С. Ширяево – одно из красивейших мест Самарского Заволжья. Здесь Волга делает изгиб, образуя излучину, называемую Самарской Лукой. Жигулевские горы, волжские плесы и просторы привлекли русского художника Илью Ефимовича Репина, путешествующего в 1870 году по Волге, что он решил задержаться в селе Ширяево на все лето.
Вместе с ним два молодых художника — Федор Васильев и Евгений Макаров — и брат Репина музыкант Васильев провели в Ширяево несколько месяцев, о чём художник написал в книге "Далекое близкое": "Что всего поразительней на Волге — это пространства. Никакие наши альбомы не вмещали непривычного кругозора".
Остановился он не только для отдыха, но и для работы. Именно здесь он создавал картину "Бурлаки на Волге", а прототипами стали ширяевские мужики.
Жил Репин вместе с художником Федором Васильевым в обычной крестьянской избе, принадлежавшей семье Алексеевых, в которой в 1990 году был открыт дом-музей И.Е.Репина.
Музей представляет собой маленький бревенчатый домик в три окна, обращенных к Волге. Множество предметов крестьянского быта, включая развалившуюся телегу, как на одном рисунке Репина, воссоздают место обитания крестьянской семьи села Ширяева второй половины 19 века. Осмотр музея начинается с помещения амбара, в котором размещается экспозиция, повествующая об истории поездки и первых впечатлениях художников.
. Экспозиция в помещении хлева раскрывает творческую историю создания произведений И. Е. Репина "Бурлаки на Волге" и Ф.А. Васильева "Барки на Волге" (1870).
Правда, вначале общение с местными жителями было не совсем мирным – Илью Ефимовича крестьяне чуть было не побили за то, что он рисовал их детей – бесовское занятие. В своем дневнике он писал:
"Первый же мой рисунок с группы детей на берегу окончился скандалом. Дети были довольны, получив по пятачку за свое смирное сидение, но сбежавшиеся матери пришли в ужас; они поколотили детей и заставили их бросить деньги, и только отпетые бурлаки соглашались позировать за полкварты."
Центральным местом экспозиции усадьбы является мемориальная часть избы, сени и комната. B сенях остались необходимые в быту вещи хозяев: сундуки, прялки, весы, ковши, одежда. Все они составляют своеобразную этнографическую выставку.
В 1870 г. передняя часть избы Алексеевых делилась на две части перегородкой, которая была восстановлена во время реставрации. Рядом с ней около окна поставили мольберт и копию картины "Шторм на Волге", написанной той осенью в Ширяево. При таком положении совпали линия горизонта на картине и в пейзаже за окном, подтвердилось, что именно с этого места Репин писал своё знаменитое произведение.
За перегородкой у печки стоит деревянная кровать с кружевным подзором, на небольшом столике, покрытом кружевной скатертью, — самовар и посуда городского типа, которую художники могли привести с собой или купить в самарских магазинах.
Дорожное зеркало, обтянутое крокодиловой кожей, французские флакончики для духов контрастируют с предметами крестьянского быта — чугунами, утюгами... Непременными атрибутами дома, в котором обосновались художники, являются кисти и подрамники, этюдник и множество горных трав и цветов в деревенских горшках. B этом особая атмосфера музея И.Е. Репина.
Я, конечно же, и раньше видела эту картину, её мы изучали в школе и даже писали сочинения на тему о социальной несправедливости, но увидев её в этом музее и познакомившись с историей создания её, посмотрела на неё другими глазами.
Впервые мысль создать подобное произведение, пришла в голову художнику 1860-х годах. Однажды Репин увидел сцену во время прогулки по реке Неве, когда нарядная толпа дачников оказалась рядом с ободранными, нищими, грязными бурлаками. Репин был настолько впечатлён этой контрастной картиной, что сразу же решил создать шедевр. В результате поездок по Волге в 1873 году была написана картина, которая показывает тяжёлую жизнь бурлаков. Построение картины основано таким образом, что из глубины на зрителя движется процессия. Одновременно с этим фигуры не заслоняют друг друга. Репин сделал это мастерски. Каждое лицо персонажа индивидуально. Художник разделил вереницу бурлаков на три группы, каждой из которых присущ свой характер, человеческие типы, темперамент. С центральным героем картины бурлаком Каниным, который возглавляет первую четвёрку, Репин сравнивает с античным философом. Справа от Канина бурлак, олицетворяющий природную дремучесть силы. Справа – "Илька – матрос", который своим взглядом смотрит прямо на зрителя, и выражает злобу и ненависть. Находящийся по центру Канин представляется серединным характером между двумя этими противоположностями. Полный жизни и надежд юноша Ларька, который как бы пытается освободиться от лямок, и не привыкший к такого рода труду, флегматичный старик, умудряющийся по ходу набивать трубку, черноволосый хмурый грек, который чуть обернулся для того, чтобы позвать товарища из последней тройки, который вот-вот рухнет на песок. Безусловно, "сверхсюжетом" Репинских бурлаков на волге является начало и конец пути, продуманное повествование, о существовании людей, которые изо дня в день соединены одной лямкой.
Существует традиция: 5 августа, в день рождения живописца, к музею собираются жители села, приплывают на теплоходах гости из Самары, на автобусах и машинах приезжают ценители творчества художника из Жигулёвска и Тольятти. Здесь в доме Алексеевых в 1870 году Илье Репину исполнилось двадцать шесть лет. Он и его друзья были молоды, любили музыку, пели сами и слушали пение крестьян, смотрели на танцы ширяевцев. В последние годы день рождения Репина — народный праздник для множества поклонников художника. На улицах перед музеем звучат русские народные песни, выступают солисты и хоры, играют на гармони и флейте (Василий Репин был флейтист), танцуют.
Ну, а сам музей " знаменателен" ещё и тем, что его посетил В. Путин. Это был первый визит президента в провинциальный музей России.