Будучи в Серпуховском музее, я сделала открыла для себя одного очень интересного художника — Макса Хаазе. Человека — загадку и художника — мистика.
Его творчество и жизнь окутаны ореолом тайны. Для широкой публики он был открыт после смерти, которая оказалась смертью художника, но не человека, создавшего миф о творце.
Настоящее имя художника – Михаил Михайлович Занегин. Родился 31 января 1938 года в Москве, в семье военного. В 1941 году его отец был призван на фронт и в том же году погиб. Мать, Анна Степановна, овдовев и оставшись с двумя малолетними детьми, познала все тяготы военных и послевоенных лет. В 1955 году 17-летний Михаил начал свою трудовую деятельность, поступив на работу в должности аппаратчика в НИИ железнодорожного транспорта. Но в 1957 году, побывав на Фестивальной выставке, почувствовал непреодолимое желание стать художником.
Мастерство постигал самостоятельно, запоем читая книги в Ленинке, и взял лишь несколько уроков в художественных студиях. О его работах знали лишь самые близкие люди. Свои работы он никому не показывал, никогда самостоятельно их не выставлял и не продавал. Получив грубый отказ от некоего галериста, сказавшего ему дословно следующее: «Можете даже не разворачивать, это сегодня никому не нужно», – художник был морально уничтожен.
И только тогда, когда Михаил Занегин стал Максом Хаазе, его работы были представлены широкой публике (псевдоним был взят намеренно, чтобы не испытывать больше унижения и боли – это была одна из многих мистификаций, сопровождавших всю жизнь художника).
Творчество художника поистине уникально: в работах прослеживается бесконечный поиск различных техник исполнения или воплощения, замыслов, творческого решения; удивительное разнообразие работ – от живописи, графики, рельефов усложненной техники до создания великолепных горельенов — рельефных тканых панно (рельеф + гобелен). Эти подлинные произведения искусства свидетельствуют о высшей степени одаренности художника.
Работы Хаазе производят огромное впечатление! Необычный стиль художника позволил назвать его русским Сальвадором Дали. Работы балансируют на грани между сном и явью. Его работы наполнены загадками, отгадывание которых захватывает зрителя. Рассматривая работы художника, и в самом деле убеждаешься, что «…красота вечна, и она может облекаться в тысячу форм…» (П. Гоген).
Творчество Макса Хаазе можно оценивать по-разному: спорить, восхищаться, принимать или не принимать; не признать – нельзя, ибо художнику был дан талант.
Коллекция работ Макса Хаазе в собрании Серпуховского историко-художественного музея наиболее полно раскрывает разные грани этого своеобразного художника.
Вся коллекция художника передана в дар музею его другом и музой Ниной Тихоновой.
Выкладываю работы, произведшие на меня наибольшее впечатление.
Слева направо: УРНА ШВИТТЕРСА. 1975 г. (картон, коллаж, темпера). МОРЕ. 1976 г. (картон, коллаж, темпера).
Слева направо: ИРИСЫ. 1981 г. Цикл «Ирисы» состоит из нескольких работ, где повторяющимся мотивом является изображение ирисов и окна, откуда открывается вид на город. Макса Хаазе интересуют пограничные состояния предметов и людей: вся в целом серия показывает переход от статики к движению и от целостности к разрушению: ирреальность изображаемого наводит на мысль о связи пространства и времени. БОЛЬШОЙ ШЛЕМ. 1977 (1978?) г. «Большой шлем» — максимально возможная взятка в бридже и висте — карточных играх. По-видимому, героиня картины выигрывает не только в игре, но и в жизни. Её трансформирующийся облик мистическим образом возникает и на картах из колоды, и в многочисленных отражениях, слегка меняясь в деталях.
Слева направо: ВЕСНА. 1981 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, коллаж, темпера). ЛЕТО. 1981 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера, авторская техника).
Слева направо: ОСЕНЬ. 1982 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера, авторская техника). ЗИМА. 1980 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера).
Слева направо: АВТОПОРТРЕТ. РАЗЛУКА. 1982 г. (оргалит, темпера, лак). СКРИПКА. Коллаж. (картон, фанера, гипс ((барельеф)), текстиль, темпера, авторская техника). ОРГАН. 1977 г. (оргалит, темпера, лак) Хаазе часто обращается к музыке. Будучи альтер-эго Михаила Занегина, который любил органную музыку и часто посещал концерты, художник воплощает музыкальные мотивы в живописном полотне, населенные различными бесплотными существами, которые то ли ведут борьбу между собой, то ли исполняют некий танец.
Слева направо: GANON. 1990 г. (бумага, тушь чёрная, рапидограф, аэрограф). ЛЕСТЕР. 1992 г. (бумага, тушь цветная, рапидограф, тиснение). Лестер — работа из целого цикла графически листов, посвященных выдающимся джазовым музыкантам. Лестер Янг — американский тенор-саксофонист и кларнетист, один из крупнейших музыкантов эпохи 1930-1950-х. ДЖАНГО. 1992 г. (бумага, тушь чёрная, рапидограф).
Слева направо: ТРИ ВОЗРАСТА. 19882 г. (оргалит, темпера, рельеф). НИНА. 1982 г. Авторская техника. (оргалит, темпера). ЦВЕТОЧНИЦА. 1983 г. (оргалит, темпера, лак, рельеф)
НАТЮРМОРТ С ПИЛОКАРПУСОМ. 1976 г. (картон, темпера, лак). Натюрморт заставляет вспомнить о голландском натюрморте 17 века, и в частности о «ванитас» — картине на тему бренности всего земного. Как и натюрморт голландцев, Хаазе населяет свою работу насекомыми, и включает в композицию череп. Однако, в отличии от своих предшественников, художник тщательно «прячет» череп в середину букета. Обращает на себя внимание и ваза, своими очертаниями напоминающая человеческий торс.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А вот на ЮТубе есть отличный видеоролик "МАКС ХААЗЕ. Самый таинственный художник 2-ой половины ХХ века"
youtube.com/watch?v=h0lHohWCx…
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Какие разные техники! Какие яркие образы! Торкнуло прямо с первого фото. Ходила бы долго, рассматривая каждую картину, погружая себя в мир фантазий художника.
Класс!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Танечка, вот и меня торкнуло!
"Ходила бы долго, рассматривая каждую картину" — вот так я и ходила :)
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Кстати, он начинал с классических произведений, но понял, что это не его стезя.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Мне всегда интересно, что у них в голове? Это же раздвоение сознания, видеть не так, как оно на самом деле. Больные?
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: