Из деревни народности багишу мы отправились дальше в деревни карамоджонгов и часа через полтора достигли национального парка "Пиан Упе". Планируя эту поездку, мы перерыли весь интернет и нашли всего два путешественнических отчета об их деревнях в этом районе. Оба они были англоязычные и оба гласили, что, чтобы попасть туда, нужно обязательно брать гида в штаб-квартире парка. На самом деле, это оказалось совершенно лишним. Дорога там одна, никаких заборов и ограждений вокруг парка нет, а деревни карамоджонгов начинаются сразу, как только вы покидаете его территорию. Но мы об этом не знали, а в штаб-квартире парка оказались весьма жадные работники, которые, несмотря на то, что деревни находятся не в парке, попытались с каждого из нас взять по 20 долларов за его посещение. Ну и что, типа, что вы сам парк осматривать не будете, вы в него въехали, а значит - платите деньги! После долгого обмусоливания темы с ними удалось сторговаться, но сам факт был не приятен. Уж лучше бы мы те 70 долларов (еще десятку стоил гид) отдали бы самим карамоджонгам. Они бы им были гораздо нужнее!
Тем не менее, что было, то было. В нашу машину набилось сразу два гида (на кой нужен был второй, так никто из нас и не понял), они вдвоем разместились на единственном пассажирском сиденье впереди, и мы тронулись в путь.
Вообще, карамоджонги - довольно-таки распространенная народность Уганды. Интересны они тем, что считаются одними из самых высоких людей в Африки. Карамоджонги родственны кенийским масаям, и их рост достигает двух метров и больше. В основном деревни карамоджонгов находятся на ее севере, но добраться до них крайне сложно. Туда ведут жутко разбитые дороги, по которым из Кампалы надо ехать не меньше суток. Говорят, что там карамоджонги ходят с калашами и периодически устраивают войнушки друг с другом - делят скот. Эти войнушки можно отнести к сложившимся традициям племени. Там всегда было так, в том числе и до прихода огнестрельного оружия. У карамонджонгов считалось мужской доблестью найти чужое стадо и угнать оттуда пару коров. Кто сделал это, тот - молодец. Правда, междуусобицы из-за такого обычая вспыхивали у них с соседними племенами довольно-таки часто. Те же карамонджонги, к которым ехали мы, сейчас уже были вполне мирными, ни с кем не воевали, выращивали кукурузу, пасли стада, но были очень бедными. Точнее, я бы сказала, что в обоих деревнях, в которых мы побывали, господствовала реальная нищета.
Едва завидев нашу машину рядом со своей деревней нам навстречу выбежало сразу несколько ребятишек. Они встали в метрах десяти от нас и уставились во все глаза.
По всей видимости, белых людей они видели не часто. Туристы сюда ездят редко, а других иностранцев здесь практически не бывает. На нас дети посматривали с опаской, по всей видимости, готовые умчаться со всех ног при первой же опасности. Но конфеты, как и у багишу, сделали свое дело. :)
Вся деревня карамоджонгов была огорожена невысоким забором из тростника с низким входом в виде этакой арки, проходя через которую, приходилось сгибаться чуть ли не в три погибели.
Мы не совсем поняли, почему тут вдруг стали строить такие низкие "ворота", так как особенно мужчины племени обладали весьма высоким ростом - аж до двух метров, и пролезать через них им было крайне не удобно. Низкие входы были и у хижин, и в одну из них я заползала чуть ли не ползком - свод входа в ней располагался на высоте не больше метра.
Свои дома карамоджонги строят исключительно из соломы, которую крепят на балках и шестах.
Крыши у таких хижин получаются конусообразные, дверей в них нет, а общая площадь составляет не больше трех-четырех квадратных метров.
Строят дома тут только женщины, так как мужчины занимаются выпасом скота, возделывают кукурузу и ходят на рынок. Потом мы съездили на этот рынок. Он располагался в городке неподалеку, и туда раз в неделю приезжали жители всех окрестных деревень.
Прикупить на рынке можно, в принципе, все: овощи, клубни местного картофеля, мясо, одежду (в основном секонд-хэнд) и даже алкоголь. Продать, соответственно, тоже.
Перед походом на рынок мужчины карамаджонги наряжаются в свои лучшие вещи. Обычно главным нарядом у них считаются - накидки, подобные которым носят масаи из Кении. Их делают яркими, разноцветными и выглядят в них мужчины очень импозантно. Модны здесь и головные уборы. Карамоджонги, как правило, носят два вида на выбор: либо яркие шапочки в виде котелка, либо простые бейсболки, в которые последним писком моды считается воткнутое перо. Ходят в таких они с очень важным и гордым видом. :))
Но я отвлеклась. Так вот, строят хижины в деревнях исключительно женщины. А само строительство занимает примерно от пяти до семи дней. Причем, девочек с малолетства обучают строить дома, и в деревне мы видели несколько сделанных ими игрушечных "макетов".
В реальности же вся деревня, в которой в общей сложности живет около сотни человек, поделена на несколько дворов. В каждом дворе, кроме жилого дома, стоит по несколько хозяйственных построек, где карамоджонги хранят овощи, свой нехитрый скарб и солому.
Дворы довольно-таки большие и отделены от прочих невысокими заборчиками с калитками. Еду карамоджонги готовят на угле, который покупают на рынке.
Либо на дровах, которые можно купить тут же на обочине дороги, рядом с деревней.
А питаются они в основном кукурузой, фасолью и другими овощами - по крайней мере, именно их готовили и ели везде в домах, где мы видели.
Еще тут делают алкоголь. Для этого карамоджонги собирают сорго - местный злак и после хитрой обработки настаивают его в течение трех дней на воде. Честно говоря, что из всего этого получается, мы не попробовали, но процесс высушивания сорго застали в полном разгаре.
В первом дворе, куда мы зашли, жила семья из родителей с девятью детьми. А дочь хозяйки - совсем еще молодая девушка - радостно показывала нам родившегося всего три дня назад своего малыша, завернутого в удивительно чистую пеленочку.
Кстати, эта девушка оказалась весьма продвинутой. Она довольно бегло говорила по-английски, и мы с ней перекинулись парой фраз. Она же показала нам свое жилище. Внутри дома находилась единственная комната, с одной стороны которой было нечто вроде небольшой кухни, а с другой располагалась кровать с подвешенной над ней москитной сеткой. На том же крючке, к которому была прицеплена сетка, висела старая женская сумочка - единственный атрибут достатка во всей семье.
Но что нас поразило больше всего, так это всеобщая бедность в обеих деревнях. Когда мы приехали, мужчин там не оказалось - был рыночный день, и они ушли на рынок. По деревням нас водили женщины и дети. Так вот, именно здесь мы впервые встретили женщин с открытой грудью.
Конечно, с одной стороны, это было давней традицией, и, например, женщины северных карамоджонгов до сих пор часто ходят, не прикрывшись. Но с другой, здесь с открытой грудью были далеко не все женщины, большинство же носило старые и рваные пыльные юбки и платья. Но больше всего нас поразили дети. Многие из них, даже те, которых уже было сложно назвать малышами, то есть, лет семи-десяти, ходили абсолютно голыми, на некоторых были только очень старые футболки, на других только штаны. А самое ужасное, я заметила нескольких ребят со вздувшимися животами. Я, конечно, не медик, но, насколько я знаю, такие животы у детей - признак развившегося рахита. Он появляется из-за недостатка витамина Д, что происходит чаще всего из-за плохого питания или полного голода.
Мы спросили об этом у наших проводников. Оказалось, что, действительно, если карамоджонги и не голодают, то и до сыта никогда не едят. Вся их пища очень скудная и однообразная. Властям же, откровенно говоря, наплевать на то, что творится в их деревнях. В результате, помогает им только церковь, да и то не в полной мере. Результат мы видели.
Еще я заметила, что немало детей здесь просто банально болеет: у кого-то сопли, у кого-то грудной кашель, у нескольких - обильное потоотделение (температура?), у одного мальчика на ноге я увидела жуткую кровоточащую язву. В Уганде есть бесплатная медицина и первую помощь здесь оказывают только так. Но ближайший врач от деревень карамоджонгов находится в 35 километрах и, конечно, из-за соплей, кашля, температуры и язв никто к нему своего ребенка не повезет, так как врач далеко, а дорога к нему стоит денег, которых просто нет. Рожают, разумеется, тоже на дому. Мы не спросили, но, по всей вероятности, уровень детской смертности здесь очень высокий.
Я не понимаю, как так получилось. Сейчас в Европе, в США, в Канаде, да и в нашей стране есть не мало добровольцев, которые заведомо согласны поехать в такие страны, как Уганда, и заниматься там волонтерством. Я знаю это, потому что у самой была такая же идея. Но стать волонтером оказалось очень сложно. Спрос превышает предложение, и новых желающих помогать другим волонтерские организации просто не берут - типа, нет мест. Но почему таких организаций нет в Уганде? Точнее, почему их там считанные единицы, и почему волонтеров не берут туда? Ведь ясно, как божий день, что карамоджонгам нужна реальная помощь: нужны продукты, предметы быта, одежда, нужны больницы или хотя бы простенькие медицинские пункты.
Для знакомства в одной из карамоджонских деревень к нам привели самого старого жителя. Я спросила: сколько ему лет? Дедушка ответил, что 60. Не могу сказать, что он выглядел слишком деревне, отнюдь. Но вы вдумайтесь! Это был самый старый житель деревни! В 60 лет! В эти годы у многих наших мужчин жизнь вовсю бьет ключом.
Я очень жалею, что отправляясь к карамоджонгам, мы не знали нюансов и взяли с собой только угощение для детей и пару футболок. Друзья, если кто-то из вас вдруг соберется в Уганду и запланирует поездку в эти деревни, не пожалейте немного денег и купите им какой-нибудь еды, возьмите с собой ту одежду, которую уже не носите - абсолютно любые майки, штаны, шорты, юбки, детские игрушки, в которые ваши красавцы уже не играют.
Их не так тяжело везти, зато сколько счастья будет в глазах тех карамоджонгских малышей! Это дорогого стоит! Я вспоминаю, с какой радостью один мальчик рассматривал футболку, которую мы с Антоном ему подарили, крутил ее, не верил своим глазам. Это не передать словами! Честно!
Фотоальбомы можно посмотреть здесь:
Карамоджонги - часть 1. Дети
Карамоджонги - часть 2. Жизнь в деревне
Карамоджонги - часть 3. Деревенский рынок