Десятки тысяч людей ежегодно посещают Астрахань, и город навсегда остается в их сердцах в образе белоснежного Кремля и величественных соборов, церквей и мечетей, криков чаек над набережной Волги под лучами яркого ослепительного солнца, колоритных шумных базаров и купеческих особняков на тихих тенистых набережных Кутума.
В Астрахани сохранилось немало зданий и исторических объектов, по которым можно изучать архитектурные стили. За 3-4 часа неспешной прогулки есть возможность изучить несколько (точнее 6 сооружений) особенных сооружений, которые особенно подчеркивают стилистику разных эпох, удивляют фантазией их архитекторов и привлекают тысячи туристов своими семейными тайнами их прежних правообладателей.
Обзор сделан в виде экскурсии, поэтому постараюсь дать Вам взглянуть на городские улицы и здания внимательно и вдумчиво, открыть их красоту и уникальность благодаря кропотливому труду астраханцев, за счёт чего Астрахань и является «жемчужиной Поволжья».
«Ожившая статуя»
С 1880 по левой стороне набережной Кутума значился каменный дом №45, принадлежавший некой Скорняковой. Построенный в неоренессанском стиле под виллу особняк привлекает внимание своей ассиметричной композицией и высокой смотровой башней. Если внимательно присмотреться, под козырьком мезонина можно увидеть вензель «М.Ш.». Это инициалы владельца усадьбы, богатого купца-рыбопромышленника Михаила Шелехова.
Архитектура была столь необычна, что на него ходил смотреть весь город. И было чему подивиться — статуи на крыше, изящные портики и колонны, венецианские окна, зимний сад с верхним фонарем, смотровая башня с великолепным видом на Волгу.
Но дом не принес счастья Михаилу Шелехову. Вскоре после новоселья умерла от чахотки красавица-дочь, жизнь потеряла смысл. Ранняя смерть единственной богатой наследницы поразила весь город, а безутешный отец после долгих раздумий завещает свой дом на нужды «противотуберкулезного учреждения» в память о дочери. Но тоска не проходила, и любящий отец заказал в Италии мраморную статую девушки с лицом любимой дочери.
Но позже всё-таки появилась и другая версия о том, что у Михаила Акимовича было четверо наследников – трое сыновей: Кирилл, Николай, Алексей и дочь Мария, о которой уже мы писали выше. Однако девушка не умерла в юном возрасте, а эмигрировала за рубеж. Последние годы Мария Михайловна провела в Аргентине. До наших дней дошёл её «Чилийский дневник». Она была талантливым поэтом и, несмотря на то, что до конца дней находилась в далёкой Аргентине, всегда считала себя истинно русской.
«Усадьба Тетюшинова»
Купеческий особняк, построенный в русском стиле, считается на Нижней Волге одним из лучших образцов деревянного зодчества XIX века. Настоящий сказочный терем в сегодняшней реальности. Не только снаружи, но и внутри практически без изменений сохранен дух эпохи: старинная обстановка, предметы мебели, книги и многое другое. На втором этаже купеческого особняка располагается историческая экспозиция.
Изначально Тетюшинов строил терем для своей семьи, а потому добавил к проекту широкие двухъярусные галереи, на которых было приятно проводить летние вечера – что и сегодня пользуется особым спросом у посетителей. Сохранились и дубовые колонны XIX века, и старинный сруб, и просторные веранды, которые построил сам Тетюшинов. Поскольку купец строил корабли, входившие в состав Каспийской флотилии, веранды своего дома он сделал по форме судна. К тому же, они давали тень на окна, что в условиях жаркого астраханского климата было очень кстати.
Возрождение традиций Астраханского региона – особая миссия этого дома. Здесь проводятся фольклорные праздники и концерты, ярмарки и выставки мастеров-ремесленников, а также игровые программы для детей, традиционные русские чаепития на веранде… и даже купеческую свадьбу можно провести, по всем канонам и традициям! Ну и, конечно, увлекательными станут мастер-классы по старинному рукоделию.
На пороге дома, как и 140 лет назад, Вас встретит гостеприимная семья Тетюшиновых — ожившие герои ушедших времен, которые помогут окунуться в атмосферу купеческого быта той эпохи. Экскурсии по дому проводятся не только в традиционной форме, но и в виде интерактивного действия.
«Особняк А.И. Губина»
Трехэтажный дом купца А.И. Губина – замечательный образец богатого городского особняка с пышной отделкой фасадов и интерьеров в стиле эклектика с заметными чертами барокко, например, это видно по чугунным массивным воротам, которые ограждают проезд во двор. Их рисунок составляется букетами роз, листьями аканта, лентами и веревочным орнаментом. Парадный вход украшен декоративными светильниками, чугунные кронштейны которых имеют форму грифонов. Большую художественную ценность представляют интерьеры дома, оформленные с дворцовой роскошью. Сохранилась объемная лепнина потолков, гирлянды, горельефы с изображением амуров, также паркетные полы, составленные из девяти пород дерева. В усадьбе сохранилась парадная лестница, выполненная из белого мрамора и оформленная кованым стальным ограждением. Достопримечательностью дома являются два изразцовых камина, с их сюжетными рельефами зеркал, цветовым решением и пластикой барокко, также дошли да наших дней и являются истинными произведениями искусства. Можно смело заметить, интерьеры усадьбы выполнены с дворцовой роскошью.
Александр Иванович Губин был влиятельным астраханским купцом-лесопромышленником. В собственности его семьи были лесопильные заводы, склады лесных материалов и т.д. Губины были почетными гражданами города, которые занимались благотворительностью. Усадьба А.И. Губина — прекрасный образец состоятельного купеческого дома с его богато декорированными фасадами, с применением металлопластики и скульптур.
От Дома Губина к дому Беззубикова расположенного на противоположной стороне набережной Кутума, есть возможность подойти по Астраханскому Мосту Влюбленных, усыпанного металлическими замками (символ крепости брачных уз). Хотя раньше, в году этак 2004, администрация вообще запрещала вешать замки с тем умыслом, что они портят внешний облик.
Но, так или иначе, люди встречаются, влюбляются и женятся со скоростью стрелы Купидона, и по-прежнему символические замки вешаются, укрепляя семейное счастье. Рядом с мостом позже даже установили металлическое дерево, сделанное под бронзу, на которое также вешают разноцветные ленточки, но уже укрепляющие семейное благополучие. В общем, секрет семейного счастья и благополучия — немного раскрыт!
“Особняк купца И.В. Беззубикова”
Один из интересных ансамблей купеческих особняков XIX – нач. XX века в стиле провинциального классицизма расположился на Красной набережной. Двухэтажный особняк купца Беззубикова, увенчанный мезонином, стройным портиком и полуколоннами – яркий пример классической застройки Астрахани. Внутри сохранились дубовые лестницы, лепные рельефы в наличниках, просторная веранда, изразцовая печь. Сейчас в нем находится государственное научно-производственное учреждение «Наследие».
К началу ХХ в. у его фирмы было 500 постоянных рабочих мест и до 7 тыс. человек в год временных. Среди имущества 11 пароходов, 19 барж, десятки рыбниц, прорезей, лодок. К числу сооружений относились механический завод, две пароходные пристани, где присутствовали не только склады для товара, но и жилые помещения, аналогичные были в Царицыне и Саратовской губернии. Помимо рыбы, торговал пеньковыми, мануфактурными, колониальными и бакалейными товарами, а также рыболовными сетями.
Иван Беззубиков входил также в Астраханскую городскую думу, а в 1906–1907 гг. был городским головой и председателем биржевого комитета. Известно его имя и в духовной сфере нашего города: Известен также и как член Российского общества борьбы с заразными болезнями. Иными словами, был активным общественным деятелем. В числе его заслуг и благотворительность: он жертвовал средства на постройку в Астрахани множества учебных учреждений, церквей, выделял деньги всевозможным обществам и домам нуждающихся и социально незащищённых граждан. Это благородное направление в общественной деятельности продолжили и сыновья.
От Дома Беззубикова, через несколько улиц, мы выйдем к Астраханскому Кремлю, и двигаясь дальше к Центральной Набережной города по одной из самых красивых улиц Никольской, где расположены здания федерального значения, сможем ознакомиться ещё с одним интересным домом семьи Агамжановых.
“ДОМ Агамжановых”
Информации о доме совсем мало. Известно, что здание изначально было построено под гостиницу для семьи богатых астраханских купцов армянского происхождения Агамжановых.
Первый этаж предполагался сдаваться под магазины, поэтому его окна высокие и широкие, так как планировались как витрины. Проект здания приписывается Константину Кирилловичу Домонтовичу, потому что выстроено оно в стиле псевдоренессанса, а на рубеже 19-20 веков в этом стиле в Астрахани чаще всего работал именно он благодаря своей востребованности.
Характер облицовки и окраски фасада серым известковым раствором позволяет соотнести это здание с рядом "безупречных" доходных домов Санкт-Петербурга и Риги. Здание — угловое, с изящными чугунными балконами, искусной отделкой. Окна второго этажа оформлены сандриками и лепниной. В лепнине присутствуют детали, отделанные шубкой. Орнамент лепнины — в основном растительный.
По бокам окон расположены пилястры. Угловая часть дома закруглена и имеет два скругленных балкона на 2-ом и 4-ом этажах. Верхний карниз здания оформлен дентикулами. В интерьере сохранились две чугунных лестницы работы астраханца Красавина.
С 1950 года и по сей день в здании располагается Военный госпиталь.
Ознакомились! Узнали что-то новое! Дальше — ещё интереснее и кажется, что на этом участке экскурсии, Вы действительно сможете немного ощутить притягательность и романтичность Астрахани. По Набережной вдоль многочисленных ресторанов русской, итальянской, узбекской, японской кухни, не забудьте отметиться с достопримечательными скульптурами, такие как "Дама с собачкой" или "Золотая рыбка".
Мы подходим к одному из наиболее современных зданий этого города, сохранивших свою изначальную фактуру, месту, откуда начинается новая счастливая семейная жизнь для тех, кто к ней готов или старался к ней прийдти — это Центральный ЗАГС.
“ЗАГС Астрахани”
В Астрахани сосредоточено большое количество старинных зданий и сооружений. По причине того, что война не дошла до этих мест, в настоящее время мы можем вживую лицезреть резные постройки 19 столетия. Одним из таких сооружений является Центральный ЗАГС города.
В прошлом в здании астраханского ЗАГСа располагалась торгово-промышленная биржа. В 19 веке Астрахань была одним из крупнейших торгово-промышленных центров России: здесь сосредотачивалось огромное количество заводов и предприятий, в портах останавливались корабли, нагруженные различными товарами. По мере развития торговли в городе развивалась и сама Астрахань: городские финансы стремительно ползли вверх, и в Астрахани начинали воздвигать новые сады, здания и мостовые. В связи с таким быстрым развитием торговли в городе, было решено выделить здание возле Кутумовского моста для строительства торгово-промышленной биржи. Каменное здание биржи (нынешний ЗАГС) было построено в 1910 году – до этого момента на ее месте находилась деревянное здание того же назначения. Однако деловой центр ненадолго задержался в новоиспеченном сооружении: в разное время здесь располагались и типография, и столовая, и гребно-парусный клуб и политотдел Волжско-Каспийской флотилии. Официально ЗАГС Астрахани был перемещён только в 1964 году по проекту архитектора В. Варганек-Вальдовскому, который создавал проекты знатных домов, поэтому его кандидатура для строительства столь дорогостоящего проекта подходила как нельзя кстати. Здание ЗАГСа в Астрахани было построено в стиле модерн и стилизовано под палубу парохода. И только в 2006 году оно было реконструировано и по-прежнему объединяет семейные узы на долгие и счастливые годы!
Легенды города Астрахани полны таинственности и романтики. Все они напрямую связаны с историей самого города и его окрестностей. Многие из них легли в основу мистических рассказов и повестей, ведь ни одна из имеющихся легенд никогда не появляется на пустом месте. Астраханские легенды — яркое тому подтверждение.
Посмотреть есть на что! Местами в городе встречаются деревянные избушки с узорчатыми деталями, как из сказки, и веками стоящие красавцы каменные купеческие дома, некоторые из них можно было бы сравнить с дворцами. Много таких уголков еще осталось в городе, несмотря на то, что старина медленно, но верно, уступает новостройкам – старый город молодеет. Хотя и по сей день можно встретить такие уголки, что ощущаешь себя в девятнадцатом веке. Использовали эти чудесные особенности нашего города в своих фильмах Леонид Гайдай, картина «Не может быть» и Алексей Герман в своей ленте «Мой друг Иван Лапшин».