Есть несколько общеизвестных фактов про Кайруан : Был построен в 670 году. Является четвертым по почитанию в мусульманском мире. В городе имеются 85 мечетей, главная из которых мечеть Сиди Окба. Семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку.Кайруан называют «городом ковров».
Только старинные города прекрасны тем, что с большинством из них связано множество легенд. Понять иногда где правда, а где сказочное предание уже невозможно за давностью лет, так всё переплелось в тугой узел ,как узелки в коврах Кайруана. Попытаемся сбросить флёр таинственности и загадочности , заглянем в жизнь Кайруана сквозь века.
Фактически город , да и арабы в этих местах появились первоначально из-за предательства карфагенского правителя (экзарха) Григория. Григорий был двоюродным племянником византийского императора Ираклия и по совместительству его наместником в Африке, так тогда называлась византийская провинция в регионе нынешнего Туниса. Эта провинция была отвоевана у королевства вандалов в 533 году, ну а вандалы в своё время отвоевали её у римлян. Григорию было мало власти и он провозгласил себя императором Африки . Арабские войска были приглашены Григорием в качестве военных союзников. По подобному сценарию часто происходили вторжения арабских войск. В 711 году арабы начали завоевание Испании и за несколько лет покорили её, вторжение на Пиренеи тоже произошло про приглашению одной из враждующих вест -готских группировок. В Эгриси ( Западная Грузия и Абхазия) в 697 году правитель Эгриси призвал арабов помочь против Византии, арабы в Эгриси и остались. Стремление к власти сепаратистов того времени замечательно использовалось арабскими полководцами.
Арабы появились у границ Туниса в 642-645 годах , а уже в 647 году войска Григория были разбиты арабскими войсками . Сам Григорий погиб. Арабы вначале не остались и получив контрибуцию в 649 году сорокатысячное арабское войско вернулось в Египет. На территории провинции начались разброд и шатания. Парад суверенитетов погрузил страну в анархию, практически каждая деревня стала считать себя самостоятельной и когда в 661 году арабы вернулись и разгромили остатки сопротивления , то оказалось, что они пришли в эти места серьезно и навсегда. Арабская же экспансия продолжилась на восток , в 709 году вся Северная АФрика покорилась им.
В Северной Африке арабы прижились и составляют большинство населения .Территория была завоевана и её надо было осваивать. Существует легенда о том как был основан Кайруан арабским военачальником Окба ибн Нафи эль-Фихри. Затем Окба использовал Кайруан в качестве базы для дальнейших военных операций в Северной Африке.
Почему город был основан именно в этом месте? Ведь можно было использовать в качестве плацдарма любой другой уже существующий город. Арабские историки рассказывают такую легенду.
Не понравился генералу город, в котором можно было разместить его войско и отправился он дальше. Остановившись на ночлег в незнакомом месте, наутро арабский полководец увидел, что эта местность заросла деревьями и непроходимыми зарослями кустарника. В лесу обитали дикие звери. Его солдаты взроптали — мы боимся диких зверей. Тогда Окба отправился к чаще и прокричал трижды: "Эй, змеи и львы! Мы сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, так уйдите же прочь, ибо, если на то будет воля Аллаха, мы поселимся здесь! Если же после этого мы обнаружим кого-либо из вас, то мы убьем его!". И послушались звери и забрали своих детёнышей и начали покидать местность. Генерал запретил убивать уходящих зверей : львов, волков, сов, змей, скорпионов. Зверей было огромное множество, но они на тронули людей. Только одна самка скорпиона попросила генерала сжалиться и разрешить остаться для того, чтобы вывести потомство. Скорпиониха клятвенно обещала, что ни она ,ни её потомство не причинят вреда людям. И как говорят местные жители слово своё сдержала. А прочих зверей и тварей не осталось в окрестности и не было в течении 40 лет.
Окба после исхода зверей воткнул в землю свое копье и происнёс: «Это ваш Кайраван! Селитесь во Имя Аллаха!». Так был основан город. А на месте, где было воткнуто копьё, появился источник. Есть менее романтичные версии появления источника по одной из них источник нашла собака, по другой источник появился в месте удара копыта лошади одного из воинов.
Кайруан построен из камня. Историки утверждают, что для строительства Соборной мечети в Кайруане использовались камни из амфитеатра Эль-Джема. Между городами 118 километров. Но гораздо красивее звучит легенда. Когда Окба заложил город, то на третий день всадники из его войска прискакали, крича, что они только что встретили камни, целое войско камней, идущее походом и, несомненно, посланное богом. Конечно трудно поверить, но это же земля Магриба, где жил Аладдин с его волшебной лампой....
В источнике арабский полководец нашёл золотой кубок, который таинственным образом переместился сюда из Мекки . А когда испил воды, то оказалась что вода нового источника, получившего имя Бир Барута , совпадает с водой священного источника Земзем в Мекке. И понял Окба ибн Нафи эль-Фихри.,что существует таинственная связь между источниками в Кайруане и Мекке. Раз священная вода из Мекки чудесным образом попадает в Кайруан и значит источник Бир Бирута -также священен. Узнав об этом в Кайруан начались паломничества и появилось поверие, что семикратное посещения Кайруана приравнивается к хаджу в Мекку, Тем более ,что существует примета — испивший воды воды из колодца Бир Барута, обязательно вернется в Кайруан. Но независимо от веру в эту примету — люди утолят жажду.
Благодаря этому источнику Кайруан считается четвёртым по святости город Ислама, хотя и удалён далеко от основных святынь ислама.
Напомню,что главной мусульманской святыней является Кааба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети (Мекка, Саудовская Аравия).
Второй мусульманской святыней является место погребения Муххамада в мечети Масджид аль-Набави (Медина,Саудовская Аравия).
Третьей мусульманской святыней является мечеть Аль-Акса (Иерусалим).Мечеть Аль-Акса была первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Кибла — направление, в сторону которого мусульмане обращаются лицом во время молитвы.
В 1988 году Кайруан был внесен в число памятников культурного наследия ЮНЕСКО, Таким образом Кайруан признан объектом особой культурной, исторической или экологической значимости. Считается ,что Кайруан самый аутентичный город Туниса, т.е. самый сохранивший подлинность и достоверность.
Долгое время Кайруан играл значительную политическую и экономическую роль ,но после высылки всех не мусульман в 1270 году из Кайруана город стал хиреть. Высылка из Кайруана и Хаммамета была ответной превентивной мерой арабского правительства после начала восьмого крестового похода французского короля Людовика Святой., который кстати и умер в Тунисе.
С 1270 года до 1881 года ,когда Франция завоевала Тунис, евреям и христианам было запрещено ночевать в Kaйруане или Хамамете, и только получив специальное разрешение от губернатора они могли войти в них в течение дня.
Интересно,что страны бывают разные, но если что-то не вписывается в стандартную схему представления страны , то гиды об этом стараются умалчивать. В Кайруане до высылки жило много евреев, ведь рядом с вновь основанным городом существовало 9 еврейско-берберских княжеств, появившихся после распада Римской империи и которые боролись против арабского вторжения. В 694 году еврейско-берберские и чисто берберские княжества объединились в Африканское царство ,во главе которого встала героическая женщина Дахия аль-Кахина. В 703 году Дахия погибла. Своим сыновьям она приказала принять ислам. И завоевывать Испанию арабы отправились под предводительством сына Дахии — Тарика ибн Зияд (Ибн Кахина ал-Барбари), после завоевания Испании ставшего губернатором Андалусии. Так гласит легенда.
Ну а берберы согласно преданиям старины глубокой 12 раз меняли веру, пока не остановились всё-таки на исламе.
Большинство купцов в Кайруане были еврейского происхождения. И когда в 1270 году стала дилемма — быть высланным или принять ислам, некоторые приняли ислам. Говорят , что до сих пор в Кайруане живут люди ,называющиеся мусульманами, которые закрывают свои магазины в субботу и убираются в своих домах в пятницу вечером.
Нельзя обойти стороной тот факт,что в Кайруане бывали писатели, в том числе и наши соотечественники. Русский писатель и поэт Андрей Белый был в Кайруане 11-12 февраля 1911 года и написал о своей поездке в своей автобиографической книге "Африканский дневник". Был в начале 20 века здесь и Николай Николаевич Гумилёв ,написавший стихотворение "Алжир и Тунис".
Подробное описание Кайруана и вообще Туниса оставил французский писатель Ги де Мопассан , побывавший в Кайруане в декабре 1887 года и написавший книгу«Бродячая жизнь». В ней он описывал свои впечатления от путешествия по Италии, Сицилии и Тунису. Есть в ней и такие такие строки :
" ...мы видим город, белый, как все арабские города, но еще более дикий, более характерный, более ярко запечатленный фанатизмом, поразительный своей явной бедностью, своим жалким, но гордым благородством, — священный град Кайруан."
Хотя Кайруан называют городом ковров ,но ковры начали делать только в 19 веке под влиянием турков, которые владели Тунисом с 1574 года. Этим занимаются исключительно женщины Тяжелый и кропотливый труд. Ковры оцениваются по качеству и количеству узлов на квадратный метр. Обычный ковер имеет от 10 до 40 тысяч узлов, качественней – 65-90 тысяч, самые лучшие – от 160 до 500 тысяч узелков. Ковёр в один квадратный метр с 40 000 узелками делается около месяца.
Фотографии из Кайруана в фотоальбомах : Улицы Кейруана и Магазин для туристов.