Первый раз я попал в исторический музей города Гурьев в декабре 1990 г. Помню, стоял сильный мороз, но зима лишь слегка забелила на улицах замороженную гурьевскую кашу, большое количество снега здесь редкость. Местные мальчишки катались по льду на коротких салазках, отталкиваясь от него заострёнными пиками. Замёрзший Урал был просверлен лунками, рядом с которыми неподвижно сидели рыбаки.
Меня вели через старую часть города, состоящую из купеческих особняков. Первый этаж такого дома — каменный полуподвал, а надстроенный верх чаще всего деревянный. Наверно местный климат долгое время являлся союзником данных конструкций, отчего здания николаевской эпохи смогли увидеть закат Советской власти.
Исторический музей в те годы находился недалеко от реки Урал в одноэтажном здании. Я не могу сказать, что очень люблю ходить по музеям, реальная жизнь намного интересней однотипных глиняных черепков и примитивных наконечников, но некоторое представление об истории музеи всё же дают.
Если отбросить всевозможные морские окаменелости, кости первобытных туров и оленей, чучела лебедей, фламинго и пеликанов, то интересной экспозицией в музее в 1990 г являлся макет первой деревянной Гурьевской крепости. Рядом с ней на панораме синяя река была вся утыкана деревянными запрудами-ловушками.
Здесь необходимо пояснить.
Первые поселения на месте современного Гурьева появились в 1615 г. Считается, что некий Гурий основал здесь артель для ловли рыбы. Далее его сын Михаил по приказу царя в 1640 г построил на реке Яик деревянный городок для защиты от набегов кочевых соседей.
Первый официальный браконьер – рыбопромышленник Михаил Гурьев, получив от царя право поставлять к государеву столу рыбу, ставил возле крепости запруды, перекрывая таким образом реку. Это наносило вред свободному рыболовству.
Осётр и белуга выше по течению подняться не могли. Соответственно яицкие казаки оставались без улова. Подобные действия царского рыболова подливали масла в огонь. Поэтому бунтовавшие против центральной власти яицкие казаки трижды в 1649 г, в 1661 г, в 1667г грабили и уничтожали городок. Пострадал и царский рыбопромышленник. Михаил Гурьев разорился и умер в нищете.
Ещё в те годы в музее находились два зала посвящённые Степану Разину и Емельяну Пугачёву. Старинные ядра, пистолеты, сабли, кинжалы, различные тексты, рисунки и портреты грозных атаманов украшали эти две комнатки. Экспонаты не тянули на уровень Эрмитажа и Лувра, но представление о бунтарском прошлом они вполне давали.
Здесь нужно вновь сделать историческую вставку.
В 1667 г яицкий атаман Касимов захватил Нижний Яицкий городок, а через год здесь побывал Сенька Разин. После подавления восстания из Москвы сюда вновь прислали стрельцов, которые окружили крепость каменной стеной с башнями.
25 января 1774 г к городку подступил один из отрядов Емельяна Пугачёва, возглавляемый атаманом А.А.Овчинниковым. Гарнизон крепости под предводительством прапорщика И.Мишинина состоял из 55 солдат с семью пушками, плюс полторы сотни яицких казаков. Предприняв штурм крепости, Овчинников её овладел. Здесь ему помогли переметнувшиеся на сторону восставших казаки. Казнив не пожелавших предать присягу прапорщика И.Мишинина и нескольких солдат, Овчинников через четыре дня отправился дальше, поручив здешнему казаку Е.Струняшеву управление крепостью.
Более трёх месяцев городок находился в руках повстанцев. Посетил Нижний Яицкий городок и сам Пугачёв. Но 1 мая карательная экспедиция из Астрахани во главе с подполковником Б.Д.Кандауровым приняла от Струняшева полную капитуляцию.
Екатерина Великая, дабы стереть всякую память об этих событиях, переименовала Верхний и Нижний Яицкие городки в Уральск и Гурьев, и река Яик с тех пор стала Уралом.
Однако А.С.Пушкин, будучи в Уральске, раскопал в архивах данные материалы и написал «Историю пугачёвского бунта», где прообразом места действия героев стал Гурьевский городок.
Где точно стояла крепость, в наше время никто не знает, так как в середине 19-ого века её полностью разобрали.
Далее приезжая в Гурьев летом 1991 г я вновь заходил в музей. Экспозиции оставались неизменными – всё чётко, по делу и ничего лишнего.
На одном из макетов, как и прежде, был воссоздан подвиг Бурана Эсембаева.
Родившийся в 1922 г в Гурьевской области Эсембаев повторил во время ВОВ подвиг А.Матросова. Причём произошло это в 1943 г в Орловской области, при атаке на пулемётный дзот.
Ещё один зал тогда, как и год назад, рассказывал о жизни уроженца здешних мест казахского акына Курмангэзи (1806-1879 г).
Был и зал посвящённый раскопкам в городке Сарайчик. Это место расположено выше по реке в 50 км от Гурьева.
Сарайчик основан Бату-ханом как столица Золотой Орды. Арабский путешественник Ибн-Батута упоминает Сарайчик в своих путевых заметках в 1334 г.
Всё изменилось в 1992 г, когда Гурьев стал Атырау.
Будем говорить честно — казахи фактически не имели никакого отношения к строительству города Гурьев. В 50-х, 60-х, 70-х годах прошлого века их в Гурьеве было очень мало. Основное население составляли русские, как ссыльные, так и потомки казаков, татары, немцы, кавказцы и евреи. Казахи кочевали в степях от Волги до Урала, называя это междуречье Атырау – такое новое название они дали и городу. И всё это притом, что два года назад здесь пышно отмечали 350 лет Гурьеву. Дороги тогда пестрели плакатами – Гурьев 350.
Независимость на казахов свалилась как снег на голову. Ельцин, Кравчук и Шушкевич отсоединили Казахстан. Позже Ельцин вышвырнул республику из рублёвой зоны (до 1993 г в Казахстане ходил российский рубль). Вот и пришлось казахам что-то срочно придумывать.
Когда я впервые увидел казахские деньги, и мне стало просто смешно. На купюрах были изображены: восточный мудрец Аль-Фараби (872-950 г), царский офицер Чокан Валиханов, суфийский поэт Ходжа Ахмед Ясави (ум 1166 г), разбивший, перехитривший или просто переживший непонятных джунгаров Аблай хан.
Здесь вообще интересно. Аблай хан попал к этим самым джунгарам в плен, и его российское посольство в 1742 г оттуда выкупило. Хан признавал над собой вначале маньжурское господство, после, в знак подтверждения верности, рассылал своих детей в качестве аманатов (заложников) в Пекин и в Петербург (благо у него было 350 сыновей). Присягал хан на верность и Емельяну Пугачёву. Впрочем, в зависимости от времени различные исторические персонажи видятся порой также в различных ракурсах.
Но с другой стороны, если нужно найти известных казахов, это легко и просто сделать. Становление казахского народа, нравится кому-то подобное или нет, произошло при Советской власти. Множество казахов стали известными учёными, архитекторами, врачами, актёрами. Один только лауреат Сталинской премии Джамбул Джабаев чего стоит (Ленинградцы мои – дети мои, гордость моя!). А казахи защищавшие Москву?
А русские казаки? Ведь русские поставили город Верный (Алма-Ата), чем и спасли казахов от истребления! Неужели ни один русский не заслужил попадания на новые купюры? Зачем притягивать сюда благополучно прожившего в Багдаде и в Дамаске Аль-Фараби?
Но здесь конечно в ход идёт политика. Казахским националистам нужно убедить мир в безоговорочной древности своей нации, в обоснованности проживания на таких больших территориях, а здесь все средства хороши.
В первый год независимости стенды посвящённые героям революции, С.Разину и Е.Пугачёву музейные работники убрали. Сократили и экспозицию Бурана Эсембаева. Вместо этого поставили новенькую казахскую юрту, разложив по залам предметы быта кочевников. Как и ожидалось, расширили экспозицию Махамбета. Был в середине 19-ого века такой неуловимый Джо в гурьевских степях. Однако его поймали и казнили. Советская власть трактовала образ Махамбета как борца с царизмом, теперь он стал борцом за независимость.
Впрочем, ни юрта, ни картины с Мохамбетом, изюминкой музея стать могли. Всем памятны были сбалансированные и не обижающие ни казахов, ни русских прежние залы.
В 1997 г музейные экспозиции замерли на положении 1992 г – ничего нового и ничего старого. А вот исторический центр Гурьева новые отцы города просто бросили. Нуждавшиеся в ремонте купеческие особняки резко сдали. Старая часть Гурьева-Атырау выглядела так, словно её бомбили.
Изменения произошли в 2002 г. Нет, старый город по-прежнему умирал, просто музей переехал из исторической части в новое здание на другой берег Урала. Главной экспозицией исторического музея теперь стал «Золотой человек».
Статный воин за стеклом сверкает золотым костюмом. Он царственно сидит. Левая рука повелительно сжимает некий посох – символ власти, правая на коленях придерживает спрятанный в ножны меч. У ног стоит полный стрел колчан. Настоящий царь всех царей! Откуда он здесь взялся?
Летом 1999г во время археологических раскопок казахскими археологами были исследованы три могильных кургана. В первом обнаружили – человеческий скелет, остатки кинжала, наконечники стрел. Во втором нашли ровесницу Христа железную саблю, бусы, глиняный кувшин. А в третьем – погребение сарматского вождя, которого и называют теперь «Золотым человеком».
Жёлтые бляшки на его костюме и останки погребённых коней с поразительной точностью датируют 129 г н.э !?. Считается, что это погребение сарматского вождя, охотника. После один художник-реставратор создал научную реконструкцию «Золотого человека» и передал её в дар музею.
— Мы казахи, потомки сарматов! – уверяют меня школьники, пришедшие в музей.
— Наши предки были воинственными и могучими! Они кочевали от Монголии до Чёрного моря.
Казалось бы – мировая сенсация! Археологи со всего света должны приехать в Гурьев-Атырау. Но учёный мир по понятным причинам отнёсся к данной «находке» скептически.
Я не хочу писать здесь о древних ираноязычных сарматах. Политика и история чаще всего поддерживают друг друга. Исторически обосновать своё правление, уничтожив конкурентов – так действует любая власть. Казахам нет надобности искать остатки Нижней Яицкой крепости. Им незачем вешать табличку на деревянный дом, в котором размещался штаб чапаевской дивизии. Напомню, что Чапаев погиб выше по течению Урала в станице Лбищенск, ныне Чапаево, а вот погубили знаменитого командарма яицкие-гурьевские казаки. После смерти командарма его дивизия освобождала Гурьев. Одна из улиц под названием Боевая названа так, в честь заходившей по ней в город чапаевцев.
С 2002 года я в Гурьеве не был, но не думаю, что там что-то сильно изменилось. Для меня этот город всегда так и останется — Гурьев! Я стараюсь не произносить новое название созвучное с отравой.
Однако, история с гурьвским музеем для меня на этом не закончилась. 2007 г судьба свела меня с интересным человеком, с Львом Леонидовичем Галкиным.
Не смотря на свои почти 80 лет Лев Леонидович статный и крепкий мужчина. Он археолог, кандидат исторических наук. Каких-то значимых находок Галкин в отличие от Шлимана не сделал. Почти 40 лет Лев Леонидович каждое лето приезжал копать городище Сарайчик, тот самый городок в 50 км выше по реке, основанный Бату-ханом.
Труд археологов ой как тяжёл! Нужно внимательно просеивать грунт, стараясь ничего не пропустить, а температура в степи поднимается летом до +50 С. Добавим сюда комаров, плюс проживание в палатках, где нет воды в привычном для городского человека количестве. А перед отъездом, все ямы необходимо вновь закопать, дабы дожди и снега ничего там не разрушили.
Зато находка любой маленькой фетюшки является для всего коллектива археологов событием чрезвычайным, и им не важно, кто нашёл. Коллектив археологов — это единая семья, сообщество людей готовых ради науки к тяжёлой работе, к лишениям.
Каждый год осенью археологическая экспедиция во главе с Галкиным приходила в исторический музей, принося с собой найденные артефакты. В тот год, когда в музее появился «Золотой человек» работники музея, которых Галкин знал не один десяток лет, отворачивали от него взгляды. Видимо им было просто неудобно.
По природе Лев Леонидович человек необычайно скромный. Однако я спросил его прямо в лоб, высказать своё мнение о «Золотом человеке». Он сначала замялся, но после ответил.
— Максим, вы всё прекрасно сами понимаете.
Мы познакомились в начале мая, и через пару недель Лев Леонидович вновь собирался отправиться в Сарайчик на раскопки.
— Лев Леонидович, ради чего вы это делаете в чужой республике? Ведь городище почти полностью перекопали. Даже если ещё и будут находки вы должны будете сдать казахским властям, а они видите, как теперь трактуют историю! – невольно спросил я.
— Мы это делаем ради науки. В мире большое количество честных археологов и людей интересующихся историей. Мы хотим давать, и люди хотят получать только исторически правдивую информацию.
Наверно, пока не свете есть такие бескорыстные альтруисты, Господь хранит этот грешный мир, прозябающий в исторически подогнанной лжи.