Герда Таро при жизни, да и после смерти, — оставалась в тени Роберта Капы. Своего друга, любовника и партнера. Они встретились совсем молодыми людьми в Париже, в 34-м году. Оба без особых средств к существованию, да и внятных представлений, как обустраивать свою жизнь. Но Капа, тогда еще Андре Фридман (она — Герта Похорилле), уже умел фотографировать, а Герда – хотела учиться. Так образовался этот творческий союз, который дал толчок будущей славе Роберта Капы и стоил жизни Герде Таро.
А начинали они весело и бесшабашно. Под звуки аккордеонов парижских кафе. Вместе придумали авантюру с псевдонимами, выдав Капу за известного американского фотожурналиста – гонорары за снимки при этом сильно выросли. Потом поехали на освещение войны в Испанию. Делили какое-то время комнатку близ Эйфелевой башни. Жили яркой и насыщенной жизнью политических активистов того времени. Тем более, у каждого до встречи был свой левацкий и антинацистский опыт.
И многие, слышавшие об этом романе, спустя годы, что есть мочи идеализировали их отношения. Очень хорошо вписывалась любовь двух фотокорреспондентов в канву драматических событий гражданской войны в Испании. Он – бабник и выпивоха, сорвиголова и картежник. Она – субтильная блондинка, умница и красавица. Что еще нужно, чтобы они стали вместе и были счастливы?..
Но реальность оказалась немного другой. Наверное, такой, как её описывает Джимми Фокс, историк фотографии и директор Магнума в прошлом:
“Этот роман привел меня в смятение, настолько он – сентиментальный и приторный. Я думаю, это неправильно – так превозносить их любовные отношения. Капа был яркой личностью, любил выпить и волочился за женщинами – у него было много любовниц, включая Ингрид Бергман. Любовью всей жизни для Таро стал Тед Аллен – мужчина, который был с ней, когда ее смертельно ранили. Но, естественно, это не совсем вписывается в общую упрощенную романтическую версию событий”.
По другим свидетельствам, Капо сделал Таро предложение перед тем, как Герда уехала в очередную командировку на фронт. Она обещала подумать. И не вернулась. Прощаться и хоронить её пришли оба – и Роберт Капо, и Тед Аллен. А так же -множество других людей в Барселоне и Париже, на которых Таро при знакомстве произвела по-настоящему сильное впечатление своим мужеством и стойкостью.
Михаил Кольцов написал в своем "Испанском дневнике":
«Я знал маленькую Герду с первых же дней гражданской войны. Эта женщина – почти ребенок – прибыла из больших европейских столиц на поля Талаверы, наблюдая своими полными человечности глазами новые формы народной борьбы. Десять месяцев войны сделали ее настоящим бойцом».
И как настоящий боец, едва очнувшись после ранения в госпитале, она спросила: «Где мой фотоаппарат?..»
[Учимся у мастеров! Урок первый: Стив МакКарри Урок первый: Стив МакКарри
Учимся у мастеров! Урок второй: Себастио Сальгадо
Учимся у мастеров! Урок третий: Мартин Парр
Учимся у мастеров! Урок четвертый: Йозеф Куделка
Учимся у мастеров! Урок пятый: Георгий Колосов
Учимся у мастеров! Урок шестой: Роберт Капа
Учимся у мастеров! Урок седьмой: Анри Картье-Брессон
Учимся у мастеров! Урок восьмой: Брассай (Дьюла Халаш)
Учимся у мастеров! Урок девятый: Джеймс Нахтвэй
Учимся у мастеров! Урок десятый: Эдди Адамс
Учимся у мастеров! Урок одиннадцатый: Уильям Юджин Смит
Учимся у мастеров! Урок двенадцатый: Герда Таро (1910-1937)
Анатолий Струнин