Если Дрвенград Эмира Кустурицы построен по задумке режиссёра совсем недавно, то единственный в Сербии музей деревенского зодчества под названием «Старое село» существует возле деревни Сирогойно с 1979 года. Сирогойно находится в 250 км. от Белграда, в 30 км. от города Ужицы и в 19 км. от Златибора. Селение относится к Златиборскому району. Местность здесь горная, соответственно деревня стоит на высоте 900 метров над уровнем моря.
Музей «Старое село» создан по инициативе одного из местных жителей. Сюда были привезены и здесь же были отремонтированы старые деревянные дома 19 века.
У нас в России под Костромой тоже существует подобный музей, где собраны большие деревянные дома, амбары и мельница костромских крестьян. Однако, на мой взгляд, костромской музей даёт лишь частичное представление о жизни богатых, именно богатых крестьян Костромской губернии.
В Орловской губернии и на Украине таких больших домов как на Севере никогда не строили. Более того, я в своё детство ещё застал как в Центральной России, так и на Украине, мазанки с соломенной крышей и с земляным полом. Мне представляется, что по костромским экспонатам нельзя теперь установить, где российский народ жил богаче, а где беднее, ибо мы не имеем общей картинки.
По воспоминаниям российских офицеров, наши русские солдаты, во время русско-турецкой войны 1877-1878 г., видя каменные погреба и хорошие добротные дома болгар, постоянно спрашивали: «Ваше Благородие, объясните, кого мы в этой Болгарии освобождаем? Болгары под турками живут лучше нас!»
Думаю, сербы по уровню жизни 19 века от своих соседей болгар мало чем отличались. Турки, конечно, чинили им постоянные разорения, но это уже другой вопрос. По одному только музею «Старое село», также как и по костромскому музею нельзя полностью восстановить картину той жизни, поэтому я не берусь судить, кто жил в 19 веке богаче – наши крестьяне или сербы.
Славяне пришли в Сербию с Севера из Германии. Происходило это великое переселение с 5 по 8 век. Значительная часть славян оставалось и в Германии в районе городка Лужицы. Так например, из лужицких славян была бабушка легендарного канцлера Германии Отто фон Бисмарка. Причём говорила бабушка канцлера исключительно на родном лужецком языке (один из диалектов славянского). В наши дни германские славяне практически полностью растворились в немецком обществе.
Здесь же на Балканах славяне разделились на сербов, хорватов, боснийцев и черногорцев, но по большому счёту все эти народы происходят от одного корня.
Если точно неизвестно, что послужило причиной переселения славян из Германии, то про переселение сербов из Косово известно почти всё. Православные по призыву патриарха уходили в новые земли, спасаясь, таким образом, от турок. Златиборские горы сербы (или славяне) заселили примерно 3 столетия назад.
Славянские языки между собой похожи, и в сербском языке русский человек из 10 слов наверняка 2-3 слова угадает, однако жизнь славян в разных регионах заставляла их приспосабливаться к различным климатическим условиям.
Дом у златиборских сербов называется «брвнара». Его здешние горцы возводили, как правило, на солнечном, защищенном от ветра склоне горы. Крышу дома покрывали дранкой или соломой.
В «Старом селе» полностью воссоздали крестьянский быт 19 века. Особенно умиляют плетёные деревянные заборы – ни в России, ни в Сербии такие символические ограждения уже не ставят, хотя я по своему детству плетёные заборы ещё помню.
Сербы в этих краях старались объединиться семьями в так называемые «задруги» — общины.
Хутор имел рядом приусадебную территорию, отчего село или деревня занимали огромную территорию. Здешние селения в наше время также вытянуты у подножия горы.Здешние сербы придерживались строго установленных правил застройки — на самом высоком месте ставили жилой дом с надворными постройками для приготовления и хранения продовольствия, чуть ниже хлев и помещения для скота, а еще ниже разбивались сады и огороды.
Жизнь многочисленного семейства происходила в доме, возле очага, единственного огня в домохозяйстве. Трубы, как правило, не было, топили по-чёрному. В тёплом отапливаемом доме спали самые старые члены семьи и совсем маленькие дети.
Зимой, собираясь возле огня, мужчины играли на гуслях или на свирели, женщины что-то вязали из овечьей шерсти. Если в российских деревнях в домах обычно имелся длинный стол, а рядом лавки, то здешние сербы, насколько я понял, принимали пищу сидя за маленьким столиком, едва-едва выступающим над земляным полом.
На хуторе имелось множество строений, и все они выполняли свою функцию.
Кладовая — маленький домик, который получал сын, когда женился. В этом помещении находилась только маленькая узкая кровать, здесь не было очага – молодые должны были, греть телами друг друга. Но если очаг появился, это означало — сын отделился от своего отца. Число кладовых зависело от числа женатых сыновей. Ели в молодой семье умирали маленькие дети, то на крыше кладовой сербы ставили крест.
Млекар — домик для хранения молока и молочных продуктов. В семьйном хозяйстве только одна женщина (планика) заботилась о молоке и о производстве молочных продуктов. По соображениям чистоты и гигиены, только планика могла входить в млекар.
Пекарня — находилась возле дома.
Рядом стоял амбар (для хранения пшеницы) и салаш (склад для початков кукурузы). Салаш был заплетен прутьями, чтобы воздух мог проходить и сушить кукурузу. Хранилища приподнимали над землей, дабы уберечь запасы от сырости.Мишана — помещение, в котором в выдвижных ящиках сушили фрукты (яблоки, груши, сливы).
Так как дома строили на горе, то фундамент был каменным. Нижняя часть называлась сарай. В сарае практически у любого хозяина стоял котел для перегонки ракии (водки) и кадочка для фруктовые выжимки. Также здесь могли находиться бочки для хранения вина.
Отдельным строением хозяин ставил мастерскую, где в зависимости от своих навыков он мастерил что-то из глины или из дерева.
Хлев — находится далеко от главного дома. В хлеву два этажа — на нижнем этаже крупный рогатый скот, а на верхнем — овцы.
Курятник тоже был отдельным маленьким домиком, куда куры забирались ночевать, перепрыгивая вверх по приставной лестнице.
В экспозиции Музея воссоздали и пастушью хижину, её возле дома не было, так как домик нужен был именно в горах, где пастухи пасли скот.
Друзья, если доведётся вам посетить этнографическую деревню «Старое село», зайдите в местную харчевню,
отведайте старинные сербские пирожки, закажите ухи, выпейте местную ракию. Здесь есть стильные домики 19 века, переделанные в гостиничные номера посреди соснового леса. В качестве прогулки можно посетить глубокую пещеру и живописный водопад (мы этого не увидели по причине дождя).На территории деревни находится церковь Святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1764 году.
Ктитором (лицо, выделявшие средства на строительство) церкви был Григорий Смилянич — родоначальник знаменитой семьи сербских священников Смилянич, из которой вышло 16 поколений священников. Первоначально храм был построен из дерева, и в середине 20 века реконструирован – к храму добавилась двухэтажная колокольня. Внутри на стене таблички с именами сельских мужчин, павших в различных балканских войнах.Деревня Сирогойно во все времена славилась в Сербии мастерицами-вязальщицами. В конце 70х годов прошлого века уроженка этих мест, модельер Добрила Смилянич, объединила женщин Сирогойно в кооператив и начала производство свитеров, джемперов и пуловеров из овечьей шерсти собственного дизайна. Говорят, в прежние времена модели пользовались необычайным спросом, в том числе за пределами Югославии.
По воспоминаниям, советские туристы везли в Югославию чайники, кипятильники и другие электроприборы. Гиды подсказывали, кому сдать товар, и где купить джинсы. В советских группах был обязательно старший, который имел стукачей…. Однако, совершать бизнес они не мешали. Впрочем, сам я те времена не застал, и через ВЛКСМ за границу не ездил, поэтому вернёмся в 2014 год.
Скажу честно, в наше время купить здесь нечего, ибо мода и дизайн остановились здесь в развитии лет 30 назад. Думаю, нынешние вязальщицы этого не понимают, однако им естественно хочется заработать, продав свой товар. Возле деревни есть небольшой рынок, где местные женщины с нетерпением ждут покупателей-туристов.
Уважаемый читатель, будешь в деревне Сирогойно, на рынок лучше не заходи.
В заключении хочу показать две фотографии, и теперь задам вопрос читателю. Что это представлено на фотографии? В качестве подсказки – эти белые болванки у местных сербов в 19 веке стояли почти на всех приусадебных участках. Что это такое?