Казалось, что этот день не задался у нас с самого начала. Ранним утром из Великого Новгорода на единственном подходящем по времени экспрессе мы должны были уехать в Колпино, а оттуда - на такси в Пушкин или в Царское село, как его называли раньше. Первый облом случился в самой гостинице. Накануне вечером мы попросили девушку с рецепции организовать нам завтраки в виде сухого пайка - такая услуга в "Волхове" была предусмотрена. К тому же нам было бы чем перекусить в дороге. Девушка сказала, что все будет, но, когда мы на утро спустились в фойе уже готовые к отъезду, ничего не было, а на рецепции сидела уже другая девушка. Она по нашей просьбе позвонила в ресторан, выяснила, что там ничего не готово, и попросила нас подождать. Ждали мы минут пятнадцать. Когда же мы снова попросили ее выяснить, когда же будет готов завтрак, получили очень оригинальный ответ: "Ну, сходите и сами в ресторане спросите!"
В общем, остались мы без завтрака.
Одновременно с этим мы ждали такси. Но, несмотря на то, что накануне они приезжали буквально через пять минут после вызова, в этот раз такси опаздывало уже минут на двадцать. Ну, а до кучи до отправления нашего экспресса оставалось не больше 15 минут.
Забив на завтрак и на такси, мы вышли на перекресток, чтобы поймать частника. Но и частники в это утро ловиться упорно не хотели. В результате, когда, наконец, один из них остановился, и мы добрались до вокзала, до отправления поезда оставалось ровно три минуты. А нам еще предстояло купить билеты, забрать из камеры хранения сумку и Данино автокресло и по подземному переходу с большим рюкзаком, двумя маленькими рюкзаками, коляской, автокреслом и с Даней домчаться до платформы, где стоял поезд. Ага, за три минуты!
Когда я покупала билеты, а Антон разыскивал тетечку из камеры хранения (да-да, камера хранения оказалась закрыта, а тетечка куда-то ушла), кассирша, увидев Данилку у меня на руках, в шоке сообщила: "Девушка, вообще-то, у нас билеты возврату не подлежат! Вы поторопитесь!"
Дальше от нашего марафона прибалдел даже Данилка. Он тоже проснулся сегодня не в духе и периодически начинал хныкать, но тут, глядя, как его родители, молча и выпучив глаза, быстрыми лосями несутся куда-то в неизвестную даль, замолчал и больше ни разу не пискнул.
Мы успели. Двери в поезде закрылись сразу, как только мы вошли в тамбур.
Все наши перипетии, с которыми мы ехали дальше до Колпина, я перечислять не буду, уж слишком их много. Но добрались мы вовремя, и в Колпино даже такси долго ждать не пришлось. Еще час, и мы, наконец, были в Пушкине.
А в Пушкине мы решили заселиться в очень интересную гостиницу. Называлась она "Екатерина", а располагалась в крыле главной здешней достопримечательности - Екатерининского дворца. Нисколько не вру, при царях в этом крыле находились не основные дворцовые комнаты, а сейчас каким-то чудом здесь открылась гостиница. Оформлена она была точно так же, как и сам дворец, из нашего номера открывался отличный вид на его парадный вход (при желании, можно было даже вылезти в окно и прогуляться к нему по царским газонам - шучу!), а на рецепции нам выдали очень нужную вещь - талончик на посещение Екатерининского дворца без очереди. Но оценили мы сие немного позже, а в тот момент, устав от жуткой дороги, вообразили себя царскими особами и возлегли ненадолго отдохнуть.
Рассказывать длинные истории о том, что такое Царское село, я не буду. Их и так все знают. Поведаю только несколько моментов, которые для нас с Антоном показались новыми.
Во-первых, оказывается, Царское село было названо так вовсе не потому, что туда массово заехали цари. Сначала это место называлось Сарская Мыза, то есть, с финского и со шведского - возвышенность, и обитал в этой Мызе шведский магнат. Потом в Мызе построили церковь и тут же переименовали в Сарское Село. Ну, а на русский лад, где Сарское, там и Царское. Просто по звучанию так было ближе и понятнее.
Во-вторых, первой владелицей этого имения стала совсем не Екатерина Вторая, несмотря на то, что дворец и парк до сих пор носят ее имя. Эти места подарил своей будущей жене - Марте Скавронской Петр Первый. Марта Скавронская же - это ни кто иная, как Екатерина Первая. Потом здесь распоряжалась дочка Петра - Елизавета Петровна, а только за ней уже Екатерина Вторая. Причем, Екатерина Вторая вкусы Елизаветы Петровны на дух не переносила. Например, при Елизавете дворец даже внешне утопал в золоте. Им были покрыты, деревянная балюстрада над карнизом, все его вазы, статуи и прочее, на что ушло около ста килограммов этого благородного металла. Екатерина же велела заменить золото на обычную желтую краску, объяснив, что оно слепит ей глаза. Такой облик дворец, кстати, и имеет до сих пор.
А Растрелли - главного архитектора дворца Екатерина вообще разжаловала, и он умер, если и не в нищете, то в полном на тот момент забвении.
В-третьих, в советские годы Царское Село сначала переименовали в Детское Село (кстати, железнодорожная станция тут и сейчас так называется), и устроили в нем кучу детских здравниц. Но потом здравницы как-то постепенно загнулись, а Детское Село стало городом Пушкиным.
Мы же хотели погулять по парку, а еще посмотреть Янтарную комнату во дворце. Конечно, историю этой комнаты знают все. Она пропала во время Великой Отечественной войны. Потом следы вроде как приводили в разные места: и в Германию, и в Австрию, и в другие страны, но толком так ничего и не было найдено. В конце концов, всем, видимо, надоело биться над загадкой, куда она пропала, и было принято решение воссоздать новую комнату по старым чертежам и фотографиям. Так и сделали, и в 2003 году ее открыли для посетителей.
Не спорю, долго мы до нее ехали, могли бы и пораньше посетить Царское Село. Но получилось, как уж получилось, не обессудьте.
Первым делом мы выяснили, что индивидуальных посетителей (то есть, тех, которые приехали сюда сами, не в составе организованных групп) в Екатерининский дворец пускают только дважды в день - час утром и час ближе к вечеру. Второй вариант нам вполне подходил. И теперь нашей главной задачей стало пристроить куда-нибудь Данину коляску. Впрочем, для таких ситуаций у нас имелся жгут-замок, мы благополучно припарковали коляску к лавочке в ближайшем ко дворцу скверике, пристегнули ее жгутом, а Даню посадили в кенгурятник и повесили на Антона. Вот таким составом мы и отправились ко входу во дворец. И тут, мама мия! - что мы увидели!!! До начала запуска желающих туда попасть оставался примерно час, но очередь выстроилась просто неимоверных размеров - не меньше трехсот человек, а ее конец терялся где-то вдалеке.
Я уныло окинула взглядом хвост очереди и в мою душу закрались сомнения: а успеют ли, вообще, во дворец те, кто стоит в самом конце? И здесь-то мы вспомнили о талончике, выданном нам в гостинице. Через час мы бодро прошагали в самое начало очередь, показали его дядечке у входа, и нас пропустили без звука! Чудеса!
Но талончик не давал права на бесплатное посещение дворца, за два взрослых билета мы заплатили аж 520 рублей, Даню пустили бесплатно. Признаться, за Даню мы немного волновались. Все-таки во дворце было немало народа, далеко не во всех его залах работали кондиционеры, было откровенно душно и шумно, но наш принц показал себя молодцом: он умудрился уснуть еще у самого входа, а проснулся уже после экскурсии, когда мы вышли на улицу. :)
Итак, дворец. Официально в стоимость входного билета входит и экскурсия. Всех посетителей в зале перед особо ценной Парадной лестницей, выполненной в стиле рококо, делят на группы и приставляют экскурсовода.
Но наша экскурсоводша обладала настолько тихим голосом, что мы ее вообще не слышали, а потому от группы быстренько отделились, сначала походили сами, а в конце присоединились к другой группе, у которой экскурсоводша была, что надо, а к тому же интересно рассказывала.
Длина дворца составляет 300 метров. И все эти 300 метров заняты залами. Спланировал их все тот же Растрелли в эпоху царствования Елизаветы Петровны с тем же великолепием, что и фасад. Расточительной она была особой, нечего сказать. Говорят, что после ее смерти в гардеробах нашли больше 15 тысяч платьев, в основном ни разу не надетых. Если учесть достоверный факт, что ежегодно количество ее платьев росло в арифметической прогрессии, и, что в день Елизавета меняла сразу по пять штук, интересно, сколько она вообще собиралась жить? Но это я так, отвлеклась. :))
Так вот, залы. Всего их 58, для посетителей открыты 32, но, мне кажется, что мы обошли меньше. Самый шикарный из них, пожалуй, Большой зал, выполненный в зеркалах и позолоте. Наверное, он выглядит как раз так, как представляли мы в детстве должны выглядеть настоящие дворцы.
Впрочем, другие залы, если и отстают от этого, то только размерами, но никак не убранством.
Во многих залах установлены высокие и красивые турецкие печи-камины в бело-синих тонах. Я не знаю, работают ли они сейчас, но уюта добавляют абсолютно точно.
Правда, лично мне особенно уютной показалась Зеленая столовая, хотя камина я там не помню. Ну, и, конечно, Янтарная комната. Вообще-то, фотографировать в ней не разрешается. Но вы сами понимаете, я не смогла устоять, тем более, что фотосъемка без вспышки шедеврам не вредит. :)
Говорят, что новая Янтарная комната выглядит даже лучше, чем та, прежняя, так как за все время пока ее искали, технология обработки янтаря шагнула далеко вперед, к тому же, воссоздавали ее, насколько я понимаю, лучшие в стране специалисты по янтарю. Короче, что тут говорить! Слова все равно не передадут того, что нужно увидеть собственными глазами. Это здорово! Очень! И, если вы вдруг будете в Царском Селе, не пожалейте денег, и обязательно зайдите во дворец. Янтарная комната стоит того, чтобы ее увидеть!
Ну, а мы, порадовавшись за тихо спавшего Даню, выбрались из дворца и отправились гулять в Екатерининский парк.
Что касается парка, то гулять в нем не перегулять. Мы ходили по нему несколько часов и не успели обойти его весь. Парк разбит очень красиво. Ландшафтный дизайн, клумбы с цветами, подстриженные по строгой форме кустарники и деревья, лестницы, дорожки асфальтированные и посыпанные мелким гравием, каналы, мосты, скульптуры, павильоны и, наконец, большой красивый пруд. В общем, есть, где развернуться.
Возможно, я буду банальна, но из всех павильонов мне больше всего приглянулся Эрмитаж.
Предназначено сие место было для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице лиц. Здесь устраивались разные праздники и гулянки.
Построил Эрмитаж Растрелли в своем любимом стиле барокко. Он стоял на мраморной площадке, окруженной рвом, заполненным водой, который был засыпан при Екатерине Второй (сейчас, по крайней мере, остатки рва опять существуют, правда, без воды).
Но, что самое интересное, уже в пору Елизаветы Петровны Эрмитаж был снабжен разными хитроумными устройствами, кои таковыми можно считать даже в наше время. Например, в нем имелось пять подъемных столов и потайные ходы. Это позволяло сервировать столы без видимого присутствия слуг. После трапез столы опускались и исчезали с помощью деревянных механизмов и канатов, освобождая место для танцев. Сейчас в Эрмитаж можно попасть внутрь. Но работает он так же паршиво, как и Екатерининский дворец - всего несколько часов в день, причем в те же самые часы. Поэтому нам пришлось им пожертвовать, что, безусловно, жаль, потому как даже виденные в окошко механизмы подъема столов произвели на меня сильное впечатление. Но ничего не поделаешь, будет что посмотреть в следующий раз, если мы вдруг окажемся в этих местах. Кстати, рядом с Эрмитажем стоит Эрмитажная кухня. Правда, я не уверена, что готовили именно в ней, так как эта кухня одновременно являет собой и въездные ворота в парк, и у нее даже есть второе название - Красные ворота.
Еще одно приятное местечко в парке - это Камеронова галерея. В принципе, читая перед поездкой описание Екатерининского парка, я этой галереей не особенно заинтересовалась. Мало ли павильонов! Впечатлилась я, когда увидела ее воочию. Грубо говоря, это - пристройка к дворцу. Но только грубо. На самом деле, с дворцом галерея связана лишь висячим садом. А, по сути своей, это - отдельно стоящее здание, точнее, даже не совсем стоящее. Говорят, что есть ракурс, с которого кажется, что галерея будто парит в воздухе. Мне же она больше всего понравилась со стороны огромной широкой лестницы, переходящей к верху в две маленькие, легкие и изящные.
В царские времена в цокольном этаже галереи жили придворные дамы и фрейлины, а сама галерея с колоннадой служила для прогулок. Сейчас там располагаются всякие выставки.
Вполне мил павильон "Грот". Он стоит на берегу Большого пруда, а потому оформлен на морскую тематику. Его фасад украшают лепнины с Нептуном, в витражном окне изображен корабельный штурвал, да и вообще, глядишь на этот грот и кажется, что вот-вот, и подует свежий морской бриз. Красота! Кстати, раньше в этом павильоне было что-то вроде музея - в нем хранилась большая коллекция скульптур и ваз.
Уточки, камыш на берегу. Чем не романтика. Но среди симпатичных павильонов около пруда находится не только "Грот". Там есть еще "Адмиралтейство", выстроенное в готическом стиле. При этом с армией оно никак не связано.
Во времена Екатерины Второй в нем на первом этаже хранили прогулочные лодки, на втором этаже был зал, в котором во время катания по Большому пруду играл оркестр. А в боковых корпусах располагались птичники для уток, лебедей, павлинов и фазанов.
Есть очень оригинальное сооружение под названием "Пирамида". Внутри нее сделаны специальные отверстия для хранения урн. В них Екатерина Вторая хоронила своих собачек. В путеводителе я прочитала, что снаружи Пирамиды были похоронены три ее любимицы - Том Андерсон, Земира и Дюшес. Правда, никаких могилок или их признаков сейчас мы там не увидели.
На самом пруду тоже есть павильон. Он называется "Зал на острову". Использовался он для проведения концертов, обедов и отдыха.
А неподалеку от него так же в воде стоит Чесменская колонна - памятник в честь победы России в Чесменском сражении во время Русско-Турецкой войны.
К "Залу на острову" можно доплыть на небольшом пароме. Но ходит он только в первой половине дня, поэтому мы ограничились осмотром и зала, и колонны с берега.
Ну, и, наконец, пожалуй, самое оригинальное строение парка - это Турецкая баня. Внешне она выглядит очень похоже на мечеть - беленькая такая с куполами и с золотыми "минаретами". И что самое удивительное, когда мы проходили мимо нее, какая-то женщина рассказывала о ней своей маленькой дочке, именно как о мечети. На самом деле, это баня. Построили ее по заказу Николая Первого и действительно сделали так, чтобы она, как можно сильнее походила на мечеть. То ли это было сделано случайно, то ли специально так задумано, но известно лишь то, что, возвели ее опять-таки в память о Русско-Турецкой войне. Согласитесь, странный, хотя и очень красивый памятник.
К концу нашей прогулки по парку, Данилка начал постепенно уставать и проситься на ручки. Поэтому мы решили закругляться и вернулись в гостиницу. Ведь на следующее утро, несмотря на то, что после обеда из Питера отходил наш круизный теплоход, у нас планировалось продолжение программы по Царскому Селу. Мы еще собирались посетить лицей, в котором учился Пушкин.
За ночь Даня выспался и встал в прекрасном расположении духа. Все прошло, как по маслу. В музее-лицее он даже поразил всех сотрудниц своим примерным поведением. В этот раз, учитывая удачный опыт посещения с Данилкой Екатерининского дворца, мы точно так же упаковали его в кенгурятник, где он тихо заснул и проспал всю экскурсию, на которую мы удачно попали.
В Царскосельский лицей Пушкин поступил, когда ему было 12 лет. Это был, так сказать, первый набор лицеистов, куда, кроме него попали еще 29 ребят из старинных дворянских фамилий. Вместе с ним учились Пущин, Горчаков, Корсаков, Вольховский, Кюхельбекер, Дельвиг. По замыслу создателей лицея, за шесть лет учебы здесь, юные дворяне должны были получить не только гимназическое, но и университетское образование. Это было особенно необходимо, потому что в учрежденные именно тогда Александром Первым министерства и ведомства требовались образованные и неглупые чиновники.
Лицей в ту пору был первым заведением такого рода. Он располагался во флигеле Екатерининского дворца, а император оказывал ему особое покровительство. Правила и порядки в лицее тоже удивляли многих. Лицеисты носили форму, состоявшую из синих мундиров из тонкого сукна и белых пантолонов, запросто могли гулять по Екатерининскому парку, в лицее к ним относились с уважением и никогда не били, что было особенно удивительно для учебных заведений того времени.
Сейчас в лицее воссоздана обстановка, когда в нем учился Пушкин. На втором этаже находятся Большой зал, библиотека, газетная комната и учебные классы. Большой зал - и правда, самый большой в лицее. Тут ученики занимались танцеванием (не путать с танцами), фехтованием, кои были обязательными дисциплинами в лицее, здесь же проходили переводные экзамены из младших классов старшие, а в свободное от учебы время в этом зале лицеисты играли и отдыхали.
Библиотека же, вообще, уникальна. В первый год после открытия лицея ее составляли личные книги преподавателей и воспитанников. Но почти сразу же Александр Первый подарил лицею свою библиотеку, которой он пользовался в молодости.
Тогда же сюда поступили и разные иностранные издания. В общем, библиотека сформировалась, что надо!
Что интересно, должности библиотекаря в Царскосельском лицее не существовало, а книги ученикам выдавали либо преподаватели, либо дежурные гувернеры. Сейчас в ней содержится около 700 томов пушкинской поры, а в 1819 году здесь было около пяти тысяч книг.
Газетная комната представляла собой небольшое помещение с несколькими столами и географической картой на стене. Сюда приходили читать газеты, как лицеисты, так и их преподаватели, и другие служащие лицея. Особенно эта комната была популярна во время Отечественной войны 1812 года. Тогда именно из газет можно было узнать все фронтовые и политические новости.
Но, пожалуй, самое интересное в лицее - это учебные классы. Распорядок дня у учеников был суровым: подъем по звонку в шесть утра, с семи до девяти - учеба, в девять - чай, до десяти - прогулка, с 10 до 12 - учеба, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 15 до 17 - снова учеба, снова прогулка, повторение уроков, в 21 - ужин, в 22 - вечерняя молитва и чай. В течение шести лет обучения никто из лицеистов не должен был покидать лицей, родным разрешали посещать мальчиков только по праздникам.
Так вот, учебные классы. Парты здесь стояли в три ряда, полукругом, постепенно возвышаясь от кафедры - по точно такому же принципу, как сейчас делают лекционные аудитории в университетах.
Учеников сажали за парты, согласно их успеваемости. Отличники (в пушкинском выпуске первыми были Горчаков и Волхонский) сидели на передних рядах, те, кто учился хуже всех, - на задних. Пушкин обычно сидел на задних рядах, так как особой успеваемостью не блистал. В лицее была пятибальная система оценок. Самым высоким баллом считался один - превосходно, потом шли два - очень хорошо, три - хорошо и четыре - посредственно. Ноль означал, что ученик совершенно не знает предмет и у него к нему полностью отсутствует интерес. Так вот, Александр Сергеевич, как правило, блистал в поэзии, французской риторики, фехтовании (но под конец он его забросил) и в танцевании. По всем остальным предметам у него были средние оценки. Но и нули имелись. Их он регулярно получал за все точные и военные науки, рисование, а также за латынь. Кстати, в лицее есть ведомость успеваемости, сохранившаяся с тех пор. Так вот, Пушкин там на 26 месте из всего класса. Кюхельбекер - на 19-ом. А на самом последнем - Дельвиг.
Кстати, что интересно, сам Пушкин, несмотря на то, что они с Дельвигом дружили, говорил о нем, что "способности его развивались медленно, память у него была тупа; понятия ленивы; на 14-м году он ни знал никакого иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке; в нем заметна была только живость воображения". Однако ж, Дельвиг первым из всех учеников напечатал свои стихи. Было это в 1814 году, когда ему исполнилось всего 15 лет.
Но вернемся к нашему лицею. Жили лицеисты тоже в нем. Их спальни находились на третьем этаже, и сейчас они там стоят в целости и сохранности.
По сути, у лицеистов были отдельные комнатки, но были они такие маленькие и скромные, что сегодня, наверное, многие из нас сказали бы "фи", предложи им пожить в подобных. Каждая комнатка занимала, от силы, несколько квадратных метров. В нее помещались узкая кровать, тумбочка, столик для письма, стул, зеркало и рукомойник. Вот, в принципе, и все удобства.
Комнатки были спланированы как бы парно: каждую от соседней отделяла только высокая перегородка, и лицеисты обычно, лежа уже в кроватях, перед сном могли общаться с соседями. Таким соседом у Александра Пушкина был Иван Пущин - будущий декабрист. Быть может, как раз из-за этой перегородки они так и сдружились. По крайней мере, в лицее они были самыми близкими.
Ну, и в завершении, остается сказать, что за все 33 года существования Царскосельского лицея пушкинский выпуск был самым сильным. Из него выросли известные дипломаты, военные офицеры, поэты, моряки, видные политические деятели и прочие.
На этом мы закончили осмотр Царского Села. Конечно, у нас за кадром осталось не мало: Александровский дворец и парк, Бабловский парк с его царь-ванной, музей-дача Пушкина, Фермский и Буферный парки. Да и по самому городу было бы интересно прогуляться. Но время нас поджимало. И мы взяли такси, заехали за вещами в нашу гостиницу и отправились в сторону Санкт-Петербурга, где на пристани в Обухово нас ждал наш теплоход "Петр Первый".
В Пушкине мы питались в кафе "White Rabbit" и в летнем кафе "Царская проба".