Путешествовать – это здорово!
Ленинград
Я родился в Ленинграде в семье офицера Северного флота Виктора Ивановича Кузнецова. Мама, – Диана Павловна, — донашивала и рожала меня там, а отец продолжал службу на базе Северного флота в Полярном на Кольском полуострове. Я родился в начале августа, мама пожила еще со мной в съемной комнате (родители не были ленинградцами) до конца октября. Отец провел с нами остаток отпуска, и снова вернулся на север.
От этого краткого периода жизни у меня осталась запись в паспорте – место рождения Ленинград (то есть, я считаю себя ленинградцем), но, естественно, никаких воспоминаний. Из рассказов родителей знаю, что хозяйка квартиры на Тракторной улице, дом 9, – Ульяна Кирилловна, в которой родители снимали комнату, очень помогала маме в первые дни моей жизни, выполняя функции еще одной бабушки. Комната была небольшой – 12- метров, обстановка скромная. Здесь на родительской полутороспальной кровати и запечатлел меня отец.
Мы жили недалеко от Нарвских ворот (метро там еще тогда не было). Сохранился снимок меня с отцом на фоне Триумфальной арки. Она стала первой достопримечательностью, на фоне которой я был сфотографирован.
Еще один снимок был сделан неподалеку от Нарвских ворот в Кировском сквере на фоне памятника Кирову. На помощь к маме из Коврова (мама проживала там до замужества) приехала ее мама, моя бабушка, — Лбова Евгения Игнатьевна. Сохранились мои фотоснимки с мамой и бабушкой.
Полярный
Свое первое путешествие я совершил в двухмесячном возрасте, когда мама привезла меня из Ленинграда в Полярный на постоянное место жительства, где нас ожидал отец. Перипетии этого моего первого путешествия я знаю из рассказов мамы, как мы поездом приехали в Мурманск, потом на автобусе в Североморск, потом на катере в Полярный.
Отец нас встретить в Мурманске не смог – ушел в плавание (а мобильных телефонов, как вы понимаете, еще не было – позвонить и предупредить об этом он не мог. Помните, как в «Чуке и Геке» у Аркадия Гайдара – там отец послал телеграмму! Мама вышла из поезда в ноябре с двухмесячным дитем и большим чемоданом, села на чемодан на платформе и не знала что делать. Находясь в младенческом возрасте, я не мог ей помочь… Спасибо матросам, которые помогли ей сесть на автобус до Североморска, а потом – на катер по Кольскому заливу до Полярного. Так состоялся мой первый морской круиз.
Следующие семь лет моей жизни прошли в Полярном и Североморске. Вот как выглядел Полярный в 1954-57 годах, где прошло мое младенчество и самое раннее детство. Мы жили на улице Моисеева, где, как говорил отец, на его счастье, только что построили три деревянных двухэтажных дома. Отцу дали 12-и метровую комнату с печкой в одной из двухкомнатных квартир. В другой комнате (чуть побольше) жила семья другого офицера с двумя детьми.
Город Полярный расположен на берегу Екатерининской гавани Кольского залива. Он появился как порт Александровск в 1896 году, был переименован в Полярное, а в 1939 году в город Полярный – базу Северного флота. Здесь отец воевал в 1943-1945-ом годах. Сюда он вернулся из Ленинграда после окончания военно-морского училища. Сюда он привез и свою семью – мою маму и меня.
В те годы в городе было несколько улиц, расположенных террасами на сопках. Почти все дома были деревянными. Кирпичными были только штаб флота, дом офицеров, госпиталь, школа, матросский клуб и еще 2-3 жилых дома (по воспоминаниям отца). До Мурманска 30 километров по Кольскому заливу. Корабли отца базировались недалеко от Полярного в Пала-губе. В город он возвращался лишь на выходные. Для обустройства нашего с мамой быта отец приобрел кровать, стол, три стула, кухонный столик, керогаз. Завез в сарай дрова и уголь для топки печи.
В октябре в Полярном уже зима и начало длинной полярной ночи. Так завершилось мое первое в жизни путешествие…
Каждым летом мать с отцом отвозили меня к бабушке в Йошкар-Олу, где мы жили с мамой три месяца, чтобы вернуться осенью обратно на север к отцу. В Москве жила моя вторая бабушка, где мы останавливались на несколько дней на пути в Йошкар-Олу и обратно.
Поэтому путешествие поздней весной и ранней осенью на поезде по маршруту Полярный (Североморск) – Москва – Йошкар-Ола – Москва — Полярный (Североморск) было ежегодным в течение шести лет.
Кроме того, мы несколько раз ездили в Москву к отцу во время его сессии в Академии, где он учился заочно и приезжал сдавать экзамены, а мы жили вместе с ним ЦДСА недалеко от Докучаева переулка, откуда он родом.
Так что осознание себя в этом мире пришло вместе с пониманием, казалось, бесконечно длинной дороги на поезде Мурманск-Москва (от полутора до двух суток) и обратно, и Москва-Йошкар-Ола (сутки) и обратно. Вспоминаю, как дребезжат ложки в стаканах с подстаканниками, как мелькают заснеженные елки в окне вагона… Я и не понимал, что уже путешествую…
Запомнился эпизод в Казани. Там поезд Москва-Йошкар-Ола делал долгую остановку. Мама вышла со мной погулять вдоль вагонов, а поезд тронулся! Мама схватила меня и бегом стала догонять отошедший поезд, на бегу впихнула меня в вагон и вскочила сама. Оказалось, этого не надо было делать, так как поезд просто совершал маневр, чтобы потом продолжить путь по расписанию, и через несколько минут вернулся на то же место. Но для мамы это был стресс! Наверное, и для меня тоже, поэтому я это запомнил и осознал, что я есть на свете! А стрессы в путешествиях неизбежны!
Моя бабушка в Йошкар-Оле работала заведующей детским садом, который летом выезжал на дачу в Куяр, расположенный недалеко от города. Поэтому мы с мамой жили летом в ее городской комнате в коммунальной квартире. К нам на время отпуска приезжал отец.
Дважды они уезжали потом вдвоем в свои путешествия в Хосту и Светлогорск, оставляя меня бабушке. Тогда я жил с ней на даче вместе с другими детьми в группе. Мне это очень не нравилось, поэтому путешествия моих родителей без меня я сильно невзлюбил! Мне было непонятно, как можно променять Йошкар-Олу с ее городским парком и рекой Кокшагой на черноморское побережье Кавказа и балтийский берег. Понимание притягательности Хосты и Светлогорска пришло ко мне позднее, когда сам там оказался.
Как, впрочем, невзлюбил я и детсадовское проживание, хоть и на даче! Как позднее, невзлюбил пионерские лагеря!
Однако прогулки в лес и на реку мне нравились. Запомнилась живописная река Кокшага, ее песчаный пляж. Запомнился эпизод (один из первых эпизодов, когда я осознал себя), когда во время прогулки в лесу кто-то увидел медведя, закричал, началась паника. А я смотрю в чащу, не вижу медведя, но мне кажется, что я его увидел, и в это время я, наверное, понял, что я есть на свете… И, что прогулки даже по лесу сопряжены с опасностями! То есть, путешествия бывают небезопасными!
Уже позднее я вспоминаю наши прогулки в городском Йошкар-Олинском парке. Вспоминаю, как был жаркий день, я хотел пить, мама дала мне деньги, и я пошел в ларек купить бутылку лимонада. Но, то ли бутылка стоила дороже тех денег, что мне дали, то ли я невнятно объяснил продавщице, что мне нужна закрытая бутылка с собой, но получилось так, что она откупорила бутылку и вылила ее содержимое в пол-литровую кружку, а бутылку забрала. И я пил лимонад из этой кружки, хотя уже и не мог столько выпить, но понимал, что кружку нельзя уносить к маме, сидящей где-то на скамейке, но и оставить недопитый лимонад тоже нельзя! И в это время я осознал, что я есть на свете… Наверное, это был первый опыт, который приучил уже в молодости, находясь в компании, не оставлять уже открытую бутылку нелимонада, а всегда допивать ее содержимое, даже, если чувствуешь, что пора бы остановиться!
В Москве главной достопримечательностью для меня был Детский Мир! И те счастливые моменты, когда мы с мамой подходили к прилавку, и я мог только выдохнуть «Солдатики!». Именно этого момента я больше всего ждал по дороге в Москву с севера и из Йошкар-Олы. Тогда слова «шопинг» не существовало, но ведь посещения Детского Мира были моими первыми шопингами в путешествиях! А я и не знал!
Хотя, вспоминаю и культурную программу – посещение Мавзолея Ленина и одной из первых выставок в только что открывшемся Выставочном зале Манежа «Советско-Британской дружбы». От посещения этой выставке у меня долго хранился значок, который хорошо помню, а содержимое выставки – уже нет. Это теперь я отдаю предпочтение посещению достопримечательностей и культурных мероприятий, а тогда, спроси меня, я бы сказал – лучше в Детский Мир за солдатиками!
О том, что мы были в Кремле, напоминает следующая фотография. Сам я этого посещения не помню.
А вот эпизод в московском зоопарке я уже помню хорошо. Был жаркий день, мои родители привели меня-ребенка, как и положено, в зоопарк. Состоялась фотосессия. Солнце нагрело бронзового леопарда, поэтому, когда папа усадил меня на него для фотосъемки, я заплакал от того, что обжег свои голые ноги о горячего зверя. А мама подумала, что я капризничаю…
На севере запомнились экскурсии к отцу на корабль, которые дозволялись офицерским детям два раза в году – на ноябрьские и майские праздники. Не позволяют забыть это счастливое время следующие фотографии.
В Североморске самым любимым был кинотеатр "Россия"
Я особенно люблю вот эту свою фотографию, где я держу транспарант "Победа коммунизма неизбежна!"
Вот так примерно и начиналась моя любовь к путешествиям…
Слайд-шоу старых фотографий
Ленинград Сережи Кузнецова
[youtube]O7DsmaETH0I[/youtube]
Полярный и Североморск Сережи Кузнецова
[youtube]WNbhssGn7F8[/youtube]
Туристические заметки из моей первой жизни:
Мои первые еще несознательные путешествия
Мои первые сознательные путешествия
Школьные экскурсии и походы Сережи Кузнецова
Крым 1967: Моё первое путешествие на авто. Дневник подростка
Украина и Прибалтика 1968: Автопутешествие дневник подростка
Белоруссия-Украина-Молдавия 1969: Мое третье автопутешествие