55 материалов по 21 объекту, 911 фотографий
- GPS
- Иран, Kashani road, Yezd
Йезд. Музей храма Огня Атешкаде (2-й этаж). Ч.69
30 октября 2023 г. – понедельник
Йезд
Осмотрев храм Огня снаружи, пройдя почетную процессию вдоль стеклянной перегородки с многовековым огнем Йезд. Зороастрийский храм Огня Атешкаде. Ч.68, мы поворачиваем направо, чтобы прослушать еще немного информации о зороастризме, заодно и посмотреть на его атрибуты в музейной экспозиции.
Когда я еще только начинала путешествовать по миру, мне приходилось хотя бы поверхностно вникать в суть той или иной религии. Особенно меня поразил многочисленный пантеон Богов в Индии. Вот и в Иране чтобы понять тонкости зороастризма, нужно хотя бы чуть-чуть погрузиться в его суть, зарождение, апостолов и аналогов библейских назиданий. Это сложно, да и не столь необходимо в полном объеме, поскольку я не планирую стать адептом этой веры. Да и в Иране их осталось не так много, но все же, если ты уже попал сюда, то верующие сочли за необходимость показать основы своей религии и ее традиции. Это как приоткрыть окно в богатое культурное наследие Ирана, и мне кажется невозможным и даже неуважительным, не посетить сам храм, а также музей.
Мы заходим в светлый просторный зал, и сразу слева нас встречают две фигуры, мужская и женская, одетые в традиционную одежду.
Между ними стол с яствами, которые должны сопровождать празднество Навруз. Независимо от вероисповедания, этот праздник считается днем начала нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране. «В переводе с персидского «navrooz» означает «новый день». Этот праздник ознаменовывает не только смену календарных дат, но и приход весны. Навруз – это пробуждение природы от зимнего сна, день возрождения и обновления всего живого. Навруз отмечается уже больше 3000 лет и глубоко укоренен в ритуалах и традициях зороастризма». Традиция отмечать новый год в первый день весны восходит еще к 6 веку до нашей эры, к периоду царствования Кира Великого.
Интересно, что в Иране не украшают елку, вместо нее принято накрывать стол, на котором разложены традиционные предметы. Всего их семь, и каждый начинается на букву «с», а все вместе имеет название Хафт Син. Посмотрим, что же входит в этот набор?
• Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления
• Саману – персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия
• Сеньед – сладкие высушенные плоды лотоса — для любви
• Серке – уксус – как символ терпения и мудрости, полученных с опытом
• Сэр – чеснок — для крепкого здоровья
• Сиб – яблоки — для молодости и красоты
• Сумак – красная пряность — для напоминания о восходе солнца/
Оказывается, это не просто набор продуктов, все предметы носят сакральный смысл и связаны с древними традициями зороастрийцев. «Красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины – сенджед – подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное божество зороастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Брахманом т.е. победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зороастрийскому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году». В этот праздник иранцы красят яйца, как у нас на Пасху, при этом участвует в украшении яиц вся семья, и особенно любят это дело дети. А еще на столе должна быть зелень как символ возрождающейся природы. Все эти продукты лежат нетронутыми 13 дней на время всего празднования Навруза. Потом все убирают, и я не поняла, выкидывают что ли? Во всяком случае, кто же будет есть яйца, пусть даже и вареные через пару недель?
Обязательно также на стол кладется Коран или Авеста, потому что праздник Навруз объединяет всех в стране, это общий национальный праздник без учёта особенностей религии. За месяц в домах начинается генеральная уборка, что является очень хорошей традицией. А также покупается новая одежда и обувь. Закупаются подарки для родственников и знакомых. Бабушки и дедушки сидят дома и ждут, когда их навестят родные, дети и внуки. Это очень важно и старики могут обидеться, если их в этот праздник не почтут вниманием. Навруз празднуют 2 недели, и именно в это время иранцы массово путешествуют по своей стране, потому что у них в марте очень красивая природа. В последний день отмечают переход от празднеств к обычной жизни, и это Сизда Бидар, в который принято выезжать на пикник на природу в последний день каникул. Готовят шашлыки, танцуют, поют, в общем, радуются жизни. Нельзя оставаться дома, тем более, одному, это считается к несчастью. Интересно, что в древние времена 12 дней Навруза были связаны с порядком, а вот 13-й день символизировал хаос.
Часто задумываюсь, что наши предки, не обладая всеми навороченными гаджетами, возможно, были гораздо мудрее нас, сегодняшних. Ведь они не тупо исполняли какие-то правила, они наблюдали за природой, замечали все вокруг и главное, были благодарны матушке-природе за все, что она дает им. «В древнем Иране день 13-й Навруза также был связан с божеством воды, которое изображалось в виде лошади. В этот день пророщенные ростки пшеницы (сабзе), которые являлись обязательным элементом Хафт Сина, нужно вынести из дома и выбросить в реку или где-то на природе. Считается, что ростки пшеницы на протяжении 12 дней после Навруза впитывают в себя всю боль и неприятности наступившего нового года. Поэтому на 13 день от него нужно избавиться».
На стенах развешена информация о календаре, и теперь мы знаем, что в Иране мы оказались в 1402 году.
Далее обходя по часовой стрелке зал, мы останавливаемся возле стола, над которым висит фото с изображением традиционного обряда «Седре-пуши» (буквально «надевание рубахи»), обряда «посвящения», принятия веры зороастризма.
«Обряд проводит священник. В ходе его человек принимающий зороастрийскую религию произносит их символ веры, молитву Фраваране, одевает священную рубаху «седре», и священник повязывает ему священный пояс «кошти». Потом новопосвящаемый произносит «Пейман-е дин», клятву веры, в которой обязуется всегда придерживаться религии зороастризма и Закона Заратустры. Обряд обычно проводится по достижении 15-летия, но может и проводиться в раннем возрасте, но не моложе, чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс».
Затем следует фото и рассказ о брачной церемонии по-зороастрийски, а на столе выставлены требуемые атрибуты.
«Ритуал Говахгири (Govahgiri) проводится после сватовства и помолвки. Невеста одевается в зелёные одежды и покрывает голову фатой зелёного цвета. Жених садится рядом с ней. На голове у него тоже особая шапочка зелёного цвета. На правое плечо жениха кладут зелёный платок, а поверх его – кошти. Напротив, места, где сидят жених и невеста, накрывается стол, с двух сторон которого ставят светильники или подсвечники с зажжённым огнём. Сюда ставят вазу с цветами и веточками кипариса, сладости и всё, что, как было упомянуто, готовят для стола на Седре-пуши. Позади жениха стоит его брат или один из молодых родственников. Этот юноша также обвязывает голову зелёным платком и держит над головой жениха маленький поднос. На этом подносе лежат Авеста, зелёный платок, сладкий гранат, куриное яйцо и зёрна сенджеда. Родственники и друзья невесты и жениха также присутствуют на церемонии. В Говахгири должно участвовать по меньшей мере семь человек, чтобы засвидетельствовать заключение брака».
Об этом важном для человека обряде имеется информация, но мне все же пришлось покопаться в интернете, чтобы получше понять, что и как происходит во время нее.
Есть там и раздел о самом Заратустре, первом Пророке, который говорил о рае и аде, Воскрешении и Последнем судном дне.
Мы еще стояли на улице, когда Фатима, задав нам вопрос, получали наш хоровой ответ о том, что главное в зороастризме это «добрые мысли, добрые слова и добрые дела». Повторюсь, что только от совокупности этих трех аспектов зависит и судьба человека. И в данном случае сакральное «Человек – творец своей судьбы» понимается буквально, и Бог не может вмешиваться в это, поэтому ни у кого не должно возникать и мысли о том, что «почему Бог так распорядился?». В Судный день человеку придется отвечать за все содеянное, и душа примет тот удел, который она заслужила. При этом зороастрийцы считали, что каждый индивид в ответственности не только за свою душу, но и за судьбу всего человечества, потому что он вносит тот или иной вклад в него. Вот почему в основе учения Заратустры лежит// «свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний»///
Есть там и информация об Авесте, собрании священных текстов зороастрийцев, старейшем памятнике древнеиранской литературы. Само это слово переводится как «знание», и состоит Авеста из 5 частей, и нужно читать о каждой из них, чтобы иметь понимание о том, что хотели донести до потомков этой книгой зороастрийцы.
Фотография, на которой Авесту вручают женщине, показывает важность этой книги для иранских последователей зороастризма.
Безусловно, достоин внимание и портрет Заратустры.
Согласитесь, что есть какое-то неуловимое сходство с Иисусом Христом? Нужно сказать, что период, на который выпало рождение Заратустры, называют временем нравственного упадка. «Это была эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал маздаизм — религия многобожия. Люди верили в богов огня (Агни), ветра (Вайю), океана (Варун). Пророк принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Ахурамазду главным, умалив значения иных божеств».
Как позднее Иисус и Будда, Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Длительное время он скитался в поисках божественного откровения и в 30 получил его, где на вершине горы на него с небес обрушилось пламя.
В знак уважения к Заратустре, чьи постулаты правильны для исполнения любым человеком, делаю фото с флагом Турбины, чтобы «добрые мысли» Пророка осенили меня.
Оказалось, что музей состоит из двух этажей, и мы спускаемся на 1-й, чтобы продолжить знакомство с зороастризмом.- Йезд. Музей храма Огня Атешкаде (1-й этаж). Ч.70.
Продолжение следует...
- Адрес:
Kashani road, Yezd
Дешёвый ✈️ по направлению Йезд
- 4 авг, 11:25удалить...На стенах развешена информация о календаре, и теперь мы знаем, что в Иране мы оказались в 1402 году...
Вот был бы фокус, если бы летоисчисление было нашим, а вы, Елена, оказались там в 1402 году! - 5 авг, 14:36удалитьЯ Татьяна, если не возражаете.... А фокус все же был...
- 5 авг, 13:56удалитьТатьяна, почему такое неуважение к флагу Турбины, всю иранскую эпопею он расстелен как половик...
- 5 авг, 14:36удалитьЭто вы про последнее фото? А я как раз хотела сделать фото с ним и Заратустрой. Но побоялась, уж больно зорко следили служительницы, как и везде в Иране.
Вообще обращаю внимание, что у всех флаг вызывал в Иране любопытство, но кроме земли его как-то нигде не получалось приспособить. Может, мне только казалось, но вот нигде не поднималась рука на памятник его пристроить. Да и ветер сдувал, если на ограду вешала... Так что как-то так получилось.
Алечка, это не знак неуважения, не подумайте... - 15 ноя, 19:43удалитьПусть "добрые мысли" осеняют нас при посещении любых храмов любых религий и ведут каждого из нас к своему богу...