Село Захарово было куплено бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в 1804 году, и поэт проводил здесь летние месяцы ("ездил на дачу") до 1811 года, когда М.А.Ганнибал продала имение своим родственникам. Потом Пушкин приезжал сюда в 1830-е годы.
Дом Ганнибалов воссоздан в 1999 году (и это уже не первая попытка восстановить давно исчезнувший оригинал).
По привычке материалы об этих местах я стала искать после, а не до поездки. Они оказались настолько интересными, и я пожалела, что мы не пошли в музей, оккупированный школьными экскурсиями. Процитирую фрагменты из статьи Л.М.Аринштейна "Сельцо Захарово в биографии и творчестве Пушкина".
"В основе невысокого научного интереса к «захаровскому» периоду жизни Пушкина лежит мнение, что детские годы поэта вообще и его жизнь в Захарове в частности существенного влияния на дальнейшую судьбу, а тем более на его творчество не оказали. «...когда Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей — детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства», — пишет Ю. М. Лотман. И дальше: «...когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее Дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот дом (или не те дома), в которых он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт лично был связан юношескими воспоминаниями 1817 года и годами ссылки, а не памятью детства».
Мнение это едва ли справедливо. Ведь именно здесь, в подмосковном имении Марьи Алексеевны Ганнибал, в детском сознании будущего поэта сложились первые и потому самые неизгладимые впечатления, связанные с укладом и бытом среднерусского поместья, образ которого сопровождал Пушкина всю жизнь и занял заметное место в созданной им поэтической картине мира. Вспомним, что до поездки в Михайловское летом 1817 г., когда поэту уже исполнилось восемнадцать лет, он никаких поместий, кроме Захарова, не видел и не знал"
Свидетельство тому — поездка (поездки?) в Захарово в другой период жизни, поездки без всякого практического смысла, ностальгические, как сейчас сказали бы. Об этой поездке писала мать Пушкина: «Он совершил этим летом сентиментальное путешествие в Захарово, — писала она дочери Ольге, — единственно чтобы увидеть место, где он провел несколько лет своего детства».
А еще о приезде Пушкина вспоминала дочь той самой Арины Родионовны, Мария, которая жила в Захарове.
"...Вдругорядь он приезжал ко мне сам, перед тем как вздумал жениться. Я, говорит, Марья, невесту сосватал, жениться хочу... и приехал это не прямо по большой дороге, а задами; другому бы оттуда и не приехать: куда он поедет? — в воду на дно! а он знал... Уж оброс это волосками тут (показывая на щеки); вот в этой избе у меня сидел, вот тут-то...
— Когда ж он — летом приезжал или зимой?
— Летом, батюшка; хлеб уж убрали, так это под осень, надо быть, он приезжал-то... я это сижу, смотрю: тройка! я эдак... а он уж ко мне в избу-то и бежит... Пока он пошел это по саду, я ему яишенку-то и сварила; он пришел, покушал... все наше решилося, говорит, Марья; все, говорит, поломали, все заросло! Побыл еще часика два — прощай, говорит, Марья! приходи ко мне в Москву! а я, говорит, к тебе еще побываю... сели и уехали!.."
Исследователь считает, сопоставляя факты и даты, что речь идет по меньшей мере о двух разных поездках в Захарово — до и после женитьбы.
Пушкин несколько раз упоминал Захарово в своем творчестве, но исследователь считает, что впечатления от последних поездок легли в основу произведений, где самого названия нет, в частности, некоторых фрагментов "Дубровского".
"Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.
Через 10 минут въехал он на барской двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошенный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и вбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника"
(Реальная Арина Родионовна к этому времени уже умерла, но Пушкин заходил к ее дочери).
Автор исследования приводит немало свидетельств в пользу того, что этот фрагмент — "протокольная запись его приезда в Захарово в июне 1830 г."
Для того, чтобы перейти в второй части нашей истории, процитируем фрагмент из Дубровского, предшествующий приведенному выше.
«Антон повез его проселочными дорогами. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы».
Село Большие Вяземы находится примерно в двух километрах от Захарова, и именно в Вяземы семья ходила в церковь. Здесь похоронен брат Пушкина, умерший в детстве.
В конец 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство. В конце XVI в. здесь значилась "церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда". Тогда же была построена звонница псковского типа, нехарактерная для этих мест по своей архитектуре. И церковь, и плотина (на фото, увы, нет), и пруд, и звонница сохранились до наших дней.
Пушкин, часто бывая в Вяземах, имя Бориса Годунова скорее всего знал и запомнил еще с детства.
В 1694 г. усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Борису Александровичу Голицыну. При Голицыных здесь появился в 1784 году дом-дворец (что называется, почувствуйте разницу с домиком в Захарове), парк, а также много других построек, которые я не буду перечислять.
Это место знало немало славных имен. После Годунова здесь жил в загородном поместье Лжедмитрий. Согласно легенде, здесь в 1812 году, во время отступления русских войск из Бородина, с интервалом в один день останавливались Кутузов и Наполеон; и спали они на одном и том же диване. Также усадьбу посещали Павел Первый, Гоголь, Толстой, Пржевальский. А хозяйка усадьбы времен Пушкина, Наталья Петровна Голицына, стала прототипом графини из Пиковой дамы.
Так мы начали свой рассказ Пушкиным, к Пушкину и вернулись.
Что сказать об этих местах сегодня? Места вокруг Захарова хороши, но в музее, где исправно торгуют сувенирами, нет ни теплого туалета, ни малейшей возможности перекусить и выпить что-то горячее. А ведь дети ездят (при нас на стоянке было три экскурсионных автобуса, и дети образовали немалую очередь в сувенирном киоске).
Что касается Вязем, то при всей красоте видной издалека церкви, стоит сказать, что парк небольшой и зимой не смотрится совсем, а рядом грохочет дорога, галдят дети и ходят через замерзший пруд по своим делам местные жители. Отсюда возможно и некоторое разочарование. Хотя положительных эмоций больше.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.