Давным-давно, в конце IX века, жила-была в Сербии княжеская дочь Людмила — со своими детскими радостями и горестями, с девичьими мечтами о прекрасном принце. И была она совсем как пушкинская Людмила:
Ах, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна…
И когда к ней посватался чешский князь Борживой, ее отец, сербский князь Славибор, долго не раздумывал — хоть и была Людмила совсем юной, 14-летней, но уж больно хороша была партия. После пышного свадебного торжества попрощалась Людмила с отцом-матерью, и увез ее молодой муж за тридевять земель в тридесятое царство — на свою далекую языческую родину, известную под общим названием Богемия.
Во времена, о которых идет речь, чешское государство только возникает. На территории нынешней Чехии пока еще существует много племен и родов, а чехи являются лишь одними из многих. Князь Борживой, первый из Пржемысловичей, о котором существуют исторические доказательства, привез красавицу жену в свою крепость Леви-Градец в десяти километрах севернее современной Праги. Земли Пржемысловичей входили в состав Великой Моравии, а Борживой, будучи вассалом моравского князя Святополка, участвовал в его борьбе против восточнофранкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена Прага.
Дело было в 870 году, чешский народ еще не был крещен, сам князь Борживой и его молодая супруга Людмила были язычниками. Однажды Борживой ехал на охоту и, увидев лань, стрелял в нее из лука. Раненая, она прибежала к густому лесу у подножия горы. С горы текла чистая вода, и лань легла у воды. И вышло из нее столько молока, что хватило на всех княжеских людей, чтоб напились они досыта.
А через некоторое время вышел из гор тех человек, страшно обросший, и обратился к Борживою, называя его по имени: «Зачем убил ты мою лань?!». Испугались люди княжеские, а Борживой вопрошал пустынника: «Кто ты и что делаешь здесь?». А тот отвечал: «Я Иван, живу в пустыне этой Бога ради уже 42 года, и никто не видел меня до сего дня, кроме тебя. А эта лань была мне Богом дана, чтоб насыщала меня». Святой Иван Чешский, или, как его еще называют, Иван под Скалой был первым святым пустынником не только земли Чешской, но и всего славянского мира. И пророчествовал Святой Иван князю Борживою: «Станешь господином своих господ».
Однажды князь Великой Моравии Святополк, будучи христианином, пригласил своего вассала Борживоя в гости в моравскую столицу Велеград. Однако чешского князя с княжной и дружиной он приветствовал несколько необычным образом, приказав угощение для них подать не на стол, а как слугам, на пол. Сдерживая гнев, Борживоя спросил о причинах такого оскорбления. В ответ на это Святополк сказал ему, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником.
После пира Борживой и Людмила долго беседовали с Мефодием, просветителем и вероучителем славян, сподвижником Кирилла. Ознакомившись с основными принципами христианства, супруги решили принять крещение из рук самого Мефодия. Так в 871 году Борживой и Людмила стали первыми христианскими правителями Чехии. Возможно, первоначально их обращение в христианство носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако под влиянием проповедей Святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои богемские земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере.
После возвращения в княжескую резиденцию Леви-Градец Борживой построил здесь первую в Чехии христианскую церковь — храм Святого Климента. Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Многие чехи были недовольны политикой христианизации, и в 883 году против князя поднялось восстание.
Борживой бежал к моравскому князю Святополку и вскоре с его помощью вернул себе власть. В честь победы Борживой перенес местонахождение чешских князей в Прагу, а на месте, где собиралось народное вече, построил церковь Святой Девы Марии. Это была первая каменная постройка на территории Пражского Града и красавица Прага стала столицей Чехии. Так сбылось пророчество легендарной Либуше: «Вижу великий город, слава которого достигнет звезд небесных, и будет весь мир кланяться тому городу».
Но, как известно, всему хорошему рано или поздно приходит конец – в 889 году после пятнадцати лет счастливой семейной жизни внезапно скончался 36-летний князь Борживой. Схоронив мужа, молодая вдова (ей не было еще и тридцати) вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви. За несколько лет своего регентства Людмила совершила одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти Святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие.
Людмила всю себя отдала воспитанию шестерых детей, старший из которых, княжич Вратислав, вскоре заменил отца на чешском престоле. Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакал своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.
Зная нрав жены, князь Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, а младшего наследника Болеслава — Драгомире. Вацлав был воспитан бабушкой в духе христианства, тогда как его брат Болеслав, воспитанный матерью, — в традициях язычества. Язычница Драгомира была в весьма враждебных отношениях со своей свекровью Людмилой, усердной христианкой.
Другой причиной их раздоров был вопрос, кто будет править чешским государством. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов — Людмилы и Драгомиры. Пользуясь неопытностью и молодостью княжича Вацлава, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Людмила воспротивилась этому, а Драгомира просто возненавидела свою свекровь. Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с внуком Вацлавом удалилась в замок Тетин.
Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови, хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В первый час ночи 16 сентября 921 года подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее во время молитвы собственной вуалью. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором, считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире. Княгиня Людмила, задушенная в возрасте 61 года языческой знатью, стала святой христианской мученицей.
Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одна месть и унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику Святого Йиржи, что в Пражском Граде.
Практически сразу Людмилу начали почитать святой, на молитвах у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 году аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была причислена к лику Святых.
Позднее ее святую главу отделили от тела, и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в пражском Соборе Святого Вита. До сего дня Святая Людмила пользуется славой покровительницы Чехии, является покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей, а ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых.
P.S. А что стало с Драгомирой? По легенде, проезжая мимо первого христианского храма Праги, Драгомира стала насмехаться над христианской верой. Она так увлеклась этим занятием, что не заметила, как кони оступились и сорвались вместе с повозкой в обрыв, где под язычницей разверзлась земля и поглотила ее.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
На Петршинскую смотровую башню Высоко сижу, далеко гляжу или на воздушном шаре Я улетаю на большом воздушном шаре
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо! Это очень кстати!