Поделитесь своими впечатлениями!

Фото с флагом Турбины со всего мира
 
a_strunin
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 17 ноя 2011

Как снимать у себя на даче?..

 

5

Автор: a_strunin

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ — продолжение серии "Мои ликбезы"

Как-как?.. Да очень просто! Теща на грядках, а я – в бане или у мангала с шашлыком… Ну, и сама дача – спереди, сбоку, утром и вечером, до и после… А если вы девочка, то обязательно — селфи посреди клумбы с гладиолусами. Для идейных же наследников Ивана Владимировича Мичурина тоже кадр найдется, главное – дождаться осени и сфотографироваться с любым овощем в руках, который покажется вам больше, чем такой же у соседей…

Однако не все так просто, как это кажется на первый взгляд. Я это понял, когда по просьбе обновленного журнала «Ваш сад» сел за эту заметку. Оказалось, что фотографирование на даче, если, конечно, вы хотите это делать хорошо и красиво, не такая уж тривиальная задача. И по своей сложности она не уступает любой другой серьезной съемке. Хотя бы потому, что требует использования в своем арсенале почти всех основных фотографических жанров.

ОБЗОР МЕСТНОСТИ

Но первое-наперво нужно определиться, что снимаем, какую историю. И слово «история» здесь не случайно. Мы опускаемся всякие там спонтанные кадры типа «я и шашлыкинг», сразу замахиваемся на развернутую и эпичную картину ваших дачных будней. А это уже, как минимум, предполагает сценарий, грамотную рекогносцировку на местности. Потому что история – это последовательное изложение неких событий. В данном случае – событий, происходящих на вашем дачном участке.

4

Автор: a_strunin

И вам, конечно, виднее, как их выстроить. Поэтому я буду говорить не о драматургии истории, а о возможных планах и жанрах, способных ярко и образно показать один ваш, скажем, дачный день (месяц, год!).

Первое – это, конечно ландшафтная фотография. Ну вы ведь обязательно захотите показать, как у вас все замечательно устроено на участке, какие сады Семирамиды вы воссоздали на шести соточках!.. Второе – интерьерная съемка, то есть то, что внутри дачи или… бани. Там тоже есть свои заморочки, и мы о них поговорим. Третье – предметная фотография. Могу поспорить, что хоть раз, но снимете свеженарезанные огурчики, пучок редиски, возможно, попробуете сложить из них натюрморт…

И наконец, самое сложное – портрет, как индивидуальный, так и групповой. Думаете, это просто? Конечно, да, если вы в курсе, как это делать. Вместе попробуем это осмыслить!.. А потом уже перейдем к выстраиванию истории, поговорим о динамичности в фотографии, композиции снимка, а также о том, что такое фоторепортаж, ведь именно его по факту вы и будете снимать у себя на даче!

ОБЩИЕ ПЛАНЫ

Начнем с общих «красивостей» — снимем ландшафтные кадры. Что тут нужно помнить и уметь?

Первое — это почти обязательное использование широкоугольной техники (в любой мыльнице по умолчанию встроен широкоугольный объектив), чтобы, как вы поняли, можно было захватить побольше пространства. Но помните – на «широком угле» оптика часто дает перспективные искажения – либо сводит стены зданий в индейскую иглу, либо дает бочкообразную дисторсию. Поэтому всегда контролируйте картинку, либо при обработке исправляйте «завалы» или обрезайте «лишнее» при кадрировании.

5

Автор: a_strunin

Второе – достаточная резкость всех объектов на переднем и заднем планах, если, конечно, речь не идет о лирическом пейзаже, когда уместен будет подразмытый фон, к примеру… Как этого добиться? Снимайте на «закрытой дырке», где-то начиная со значения диафрагмы 13 и выше. Если не хватит для этого света, то штатив будет более, чем уместен. И конечно, переведите аппарат в ручной режим, или – в приоритет диафрагмы (надеюсь, инструкцию вы уже почитали!)…

Третье – вспомните, или погуглите «правило третей». И в соответствии с ним располагайте основной объект в кадре – дом, фонтан, клумба. Уверен, даже не будучи художником, не ошибётесь — картинка выйдет гармоничной и красноречивой.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Съемка в доме. А точнее – его внутреннего убранства. Гостиная , камин, красивая лестница в спальню. Тут тоже следует снимать «пошире», но еще более строго следить за возможными искажениями. Дело в том, что в пространстве, состоящем из плоскостей – стен, потолков и окон с дверьми, любые отклонения от нормального, неестественная кривизна прямых поверхностей – очень плохо выглядят. Их чаще всего допускают либо по небрежности, либо по незнанию. Особый случай — стремление выделиться оригинальным взглядом на мир.

Но вы не такие, и понимаете, что если у вас нет четко сформулированной художественной идеи «развалить» пространство по краям, то снимать вы должны грамотно, чтобы окружающие вас предметы не выглядели так, будто вы смотрите на них глазами мухи…

3

Автор: a_strunin

Еще одна проблема съемки внутри – это свет. Его вам будет катастрофически не хватать, если, конечно, ваша дача не в Майями. Тот же так вкусно горящий камин и сидящих вокруг него людей с бокалами хорошего коньяка – черта с два так просто снимешь!.. Поэтому готовьтесь к «извращениям».

Первое – высокие значения ISO (если не хотите геморроиться со штативом и пугать домачадцев масштабными приготовлениями). Да, придется чувствительность повышать, а с шумом бороться уже при обработке!.. Второе, осмотритесь по сторонам – если есть торшеры, подтащите их поближе к сидящим людям, настольные лампы тоже разверните, чтобы освещали лица. Выдержку, конечно, минимизируйте, насколько вам хватит для съемки с рук (как правило, она равна фокусному значению объектива, если оно, скажем, 50, то и выдержку выставляйте 50, а не длиннее!).

2

Автор: a_strunin

И третье – обязательно вводите минусовую экспокоррекцию, от единицы до 3! Без этого ни огонь в камине не снимете, ни окно в спальне – все будет пересвечено и выглядеть пустыми белыми пятнами. Кнопочка экспокоррекции есть почти на каждом аппарате, поищите – она пригодится вам еще сто раз, когда будете снимать невесту на фоне кучи с углем, или черную собаку на белом снегу… Она вам пригодится даже тогда, когда за окном вашей дачи будет светло и солнечно. В таких случаях тоже уходите в минус, очень рекомендую, чтобы не было выбитых светом проплешин! Но в остальном съемка в помещении в такие дни будет для вас праздником души. Не забывайте только про тюлевые занавесочки, которые, если прикрыть, очень грамотно смягчат вам солнечный свет, сделают его рассеянным и обеспечат снимки хорошо проработанными деталями и цветом.

6

Автор: a_strunin

Но просьба учесть, что термины “ландшафтная” и “интерьерная”, которые я использую в этой заметке, — из профессиональной фотографии, и к съемке на даче относятся с некоторой натяжкой. Мы просто пытаемся использовать некоторые приемы из этих областей, чтобы и ваши любительские снимки выглядели более профессионально, чем прежде.

А вот следующая глава, она о портрете – уже без компромиссов. Поэтому советую притормозить и прочитать её не спеша.

ПОРТРЕТ КАК У РЕМБРАНДТА

Сначала об ошибках, которые, как правило, совершают любители, фотографируя людей. Ну, они очевидны, даже тогда, когда вы сами их назвать не можете. Просто чувствуете, что что-то не так. А это – общие планы “я и дерево”, куча отвлекающих деталей вокруг, плоская картинка, где все одинково резко как в пейзаже (но там глубина часто передается тональной перспективой), “прилепленность” фигуры к фону, банальная поза в анфас, эффект “красной рожи”, а то и – “красных глаз”, если использовалась вспышка…

Но мы постараемся избежать подобного рода недоработок. А точнее сказать – небрежностей. Я их и перечислил как раз для этого, чтобы однажды назвать и забыть как страшный сон. Мы будем снимать портреты почти по науке. А для этого немного теории не помешает.

3

Автор: a_strunin

И тут сразу нужно учесть, что портрет портрету рознь. Как минимум, есть портрет психологический, и есть жанровый. Поэтому лучше сразу определиться, какой из них вы снимаете.

Если очень упрощенно говорить, то к психологическому портрету мы можем отнести ту съемку, в которой пытаемся передать внутренний мир человека, его характер, течение мысли, настроение. То есть – состояние! А жанровый портрет – это чуть ли не противоположность первого, потому как в нем мы пытаемся показать действие, что происходит в данный исторический момент с главным героем. Соответственно, и творческие решения их могут быть разными — от композиции кадра до динамики всей сцены. Если в первом случает – это в большей степени статика, то во втором – движение.

Чтобы еще упростить понимание этого, добавлю, что так называемый психологический портрет – это почти всегда постановочный портрет, то есть вы продумываете сценарий будущей съемки, ищите подходящее по антуражу и освещенности место, задаете позу и долго и нудно командуете своим подопытным – повернись туда, сделай ручку так... В жанровом же портрете вы выступаете как фотожурналист, ловите тот самый сокровенный момент, о котором говорил классик стрит-фотографии Анри Картье-Брессон. И фотография эта, прежде всего, непостановочная, а как бы подсмотренная. Вот где очень уместны будут разные дачные игры и забавы, включая прополку грядок и бултыхание в пластмассовом бассейне, рядом с которыми притаились и вы с фотоаппаратом на готове!..

4

Автор: a_strunin

А теперь о практической стороне дела. Как снять? И одна из проблем будет – это освещенность объекта. На даче, как правило, основной свет – это свет с улицы. Разные там камины и романтические свечи – это декорация, а не сколько-нибудь значимое освещение. Поэтому советую действовать так, как действовали художники-портретисты эпохи на протяжении веков до изобретения электричества и импульсного студийного света. Тот же Рембрандт, к примеру. Он просто усаживал своего визави у окна в положение анфас или три четверти к себе и писал. Получались замечательные произведения с одним единственным доступным источником света, но глубокие и характерные. Кстати, на языке профессиональных студийных фотографов данная постановка так и называется – рембрандтовская схема света. Попробуйте ее использовать и вы сразу поймете, что поднялись на новый уровень своего мастерства, уже как портретный фотограф!..

4

Автор: a_strunin

Из мелочей технического свойства. Фокусируйтесь при съемке портрета строго по одной точке и цельтесь в буквальном смысле в глаз. Они ведь, как говорят, зеркало души, а значит, должны быть ясными и в резкости. В жанровом портрете не забывайте про задний план, он должен работать на главный, дополняя содержательно портрет. Без этого действие будет лишено привязки «к местности» и обстоятельствам, что сделает его скучным или надуманным.

ЖИВАЯ ФОТОГРАФИЯ "МЁРТВОЙ ПРИРОДЫ"

Нехорошо звучит, правда? Но именно это означает французское слово «натюрморт» — мертвая природа (nature morte). Без него на даче не бывает, любая хорошо сделанная закусочка – уже натюрморт! Правда, если его хорошо снять… Поэтому прежде, чем перейти к составлению композиции в натюрморте, нам нужно освоить техническую сторону простой предметной съемки.

О чем тут нужно помнить? О двух, как минимум, вещах. О хорошем рассеянном (!) свете и максимально возможной глубине резкости. Это достигается расположением вашего «предметного стола» у окна с занавесочками или под мощной матовой лампой. Свет обязательно должен быть мягким, не дающим глубоких теней или пересветов! Уместен будет и штатив, отражатели из обычной белой бумаги, а также длиннофокусная оптика – ну, хотя бы в районе 85 мм. А дальше – только тренинг и «опыт, сын ошибок трудных». Сделаете сто дублей, и свежая антоновка из вашего сада (не забудьте брызнуть на неё водички!) заиграет всеми своими сочными боками!..

4

Автор: a_strunin

И сразу после этого, не тормозя, делаете следующий шаг к мастерству – снимаете натюрморт. Как и многое в фотографии, этот жанр напрямую пришел к нам из живописи. Благодаря ему, мы теперь знаем, как и чем обжиралась европейская знать в эпоху Ренессанса. Походишь вот так по залам от картины к картине, и уже в Макдональдс не захочешь!.. Но зато будешь знать, как грамотно соорудить и снять живым, прошу прощения за оксюморон, ваш дачный натюрморт.

Перво-наперво следует усвоить, что задача натюрморта показать наиболее детализировано каждый предмет композиции, показать его по-своему, чтобы было понятно, что репа – это репа, а не ананас с похожим хвостом. Второе, для любого натюрморта нужна идея, причем собственная. И это первое, что делает этот жанр съемки более сложным и ответственным, чем, скажем съемка пейзажа или ландшафта вашего участка. Тут не выедешь на красивостях натуры. Нужно что-то придумать, и составить предметы наиболее гармоничным образом. Мой совет – обязательно формулируйте вслух для себя тему сюжета, что именно будет на снимке. Не просто типа «лукошко с клубникой», а «Первая ягода», «Моей маме», «Дачный завтрак»… И тогда у вас обязательно возникнут по ходу мысли добавить в кадр что-то интересное и характерное, усилить его содержательную часть. Третье – это свет и композиция. Натюрморт – это очень непростая в этом смысле вещь. Очень легко превратить его в бессмысленное нагромождение разнородных предметов. Вы же должны помнить, что в любой фотографии есть передний план, на котором и располагаются главные «действующие лица», есть задний план, как фон или обрамление основного визуального центра. В соответствии с этим и располагайте предметы.

5

Автор: a_strunin1

Еще одна важная вещь – это цвет. Он в натюрморте играет наиважнейшую композиционную роль. В короткой общей заметке невозможно детально об этом поговорить. Поэтому сведу к простым вещам. Некоторые цвета дружат друг с другом, а некоторые наоборот – враждуют. Например, красный и оранжевый дружат, а красный и зеленый – нет. Также важно помнить о доминирующем цвете или цветовом тоне всего натюрморта. Он должен быть одним. Хотя, оговорюсь, возможна работа и на контрасте. Например, натюрморт из горячей, с пылу-жару отварной картошечки да с серебристой селедочкой – ну очень вкусная картинка может получиться.

И если сильно не заморачиваться, то очень скоро вы поймете: натюрморт — это как раз тот жанр, в котором вы быстрее всего почувствуете себя художником. Потому как источником вдохновения будет для вас все, что вы видите вокруг. Что является вашей личной гордостью на садовом участке – пучок редиски с первым огурчиком на пару, грибочки из соседнего леса вместе с веточкой земляники, шампур шашлыка, наконец, с запотевшим графином красного вина... Дерзайте, в общем, не забывая закусывать после удачной съемки!..

А ТЕПЕРЬ — КИНО!

Мы разобрали основные жанры фотографии, которые так или иначе могут быть использованы в вашей съемке на даче. И шли от общего к частному — от ландшафта к натюрморту. Теперь самое время поговорить о том, а что же с этим всем делать?

Нужно собирать «историю». Или репортаж. Просто и в хаотичном порядке показывать фотографии уже не модно. Должны быть смысл и последовательность. И неважно, как вы будете презентовать свою съемку – в слайд-шоу, книжкой-альбомом... Главное – грамотно отобрать кадры и продумать их чередование.

4

Автор: a_strunin

Как и в любом репортаже у вас должен быть сюжет. То есть главный смысл того, что вы на снимали. Лучше всего, чтобы это была какая-то тема – «Праздник урожая», «Томный вечер». Да все, что угодно, но внятно сформулированное. Это заставит вас задуматься над отснятым материалом и поможет выстроить его в соответствии с замыслом. Помните, что в любом повествовательном произведении, а фото-истории тоже к таковым относятся, важны начало, середина и конец. Иначе говоря – зачин, завязка и развязка. В соответствие с этим и выстраивайте сюжет.

Но сначала определитесь с «заходной» фотографией. Она не просто должна быть самой красивой в истории, но и самой красноречивой, выражающей основную мысль или тему вашей съемки. Потом начинайте рассказывать. Вот прямо так, почти буквально. Если рассказываете о каком-то замечательном дне, то начинайте с его утра и заканчивайте его вечером. Это, конечно, утрированно, но суть нарративного метода где-то близко.

Способом, или языком вашего рассказа станут фотографии. Каждый снимок – это уже не слово, а предложение, поэтому не допускайте дублей. Дали общий план участка – все, хватит! Не захламляйте свою историю повторами, вы ведь не заика… Помните о чередовании планов – если у вас идет крупный план, то следующий кадр лучше дать с общим или средним. То же самое относится к горизонтальным и вертикальным кадрам, не давайте их подряд, лучше чередуйте. И чаще сверяйтесь со сценарием. Фото-история в принципе должна быть понятна всем и без пояснений.

5

Автор: a_strunin

А сколько должно быть в ней снимков? Вопрос один из самых непростых. Как правило, чем выше мастерство фотографа, тем меньше снимков он включает в свой материал. Попробуйте действовать так же, но без фанатизма, особенно на первых парах. В среднем человек рассматривает фотографию не более трех секунд. Вот и рассчитайте, сколько должно быть ваших фотографий в презентации, чтобы вас не сочли навязчивым занудой.

И последний совет. Если у вас и правда в придачу к даче есть фотоаппарат, он не должен использоваться время от времени. Держите его под рукой. Снимайте в любое время дня и ночи, в ясную погоду и в дождь. Пусть объектами вашей съемки будут самые обычные вещи и окружающие вас люди. Постепенно ваш взгляд будет становиться все зорче, а фотографии — ярче и образней. Пройдет совсем немного времени и как-нибудь холодным зимним вечером вы поймете, что снимали не просто собственную дачу на шести соточках, а буквально летопись своей жизни.

Анатолий Струнин,
член Союза журналистов и Союза фотохудожников России

Вся серия "Мои ликбезы":

Как снимать у себя на даче?..
А смысл, брат?.. Или - как писать заметки в свой блог или ЖЖ
Не делайте нам больно – сделайте красиво!..
МОИ РАСКРАСКИ

Фото автора (за исключением двух с ромашками)

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
13 фото
dots

Дешёвый ✈️ по направлению Москва
сообщить модератору
  • Mevlevi
    помощь
    Mevlevi
    в друзья
    в контакты
    С нами с 1 июл 2010
    15 фев 2015, 22:38
    удалить
    восхитительные фотографии
  • mikeseryakov
    помощь
    mikeseryakov
    в друзья
    в контакты
    С нами с 29 июл 2011
    Администратор
    15 фев 2015, 23:13
    удалить
    Большое спасибо Анатолий! Очень полезный пост!
  • ERCHOV
    помощь
    ERCHOV
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009
    15 фев 2015, 23:31
    удалить
    Анатолий Иванович, примите честное и искреннее спасибо!
  • Natali_happy
    помощь
    Natali_happy
    в друзья
    в контакты
    С нами с 13 мар 2013
    16 фев 2015, 08:32
    удалить
    И от меня большое спасибо! Супер полезный пост!
  • ERCHOV
    помощь
    ERCHOV
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009
    16 фев 2015, 13:38
    удалить
    Natali_happyнаписала 16 февраля в 08:32

    И от меня большое спасибо! Супер полезный пост!


    Наталья, ничего личного, однако я хочу сделать Вам небольшое замечание, ибо Анатолий Иванович человек скромный и легко ранимый.
    Наталья, Мэтр учит нас всему-всему, как например искусству фотографировать, умению правильно общаться на русском языке. Поэтому такие слова как: фотка, сфотать, фотик, пост, напостить и т. д. и т. п. в комментариях под материалами Анатолия Ивановича употреблять никак нельзя.
  • a_strunin
    помощь
    a_strunin
    в друзья
    в контакты
    С нами с 17 ноя 2011
    17 фев 2015, 12:16
    удалить
    ERCHOVнаписал 16 февраля в 13:38

    Наталья, ничего личного, однако я хочу сделать Вам небольшое замечание, ибо Анатолий Иванович человек скромный и легко ранимый.
    Наталья, Мэтр учит нас всему-всему, как например искусству фотографировать, умению правильно общаться на русском языке. Поэтому такие слова как: фотка, сфотать, фотик, пост, напостить и т. д. и т. п. в комментариях под материалами Анатолия Ивановича употреблять никак нельзя.



    Товарищ Ершов, ну не надо так строго-то!.. :) Хотя за понимание и поддержку правильной линии на Турбине — спасибо!
  • a_strunin
    помощь
    a_strunin
    в друзья
    в контакты
    С нами с 17 ноя 2011
    17 фев 2015, 12:24
    удалить
    Спасибо всем, кто прочитал и дал положительную оценку! Мне это важно, так как серость, банальщина и дилетантизм буквально захлестывают Турбину. Тут очень и очень мало людей, которые бы хотели учиться и совершенствовать свои трэвел-истории. Но они есть! Вот на них и рассчитаны "Мои ликбезы". Очень надеюсь, что кому-то они будут полезны и интересны! Если у кого-то есть вопросы — всегда рад на них ответить, обращайтесь!.. :)

    И попутно, чтобы два раза не вставать, сообщаю, что по просьбе администрации убрал из своего обзора МОИ РАСКРАСКИ две фотографии одного из "маститых" авторов Турбины, которые попали в него по чистой случайности, поскольку были просто вопиющими образцами халтуры и профессиональной несостоятельности в раскрытии темы (хотя автор, как ни странно, именует себя фотографом?). Снимки заменил на нейтральные. Можете в этом убедиться!..
  • ERCHOV
    помощь
    ERCHOV
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009
    1 окт 2016, 20:52
    удалить
    Мэтр и Миша, у меня возник к Вам вопрос. Тут я услышал, что когда чистишь карточку, нельзя удалять сразу все фотографии. В этом случае качество следующих снимков будет хуже? Действительно ли фотографии удалять нужно по одной?
  • a_strunin
    помощь
    a_strunin
    в друзья
    в контакты
    С нами с 17 ноя 2011
    2 окт 2016, 02:23
    удалить
    Оставляйте лишь 10 процентов от снятого, золотое правило для всех, а потом начинайте отбирать!.. :)
  • ERCHOV
    помощь
    ERCHOV
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009
    2 окт 2016, 09:19
    удалить
    Я не это имел ввиду. Мне сказали, что сама флешка портится, если с неё все фото сразу удалить? Соответственно, потом хуже фотографии???
  • a_strunin
    помощь
    a_strunin
    в друзья
    в контакты
    С нами с 17 ноя 2011
    3 окт 2016, 09:45
    удалить
    Снимки не удалют с флешки. Всегда только через форматирование самой флешки! А снимки хуже от этого не делаются — мистика!..
Наверх