху открывается вид на пагоды, расположенные рядом с отелем.
Еще вчера мы условились, что водитель приедет за нами в 8.30, что он и сделал в точности. Сегодня у нас в планах посещение горы со смешным названием Поупа. Едем втроем, Ирина приболела. За время нашего отсутствия она сходила на массаж в нашем отеле. Разброс цен здесь такой – самый дорогой полный – 12 $, только шеи – 8.
Надо немного рассказать о Багане.
Баган (ранее Паган) — уникальный мертвый город на севере Мьянмы, знаменитый благодаря своим храмам. Город Паган как таковой не существует — есть только аэропорт Баган, несколько деревень вокруг (Ньяунг У, Веткьи Ин, Мьинкаба, Старый Баган) и огромная археологическая зона с разбросанными тысячами больших и маленьких пагод.
Город Баган, древняя столица Бирмы, расположен в долине реки Иравади, на ее левом берегу, занимает площадь около 40 кв. км. С этим городом, столицей средневекового государства, связана эпоха расцвета бирманского зодчества.
Наш водитель точен. Мы едем по территории Старого Багана, где раньше жили люди, но правительство приняло решение отделить археологическую зону от жилой и отселило жителей города в так называемый Новый Баган.
Мимо нас мелькают многочисленные пагоды, большие и поменьше. Общее впечатление усиливается оттого, что территория Старого Багана – это огромное ровное поле, и разнообразные по своей форме и отделке пагоды перемежаются здесь с пальмами и зарослями кустарника. Справедливо, что памятники Багана считают 8 чудом света, это высшее признание шедевров древнего зодчества.
Путеводитель LP ставит это чудо в один ряд с Тадж-Махалом в Индии и Ангкор-Ватом в Камбодже. Поскольку мы там еще не были, верим на слово.
Немного истории. В 83 году после смерти короля государство Пья было подчинено монским королевством, но часть жителей не подчинилась, и через 3 года они обустроились в Багане. Это было еще не королевство, а просто объединение 19 деревень, само же королевство Баган было основано, как я уже писала в 847 году, и просуществовало 400 лет. Зенит славы этого королевства пришелся на годы правления династии короля Анируды (его еще иногда называют Анаратхой — Anawrahta) с 1044 года по 1204 год.
Этот знаменитый король смог объединить страну, но вошел в историю благодаря тому, что именно в его правление государственной религией становится буддизм. А дело было так. Соседний царь Мануха измыслил обратить Анируду в свою веру, он думал сделать это насильно, но к его удивлению, Анируда полностью проникся догмами буддизма. В целях поклонения святыням и лучшего изучения идей веры Анируда попросил Мануху поделиться реликвиями. Не встретив понимания, он просто отнял их силой. Вот для хранения первых реликвий и стали строить в Багане первые храмы.
В 12 веке королевство развивалось дальше, буддизм был принят широкими слоями населения, не только король, но и министры и чиновники активно участвовали в строительстве пагод. В результате земля, где были построены пагоды, постепенно расширилась до внутренних районов, удаленных от замка. К тому времени распространилось использование бирманского алфавита, и строители пагод начали писать надписи, чтобы донести информацию до будущих поколений. Имя и название строителя, детали расположения и предметы, пожертвованные вместе с пагодой, обо всем этом были сделаны записи. И сегодня именно они являются ценным ключом к пониманию общества Багана того времени. И тут надо помнить, что в соответствии с местными хрониками королевством правили пятьдесят пять королей в течение двенадцати веков.
Однако в 13 веке динамика династического строительства начала снижаться. Энтузиазм строительства пагод несколько поутих, и в результате пагоды, построенные к концу 13 века, имели тенденцию быть более компактными по сравнению с теми, которые были построены до них.
Печальным концом династии Баганов стало противостояние с другой могущественной азиатской династией из Китая. Одновременно тысячи пагод были разграблены захватчиками и вандалами, а также и самим королем, который дезертировал от китайцев. Исторически в Мьянме считается, что китайцы демонтировали большое количество сооружений, чтобы собрать материалы для строительства форта. С тех пор огромная масса религиозных сооружений была заброшена и разрушена, и сегодня мы видим чуть более ста великолепных памятников, которые привлекают и удерживают внимание сегодня, оставаясь местами поклонения , коими они и были и с момента своего основания.
Последние памятники были построены в Багане при династии Конбаунгов, также в этот период были проведены реставрационные работы и росписи. Любопытно, что интерес к Багану пришел тогда, когда город стал известен как центр производства лаковых изделий. Именно тогда, в 19 веке, сюда потянулись люди, которые увидели следы уникальных ландшафтов и смогли их зафиксировать.
Сохранение Багана считалось важной проблемой в колониальный период и уж тем более, после провозглашения независимости Мьянмы. Однако, поскольку огромное количество памятников было разбросано по большой территории, имелся ограниченный персонал и бюджет, то все это затруднило сохранение археологической зоны.
К этому добавилась стихия природы: в 1975 году произошло сильное землетрясение с Баганом в эпицентре. Многие здания были повреждены, и это же вызвало признание необходимости дальнейшего укрепления усилий по сохранению наследия на международном уровне. Сегодня в стране предпринимаются усилия для долгосрочного сохранения старого города в сотрудничестве с международными организациями, такими как ЮНЕСКО и правительство Мьянмы.
Следующий рассказ будет о горе с интригующим названием Попа, но прежде заедем в деревню "виски" — Мьянмарская самогонка и юные Лолиты. Часть 41
Продолжение следует...