14 февраля 1889 года в заброшенном египетском форте Сагалло, что ныне находится в государстве Джибути,
появилась русская экспедиция под предводительством Николая Ивановича Ашинова (1856 — 1902) . Форт был объявлен русской территорией, также как и все прилегающие земли на 50 вёрст в обе стороны по берегу и на 100 вёрст вглубь Африканского континента. 28 января 1889 года над фортом, переименованным в Новую Москву, поднялся русский флаг. 5 февраля 1889 года форт был обстрелян французской эскадрой, русская колония на берегу Восточной Африки перестала существовать.В третьей четверти XIX века в Российской империи понимали, что нужен современный флот и базы для него. В 1878 году был создан "Добровольный флот", как бы сейчас сказали двойного назначения — в мирное время служил мирным целям, а во время войны военным. А вот решение другой проблемы никак не находилось. Основные базы российского флота находились в Балтийском и Чёрном морях. Даже при наличие современного флота ему нужно регулярно пополнять запасы провизии и воды, топлива и боеприпасов. Выход из Черного моря контролировался Османской империей, выход из Балтийского моря легко мог быть перекрыт британским или иным флотом. Многие поколения российских флотоводцев мечтали о порте в теплых морях, функционировавшем круглогодично и не замерзающем.
Поэтому когда в России объявился Ашинов,предложивший наладить отношения с Абиссинией и обустроить российский порт на побережье, то многие относились к нему настороженно, но поддержали его из-за отсутствия государственной политики по этому вопросу. Министр иностранных дел России в 1882—1895 годах Николай Карлович Гирс (1820-1895) был категорически против приобретения территорий в Африке, боясь испортить отношения с Великобританией и Италией — главными европейскими игроками в Северо-Восточной Африке.
Император Александр III был откровенно против того, чтобы связываться с авантюристом Ашиновым, но у того стали появляться могущественные союзники. Его поддержали нижегородский губернатор Николай Михайлович Баранов (1837-1901)
и обер-прокурора Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (1827 -1907). В какой-то момент заколебался управляющий Морским министерством Иван Алексеевич Шестаков, о котором упоминалось в материалеВладимирский собор. Последнее пристанище 13 адмиралов.При этом Победоносцева привлекало установление контактов с Эфиопской православной церковью, а Баранов, не особо доверяя Ашинову, высказывал следующее мнение: "Но заселение русскими выходцами африканского побережья только тогда принесет России всю массу возможной пользы, когда правительство будет твердо руководить устройством колонии и ее сношениями с соседями, и главное с Абиссинией"
Сама Великобритания и её извечный соперник Германия не раз использовала для проникновения в будущие колонии частных лиц, но затем обязательно поддерживая их всей мощью государственной машиной.
Николай Иванович Ашинов появился на свет в Саратовской губернии, в городе Царицыне, бывшего в ту пору уездным центром Саратовской губернии. С юных лет отличался склонностью к авантюризму и порой даже откровенному вранью и фантазиям. Но каждый раз умудрялся добиваться своего.
После своего пребывания в Абиссинии в 1883 году начал призывать к установлению отношений с единственным христианским государством в Африке, сохранявшим свою независимость долгое время. В результате всех достал. И с подачи Шестакова Александр III дал добро. Но афишировать свой интерес к абиссинскому побережью власти не желали — абы чего не вышло. Обычный рейс парохода Добровольного флот завёз Ашинова в апреле 1888 года в Таджурский залив и местный князёк Магомет-Сабех заверил капитана судна, что его султанат совершенно независим от никого, и европейские слухи о принадлежности его владений Франции — только слухи. Корабль продолжил путь во Владивосток, а Ашинов оставил сопровождавших его людей и уехал обратно в Россию. После возвращения он нисколько не смущаясь своего обмана сообщил об основании русской станицы в Танжурском заливе и начал готовить новую экспедицию, заодно деньги собирать.
Посол России в Турции А.И.Нелидов сообщал Гирсу 7 ноября 1888 года : " В дополнение к предыдущей переписке относительно известного Ашинова и затеянного им поселения на африканском берегу Красного моря, имею честь представить при сем Вашему Высокопревосходительству протоколы, составленные в здешнем генеральном консульстве нашем по показаниям двух из сопровождавших Ашинова в Таджуру лиц, выбравшихся оттуда через Аден и прибывших на днях в Константинополь. Оба эти лица, русский унтер-офицер Самусеев и турецко-подданный Шелипенко, показывают, что покинули Таджуру ввиду полного истощения оставленных им для их содержания средств и отсутствия какого бы то ни было руководства за невозвращением самого Ашинова.
Ашинов же во главе 150 набранных с бора по сосенке "казаков" и 40 членов духовной миссии во главе с отцом Паисием отправился снова в путь 10 декабря 1888 года и 6 января 1889 года прибыл в Танжурский залив. Тут выяснилось, что местный султан ранее лукавил. Оказывается ему французы заплатили 20 тысяч франков и он обязался при появлении иностранных судов поднимать французский флаг. Французы же на территории его султаната не проживают. Но зато сосед французам ничего не должен и ашиновская кампания отправилась в Сагалло.
Между французским и российским министерствами иностранных дел начался обмен телеграммами. На их основании Гирс пишет письмо новому управляющему Морским министерством вице-адмиралу Н. М. Чихачеву: "Ашинов выехал из Таджуры в Сагалло — местность, равным образом находящуюся в пределах французского протектората, занял там покинутое уже французами старинное укрепление, поднял русский коммерческий флаг и объявил себя владельцем означенной местности в силу соглашения, заключенного будто бы им с начальником туземного племени. Ввиду этого французский министр иностранных дел пожелал узнать от нашего поверенного в делах: сочувствуем ли мы предприятию Ашинова?
Испросив по этому предмету Высочайшие указания, я отвечал... , что императорское правительство не принимает никакого участия в предприятиях Ашинова, который действует на свой собственный страх; что нам ничего не известно о заключенном будто бы означенным лицом соглашении с местным туземным начальником, и что, если Сагалло находится в пределах французского протектората, то, как само собою разумеется, Ашинов обязан подчиниться существующим в этой местности правилам."
... местности на северном берегу Таджурского залива: Сагалло, Амбобо и Таджура были уступлены в 1882 году Франции, которая заняла их в 1884 году. Центром французского протектората избрано местечко Обок, где имеется удовлетворительный порт, каковой выгоды преимущественно в том отношении, что, будучи расположен поблизости от Баб-эль-мандебского пролива, представляет удобную станцию для судов, следующих чрез этот пролив. Территория, на которую Франция имеет право на берегах Таджурского залива, равняется приблизительно трем тысячам квадратных километров ".
Российское правительство отреклось от экспедиции Ашинова и форт Сагалло подвергся бомбардировке, в результате которой погибли четверо детей, две женщины и мужчина, 20 человек были ранены . 7 февраля 1889 года остатки ашиновцев покинули порт Сагалло.
По указанию императора Александра III в "Правительсnвенном вестнике" было опубликовано: "Императорское правительство полагает, что не представляется основания возлагать на французские власти в Обоке ответственность за происшедшее в Сагалло кровопролитие и что ответственность за это должна всецело пасть на Николая Ашинова, решившегося нарушить спокойствие в пределах территории, подведомственной державе, находящейся в дружественных отношениях с Россией." Виновата сторона, не сделавшая ни одного выстрела. Весьма оригинально.
А вот во Франции инцидент в Сагалло был воспринят с сожалением. Премьер-министр Франции ушёл в отставку, газеты "Presse" и "France" открыли подписку в пользу семей пострадавших и погибших. В одной из частных бесед высокопоставленный французский дипломат сообщил русскому послу, что крайние меры были приняты по настоянию Великобритании. Боялись англичане, что если Россия обоснуется в Сагалло, то сможет контролировать путь от Суэцкого канала и Красное море в Индию. Не нужен был европейским державам сильный российский флот с базами, размещенными в ключевых местах.
Начало:
- Не стали Россией. Часть 1. Султанат Ачех
- Не стали Россией. Часть 2. Аляска
- Не стали Россией. Часть 3. Калифорния
- Не стали Россией. Часть 4. Гавайские острова
- Не стали Россией. Часть 5. Хоккайдо
- Не стали Россией. Часть 6. Берег Маклая и острова Палау
- Не стали Россией. Часть 7. Сиам
- Не стали Россией. Часть 8. Архипелагское великое княжество
- Не стали Россией. Часть 9. Ливан и Северная Палестина
- Не стали Россией. Часть 10. Менорка
- Не стали Россией. Часть 11. Мальта
- Не стали Россией. Часть 12. Респ. Семи Соединенных Островов
- Не стали Россией. Часть 13. Парга и Сули
- Не стали Россией. Часть 14. Самос
- Не стали Россией. Часть 15. Котор
- Не стали Россией. Часть 16. Мекленбург -Шверин
- Не стали Россией. Часть 17. Пруссия
- Не стали Россией. Часть 18. Гольштейн-Готторп и Ольденбург
- Не стали Россией. Часть 19. Йевер
- Не стали Россией. Часть 20. Готланд
- Не стали Россией. Часть 21. Восточная Норвегия
- Не стали Россией. Часть 22. Шпицберген и Медвежий
- Не стали Россией. Часть 23. Арктика
- Не стали Россией. Часть 24. Антарктида
- Не стали Россией. Часть 25. Острова Океании и Антарктики
- Не стали Россией. Часть 26. Тобаго
- Не стали Россией. Часть 27. Гамбия