119 материалов по 25 объектам, 3 446 фотографий
- GPS
- Мьянма, Manuha Phaya 2 Myin Ka Bar
Бирманский пленник Мануха и его Manuha Paya. Часть 43
Этот совет является частью дневника «БИРМА - БЛЕСК И НИЩЕТА “СТРАНЫ ЗОЛОТЫХ ПАГОД”»
Продолжу рассказ про Баган. После смерти короля Анируды его святое дело по строительству пагод было продолжено. В результате на площади 42 квадратных километра возник город четырех миллионов белоснежных, сверкающих пагод.
Но ничего нет под солнцем в нашем мире постоянного, город стал приходить в упадок, потом этому еще посодействовали монголы, под ударами которых Баган пал и больше не возродился. Эту территорию облюбовали себе бандиты и разбойники. Местные жители наряду с буддизмом верили и в духов (натов). Злые духи и демоны, бандиты и разбойники – все это заставляло обходить стороной эту территорию, считая ее “нехорошей”, и постепенно про храмы забыли. Они медленно разрушались, их грабили, статуи Будд разбивали. В довершение, еще больший ущерб нанесли землетрясения. Реставрация началась с 1975 года и продолжается по сей день. Строят здесь и новые пагоды.
Бирманские буддисты считают, что строительство нового монастыря или пагоды – лучшее вложение в благополучие в будущей жизни. Поэтому на пагоды денег не жалеют. Здесь совсем не редкость великолепные, сияющие золотом и драгоценными камнями ступы, стоящие в окружении сколоченных на скорую руку лачуг, жители которых тратят все деньги на покупку сусального золота, необходимого для украшения статуй и пагод.
Анарахта покорил Татона (главу Королевства Мон, расположенного в нижней части Бирмы) в 1057 году. Об истории храма Мануха и воплощенных в нем образах Будды рассказывает каменная надпись, найденная в нем. Как стало известно, Король Багана хотел дальнейшего распространения буддизма в своей империи. Он просил Мануху, Короля царства Мон, чтобы тот позволил ему сделать копию Трипитака, буддийского учения на языке Пали. После того, как Мануха отказал ему в этом, Король Anawrahta вторглись в королевство Манухи (по имени Татон). Король Мануха был схвачен, приведен в Баган и заключен в тюрьму. Также были захвачены тысячи Мон художников, архитекторов и ремесленников, которые сыграли важную роль в строительстве бесчисленных храмов в Багане в течение следующих десятилетий.
От монахов Мон были получены их алфавит, религия и писания. С этой знаменательной даты началась необычайная архитектурная и художественная деятельности, которая за чуть более двух веков украсила город и прилегающие районы тысячами великолепных памятников всех видов и размеров, внутренние стены большинства из которых содержат удивительные фрески. По оценкам историков, «13 000 храмов и ступ когда-то стояли на этой равнине площадью 42 кв. км в центральной Мьянме...». Все они были любовно украшены картинами, резьбой и гравюрами, изображающими истории из жизни Будды, и наполнены цветами, тканями и образцами бирманских ремесел.
Многие из религиозных зданий были построены из дерева, и эти здания не сохранились. Даже те, что были построены из глины и кирпича, были повреждены землетрясениями и течением времени. Тем не менее, примерно 2200 храмов и пагод, которые остаются сегодня в различных состояниях разрухи, являются великолепным зрелищем, усеянным над равнинами в постоянно меняющемся свете.
Квадратные храмы, в которых преобладает влияние Мон, отличаются темными коридорами, слабо освещены перфорированными окнами, но имеют яркие пятна фресок, написанные Мон на стенах. Храмы типичного баганского стиля — светлые и просторные внутри, но есть и некоторые храмы с промежуточными формами.
Сразу скажу, что Баган справедливо и заслуженно может быть причислен к чудесам света. Этот внушительный памятник человеческой культуры незаслуженно обойден вниманием. Город расположен в центре страны, в ее сухом поясе, на берегу реки Иравади, может, поэтому он до сих пор не включен в список ЮНЕСКО, хотя, начиная с 1996 года, на него подавались заявки.
Первый храм, в который мы приехали, был Мануха (Manuha Phaya), один из старейших храмов Багана, в котором хранятся четыре больших изображения Будды. Как я уже говорила, Король Анируда, отняв все буддийские святыни у царя Манухи, заодно взял и его самого в плен. Вот этот храм и назван в его честь.
Проведя 10 лет в плену, Мануха хотел обрести религиозные заслуги, чтобы достичь Нирваны. Он также пожелал, чтобы во время цикла перерождений (Сансары) он никогда не был побежден врагами, и уж тем более, снова не жил в плену. Поэтому он просил у Anawrahta разрешения на строительство храма. А поскольку у захваченного короля не было денег, чтобы его построить, он продал драгоценный камень богатому торговцу из Мьинкаба (Myinkaba) за шесть возов чистого серебра.
Царь использовал серебро для оплаты строительства большого изображения Будды, в котором были сокрыты буддийские реликвии. Позднее он построил еще три больших золотых изображения Будды, а после завершения четырех изображений вокруг них был построен сам храм. Узкие и тесные комнаты едва ли достаточно велики, чтобы вместить четыре изображения. Сдавленные и сжатые со всех сторон Будды зримо транслируют нам ощущение Манухи, который провел столь долгое время в несвободе.
При входе во двор этого храма установлен колокол, который несут на своих плечах два мьянмарца и что интересно, у них татуировка на ногах от колена.
Рядом с храмом современное здание в бирманском стиле, оно содержит статуи короля Манухи и его королевы, а также огромную чашу для подаяния с лестницей перед ней.
На шесте рядом с храмом покоится легендарная птица Хамса, а рядом возносится в небо небольшой чеди, увенчанный зонтиком-хти.
В другом месте местные тетки по очереди били колотушкой в колокол, загадывая свои нехитрые желания. Как и у нас в православном мире существуют свои церковные традиции, так и здесь: ударь по колоколу определенное количество раз, загадай желание, и оно исполнится.
Само здание прямоугольное, грязно-белое, с потеками, верхний этаж намного меньше нижнего, и его венчает большой многоярусный hti, золотой шпиль в форме церемониального зонтика. Первый и второй этажи украшены несколько меньшими по размерам hti.
Здание ориентировано на Восток. В центре находится портик с главным входом, выступающим из структуры, ведущей в комнату, которая содержит самый большой сидящий образ Будды.
Два небольших входа по обе стороны портика ведут в комнаты, где хранятся изображения меньшего размера. Несколько узких ступенек и узкая дверь ведут в комнату Лежащего Будды в задней части здания. Рядом с задней частью находится лестница на вершину храма; из окна открывается вид на одно из огромных сидящих изображений сверху. Во время землетрясения 1975 года часть крыши обрушилась, повредив центральный образ, который был позднее восстановлен.
Пагода интересна внутренним содержанием, своими огромными статуями Будд в тесных помещениях. Мы с трудом, бочком протискивались из одного в другое помещение между стеной и сложенными руками Будды.
В углублении-нише сидит Будда, глазами, полуприкрытыми веками, смотрит он вниз на нас, букашек. В одном из помещений, как в темнице лежит Будда. Да, образное мышление, кожей чувствуешь несвободу…
В передней части здания три комнаты с сидящими образами Будды, центральное помещение отдано Будде высотой в 14 метров, и его поза означает «призыв к земле стать свидетелем». Сбоку от этой фигуры стоят еще два более мелких изображения высотой по 10 метров. И уже в последнем, заднем помещении, возлежит изображение Будды длиной 27 метров, и вся его поза и даже выражение лица отражает безмятежность и покой.
Водитель отмечает, что по сей день храм Мануха является активным местом поклонения бирманских буддистов.
Обувь, как водится, надо было снимать. Хорошо, что в нашем распоряжении была машина, и мы оставляли в ней свои босоножки. Вообще-то по территории Багана можно передвигаться разными способами: пешком, на велосипеде, на бричке с лошадью, и как мы, на машине. После уличной жары охлажденный кондиционером воздух в машине дает возможность сделать небольшую передышку.
Следующим мы посетим "пещерный храм" Gu Byauk Gyi — «Пещерный храм» начала 12 века - Gu Byauk Gyi. Часть 44
Продолжение следует...
- Адрес:
Manuha Phaya
2 Myin Ka Bar
Дешёвый ✈️ по направлению Баган
- 16 дек 2018, 11:52удалитьон до сих пор не включен в список ЮНЕСКО, хотя, начиная с 1996 года, на него подавались заявки.
Удивительно! Не пойми что они в ЮНЕСКО записывают, а Баган нет? В любом случае, спасибо за рассказ. - 16 дек 2018, 12:08удалить
ERCHOVнаписал 16 декабря в 12:52
//он до сих пор не включен в список ЮНЕСКО, хотя, начиная с 1996 года, на него подавались заявки.//
Удивительно! Не пойми что они в ЮНЕСКО записывают, а Баган нет? В любом случае, спасибо за рассказ.
С включением в список ЮНЕСКО много разных правил. И тут много зависит от страны - 16 дек 2018, 14:42удалитьДа, даже включая режим стран, как ни удивительно это звучит. Здесь же и экология...