Индия для Руси всегда оставалась сказочной и легендарной страной. Может поэтому первая попытка установления дипломатических отношений началась с казуса. В 1532 году в Москву прибыл посланец от основателя Империи Великих Моголов Захир ад-Дин Мухаммада Бабура с предложением "быть с ним в дружбе и братстве" , но, пока посланец добирался до далёкой Московии, Бабур умер, а Великий князь всея Руси Василий III не принял посланца, заявив "что не ведает его государства". В те времена информация распространялась медленно, Империя Великих Моголов образовалась только в 1526 году и видимо до Московии не дошла нужная информация.
Пришлось его потомкам безуспешно в течение долгого времени пытаться установить дипломатические отношения с Индией.
Хотя торговля между странами развивалась, но официальных отношений между странами установлено не было. Царь Алексей Михайлович посылал несколько посольств, начиная с 1646 года, максимум, что смогло добиться одно из них в 1696 году, было получение разрешения на торговлю в Индии. А в это время, в 1608 году, появилась первая колония, основанная британской Ост-индийской компанией. Узелок британской петли на Индии начал затягиваться.Пётр Первый после решения назревших проблем в Европе по примеру своего отца повернул взгляд в сторону Индии. Только все его попытки оказались неудачными. Иван Дмитриевич Бухгольц (1671—1741) выдвинулся в 1715 году из Сибири, чтобы наряду с прочими поручениями разведать путь в Индию, но экспедиция остановилась на полпути. Экспедиция Александра Бекович-Черкасского
отправилась в Индию в 1716 году напрямик через Хиву и сгинула, подло уничтоженная хивинским ханом. Тогда Пётр Первый решил "одним махом семерых убивахом" и конечным пунктом своей мадагаскарской экспедиции назначил Бенгалию, но морская экспедиция, как и предыдущие сухопутные, была недостаточно хорошо подготовлена и провалилась. А в это время европейцы вовсю уже осваивались на берегах Индостана.Очередной поход русских войск в Индию был затеян императором Павлом Первым. Планировалась совместная военная операция двух империй: Французской и Российской. С каждой стороны должны были задействованы по пехотному корпусу в количестве 35 000 человек каждый, не считая артиллерии и кавалерии. Французы начали разрабатывать план военной кампании, ведь Павел первый настоял, чтобы главнокомандующим объединенных сил был французский генерал Андре Массена. В плане по дням расписывалось продвижение французских, а затем объединенных войск, причем отправка французских войск планировалось начать в мае 1801 года, чтобы в сентябре 1801 года вступить в пределы Индии.
Ждать русскому императору не понравилось и в феврале 1801 года в поход двинулись 22 000 донских казаков с артиллерией и обозом. Британия такого стерпеть не могла, Индия считалась жемчужиной Британской империи и приносила баснословный доход. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел Первый был убит. Когда гонец, загнавший не одну лошадь, догнал 23 марта экспедиционный корпус , то казаки дошли еще только до слободы Мечетной, ныне город Пугачёв Саратовской области. Гонец привёз приказ о возвращении домой. Англия могла и дальше спать спокойно.
Вот только отношение англичан к населению захваченной Индии было отвратительным. Две трети семей стали нищими. В мае 1857 года в Индии вспыхнуло восстание сипаев, которое было жестоко подавлено в апреле 1859 года.
Восставших истребляли изуверски.
Индийские князья в течение восстания неоднократно обращались к российскому императору с просьбой о помощи, но их призывы остались гласом вопиющего в пустыне. По приказу последнего падишаха империи Великих Моголов Бахадур Шаха II и Совета Сипаев в Россию был отправлен правитель княжества Харьяна — Рао Туларам, который умер по дороге в Кабуле.Знали бы просители, что их просьбы были заранее обречены на провал. Военный министр Российской империи генерал-адъютант Николай Онуфриевич Сухозанет (1794 -1871) в марте 1857 года представил императору Александру Второму доклад о возможности столкновения с Англией на Востоке и проекте похода русских войск в Индию. С одной стороны в докладе отражено " Опасения, внушенные возрастающим могуществом Великобритании в Средней Азии, были выражены с давнего времени и подали повод ко множеству проектов, поданных как русскими, так и иностранцами, сущность коих состоит в том, что это могущество может быть легко ниспровергнуто походом русской армии или корпуса в Индию. По отзыву многих путешественников, одно появление русского штыка на берегах Инда или даже в Герате должно произвести общее восстание в населении индо-британских владений, ненавидящем своих притеснителей, и разрушить шаткое создание лондонской политики." Но вывод был следующим: "... общая наша политика ... должна быть выжидательная... наступательная... При настоящем положении дел ... начатие теперь же явных приготовлений, обнаруживающих цель наших предположений, подало бы только повод к новому разрыву, столь сильно желаемому английским министром для того, чтобы подвинуть снова все народные силы под предлогом завоевательного духа России. Нам необходимо время для устройства наших финансов, внутренней военной организации, возобновления всех запасов и устройства удобных сообщений, отсутствие коих было столь гибельно в последнюю войну". На полях доклада была поставка резолюция Александра II: "С этим и я совершенно согласен" .
Восстание сипаев было подавлено, империя Великих Моголов приказала долго жить, но ненависть к англичанам жила в сердце индийцев. А вот в России власти с большим уважением относились и к иноверцам, так считали жители Индии. Просьбы принять отдельные княжества под защиту России продолжались и после поражения восстания. В ноябре 1865 года в Ташкент приехали два представителя махараджи Кашмира, в 1867 году — посланец раджи Индора, в 1879 голу от руководителя религиозно-политической секты намдхари Баба-Рам-Сингха с предсказанием: "... с появлением русских в Индустане все находящиеся теперь на службе у англичан индийцы, к какой бы религии они не принадлежали, перейдут на сторону русских, — так предсказали святые люди еще задолго до появления ферингов (англичан) в Пенджабе."
В 1887 году бывший магараджа Пенджаба,сосланный в Лондон, писал российскому правительству, что он "уполномочен от большей части государей Индии прибыть в Россию и просить императорское правительство взять их дело в свои руки. Эти государи в совокупности располагают войском в триста тысяч человек и готовы к восстанию, как только императорское правительство приняло бы решение двинуться на Британскую империю в Индостане".
Россия занимала позицию полного невмешательства в дела Индии, хотя императору было представлено несколько проектов завоевания Индии. Во время англо-бурской войны император Германии Вильгельм II в беседе 13 января 1900 года с русским послом в Германии графом Николаем Дмитриевичем Остен-Сакеом (1831—1912) высказал следующую мысль, что если Николай Второй: "вынужден будет направить свои войска в Индию, то он (кайзер) гарантирует, что никто в Европе не двинется с места. Он будет охранять наши границы".
Но германский император не знал, что вопрос вторжения в Индию уже обсуждался в конце 1899 года за закрытом совещании генералов и офицеров российской армии. Против вторжения резко высказался полковник Генерального Штаба Михаил Владимирович Грулёв ( 1857-1943), никто ему возражать не стал.
В результате такой беззубой политики англичане реально издевались над российскими дипломатами, с 1856 года решая вопрос об открытии российского консульства, которое появилось в декабре 1900 года в Бомбее.
Неожиданное продолжение истории с Индией было после свержения императора и победы Советской власти. Сначала в 1919 году Лев Давидович Троцкий предложил создать конный корпус в 30-40 тысяч бойцов и, выйдя из Ташкента, ворваться в Индию для захвата Пенджаба и Бенгалии. Только время было не для подобных прожектов: Колчак, Деникин и Юденич "спасли" англичан в Индии.
Но тут появился индийский революционер Манабендра Рой. Он предложил другую схему освобождения Индии: "Достаточно небольшого мобильного отряда (1,5-2 тысячи человек), но хорошо оснащённого и подготовленного. Причём основу отряда будут составлять революционно настроенные индийские эмигранты, в основном мусульмане. Высшие командиры тоже будут из индийцев, а средний командный состав, инструкторы и специалисты — русскими. Наличие мусульман в отряде поможет наладить дружеские отношения с афганцами, и, как надеялся Рой, некоторые из племён присоединятся к отряду. А уж если экспедиция доберётся до Индии, поддержка местного населения, мечтающего скинуть английское господство, обеспечена. Рядовые солдаты отряда превратятся в повстанческих командиров. А русские специалисты создадут в Индии военную базу для обучения индийских повстанцев."
Поход планировали начать весной 1921 года, в течение 1920 года готовились военные кадры, вооружение, финансовое обеспечение. Но среди индийский курсантов оказался тайный английский агент, сообщавший о приготовлениях английской разведке.
В это время готовилось к подписанию торговое соглашение между РСФСР и Великобританией, которое стало первым кирпичиком к началу фактическому признанию РСФСР крупными капиталистическими державами. Великобритания припугнула руководство России отказом от подписания. Экспедиционный корпус был расформирован, а 16 марта 1921 года было подписано торговое соглашение.
Начало:
- Не стали Россией. Часть 1. Султанат Ачех
- Не стали Россией. Часть 2. Аляска
- Не стали Россией. Часть 3. Калифорния
- Не стали Россией. Часть 4. Гавайские острова
- Не стали Россией. Часть 5. Хоккайдо
- Не стали Россией. Часть 6. Берег Маклая и острова Палау
- Не стали Россией. Часть 7. Сиам
- Не стали Россией. Часть 8. Архипелагское великое княжество
- Не стали Россией. Часть 9. Ливан и Северная Палестина
- Не стали Россией. Часть 10. Менорка
- Не стали Россией. Часть 11. Мальта
- Не стали Россией. Часть 12. Респ. Семи Соединенных Островов
- Не стали Россией. Часть 13. Парга и Сули
- Не стали Россией. Часть 14. Самос
- Не стали Россией. Часть 15. Котор
- Не стали Россией. Часть 16. Мекленбург -Шверин
- Не стали Россией. Часть 17. Пруссия
- Не стали Россией. Часть 18. Гольштейн-Готторп и Ольденбург
- Не стали Россией. Часть 19. Йевер
- Не стали Россией. Часть 20. Готланд
- Не стали Россией. Часть 21. Восточная Норвегия
- Не стали Россией. Часть 22. Шпицберген и Медвежий
- Не стали Россией. Часть 23. Арктика
- Не стали Россией. Часть 24. Антарктида
- Не стали Россией. Часть 25. Острова Океании и Антарктики
- Не стали Россией. Часть 26. Тобаго
- Не стали Россией. Часть 27. Гамбия
- Не стали Россией. Часть 28. Сагалло
- Не стали Россией. Часть 29. Эфиопия
- Не стали Россией. Часть 30. Мадагаскар
- Не стали Россией. Часть 31. Южная Африка