История Преображенского храма в Саввино уходит в глубокую древность.
По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой
монастырь. Основали его иноки Симонова монастыря, которым приглянулось это тихое место.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
Чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину
в Переславском уезде Святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение
земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от этого
древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли
села Саввино и деревня Пестово издревле считались церковными.
Первое упоминание о церкви Преображения Господня в Саввино относится к 1623 году.
В Писцовых книгах того времени, составленных писцом Семёном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано:
Церковь Преображения Господня деревянная клетци, стояла
изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Чёрной, ветхая,
стояла без пения и образов в церкви не было.
Можно предположить, что пришла в такое запустение старая церковь не в силу нерадения
местных прихожан, а исключительно по причине их жестокой бедности. В то время в захудалой
деревеньке числилось всего семь дворов крестьянских и бобыльских. Очевидно по той же
причине сама вотчина нередко меняла владельцев.
В 1637 году по распоряжению Патриаршего Казначейского Приказа Спасская церковная земля
на погосте у реки Чёрной была отдана на оброк дьяку Василию Пустынникову, а деревня Саввино меняла хозяев от князя Кашина, до стольника Нагово и боярина Стрешнева в 1641 году.
Возрождение местной церкви относится к 1665 году. Событие это даже попало в историю:
в деревню Саввино по челобитию сына нового владельца имения, Ивана Фёдоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения
Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".
В 1681 году Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю,
влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи, князю Василию Голицыну. Последний
владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 году братом Петром I
привело к опале её фаворита. Князь Василий Голицын был лишён боярства, всего имущества,
в том числе и Саввино, и сослан с семьёй в Каргополь.
Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано
в пожизненное владение жене Ивана С трешнева — боярыне Настасье Ивановне.
Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 году его очередным
владельцем стал родной сын опального князя Василия — Алексей Голицын, и в дальнейшем
долго переходило к его потомкам.
Построенная Стрешневыми вторая деревянная церковь простояла около ста лет.
В 1777 году иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В. Голицыной и прихожан была
возведена новая, третья по счёту, деревянная церковь на каменном высоком фундаменте с
деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан, а снаружи обит тёсом.
Богослужения здесь совершались до 1880 года, когда и эта церковь пришла в ветхость.
Через пару лет разобрали колокольню, а сам храм стоял до уничтожившего его пожара.
В середине XIX века было решено строить новую каменную церковь, с этого дня и ведёт свой отсчёт ныне существующий храм Преображения Господня в Саввино.
Храм был заложен в 1870 году и строился на добровольные пожертвования прихожан и средств
князя С. Ухтомского, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство церкви продолжалось долго — 42 года.
Свой окончательный вид храм приобрёл только вначале ХХ века. По пректу Н. Потапова в 1905
году здание было перестроено с увеличением габаритов и возведены ещё два придела.
В результате архитектурный облик постройки приобрёл несколько эклектичный характер:
элементы нео-ампира сочетаются с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный
храм завершён световой ротондой. Трёхъярусную колокольню покрывает нарядное кирпичное
узорочье.
Участие в благоукрашении церкви приняла "Мануфактура Викулы Морозова и сыновей".
В новый храм перешли иконы и утварь из разобранного, которые хранились не одно столетие.
Также были перенесены 7 колоколов: самый крупный — Гром, весил 365 пудов, а маленький — 19.
В тот же период храм приобрёл и главное своё украшение — удивительной красоты фаянсовый
иконостас, выполненный в Твери на фабрике товарищества М.С. Кузнецова (ныне Конаковский
фаянсовый завод).
Проектировали этот шедевр профессор архитектуры В.А. Косяков и скульптор Н.В. Анненский.
История сохранила имена художника С.В. Краснощёкова,мастера по цветным глазурям Павла
Панкратова и точильщика С.И.Иванова.
Всего в храме три иконостаса: центральный и два боковых. Справа в приделе во имя Сергия
Радонежского, и слева — прп. Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального — 12 метров, а боковых по 5 метров.
Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по разным городам России: Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, Царицыне,
Баку, Казани, Дулёве, Керчи, Владимире, Шадринске и др.
Святая Русь. Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, был приобретён для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов,
украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и
фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и
благолепие. Причём краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.
Иконостас состоит из трёх ярусов, в которых находятся 33 иконы.
Удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались в печах при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.
Купец Викула Морозов был дружен с фарфоровым королём М.С. Кузнецовым. Не секрет, что
друзья любили благоустраивать и украшать храмы, хотя, как и подобает благочестивым
христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.
В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу
многих православных храмов. В 1921 году было произведено изъятие церковных ценностей —
попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались,
и только чудом уникальная церковь избежала разрушения.
Интерьер храма завораживает, чувствуется особая аура намоленного места. Служба кончилась,
и я, мысленно спросив разрешения, достала фотоаппарат, чтобы снять пару кадров иконостаса.
Мою "партизанщину" прервала трудница храма, которую я приняла за прихожанку.
Мы разговорились с этой милой женщиной по имени Ольга. Она сказала, что "прибилась сердцем" к этому храму, и хотя живёт далеко, ездит сюда уже более 20 лет. Это ёмкое слово —
— "прибилась" я ещё услышу от батюшки церкви в Липицах, но это уже другая история...
P.S. Кроме могилы князя С. Ухтомского, у стены храма покоится протоиерей Иоанн Мухин,
трагически погибший от рук налётчиков, но храбро защитивший свой храм от грабителей.