Лето в Чески-Будеевице прошло под лозунгом "Искусство на улицы". На площадях, вдоль набережной были размещены произведения современного чешского искусства. Приехав туда в начале сентября, мы еще застали некоторые из них. Пожалуй, самая интересная и самая масштабная инсталляция находилась на главной площади. Это были покрытые ржавчиной роялис крышками в виде кладбищенскиx крестoв. Толковать сие произведение можно по-разному. Я бы сказала — это символ гибели классического искусства.
Мне удалось обнаружить табличку с имемем автора — Antonin Kaspar — и обьяснениями на чешском, которого я не знаю. Единственно, что я поняла, что это трибут Ёзефу Бойсу.
Бойс — извесное имя, художник-акционист, причем один из первых. Я решила проштудировать интернет по связке Бойс рояль. Кое-что интересное выплыло.
В музее Помпиду в Метце находится "Гомогенный рояль" Бойса, обтянутый войлочным чехлом со знаком "Красного креста". Этот рояь символизирует внутренний мир интроверта.
Перфоманс с Гомогенным роялем проходил в 1965 году в университете Дюссельдорфа. Во время классического концерта Бойс затолкал в зал этот войлочный рояль-кокон, достал детские игрушки и долго играл с ними на полу возле инструмента. Потом он опять вытолкал рояль из зала и концерт продолжился...
У перфоманся была социальная подоплека : Второе название работы – "Талидомидный ребенок". Речь шла о побочных эффектах успокоительного препарата на основе талидомида, распространившегося в Европе в 50-60 годах прошлого века. Как выяснилось впоследствии, он оказывал довольно пагубное влияние на новорожденных детей, матери которых его принимали. Зачастую, эти дети рождались с патологиями рук, что, понятное дело, отбирало у них всякую возможность воспользоваться роялем по назначению. Посему, работа художника и являет собою рояль в войлочном чехле – инструмент, который никогда не будет использован.
Вопрос, что хотел сказать коллега Бойса по цеху в Будеевице, остается открытым. У кого есть варианты ответа? Особенно надеюсь на помощь Виктор-Виктор.
Некоторые интересные факты из биографии Ёзефа Бойса:
Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия — 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) — немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.
в своих инсталляциях и перформансах Бойс использовал войлок, сало и мёд, пытаясь показать миру красоту и тепло всего натурального, природного, говоря, что в нём и содержится сам смысл искусства.
Как говорил сам Йозеф Бойс, художником он стал в Украине, в которую, к сожалению, он попал совсем не как гость. Родившийся в 1921 году Йозеф, как и большая часть жителей Германии, ушел воевать. Подразделение немецких ВВС, в котором служил Бойс, дислоцировалась в захваченном Крыму. 16 марта 1944 года его самолёт был сбит, а сам будущий художник – чудом уцелел. Как вспоминал позднее Йозеф Бойс, в этот день переменилась вся его жизнь. За эту перемену впоследствии он будет благодарить коренных жителей полуострова: "Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили "Вода", войлок из палаток и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло", — вспоминал он. znaj.ua/ru/news/regions/44472…
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.