55 материалов по 21 объекту, 911 фотографий
- GPS
- Иран, Kashani road, Yezd
Йезд. Музей храма Огня Атешкаде (1-й этаж). Ч.70
30 октября 2023 г. – понедельник
Йезд
Ознакомившись с основными традициями и ритуалами на втором этаже музея (Йезд. Музей храма Огня Атешкаде (2-й этаж). Ч.69), мы были удивлены полупустым залом на первом этаже. Единственно, что украшало этот зал, были фотографии на стенах.
Однако, оказалось, что они все достаточно информативны и изображают оставшиеся в Иране храмы Огня.
Интересно, что некоторые из них расположены в пещерах.
Профессионально сделанные фото делятся на категории, и некоторые группируются для показа церемоний и ритуалов.
Потрясло фото купольного храма с красивыми изразцами. Оказалось, что это зороастрийский храм в селении Чак-Чак, одна из главных святынь в Иране. Вспоминаю, что Фатима уже упоминала, что купол придумали иранцы, а потом арабы учились у них, как это строить.
.
Внутри горит неугасаемый огонь.
Далее мы рассматриваем разные фото.
Вот они хранители священного огня — «Гибреды», прикрывающие рот и нос специальной маской, называемой «Падам», когда ухаживают за огнем.
А вот фото празднования Навруза.
И те продукты, которые обязательны для него.
А здесь фото изображения Фравахара, на этом храме и на другом, более древнем.
.
Фатима тихо говорит, что само слово «судьба» звучит как «сарпмелешт», и переводится с фарси как «голова пишет». Она снова подчеркивает, что наша судьба зависит даже от мыслей, не только поступков. Зороастрийцы считают, что Бог, создав человека, подарил ему ум, чтобы у него был выбор зла или добра, к чему стремиться, и человек свободен в своем выборе.
Зороастрийцы верят, что мы живем в круге, и все сделанное нами в жизни к нам же и возвращается. Что касается древнего символа Фравахара, то этот символ Персии, независимо от религии, можно увидеть везде. Дома у иранцев висят картины, женщины носят браслеты с Ахуро Маздой по типу ладони Фатимы. Интересно, что в продаже я таких не видела. Наклейки на машинах, картинки в офисах, в общем, знак Ахуро Мазда считается в Иране не только зороастрийским, и почитается и мусульманами.
Здесь также представлены очень красивые профессиональные фото Персеполя и бадгиров в Йезде.
.
И снова портрет Заратустры, который предположительно жил в 6 веке до нашей эры, а это значит, что он был почти современником Будды. Примечательно, что и Моисей, и Магомет появились гораздо позже. Отсюда и почитание зороастризма как одной из древнейших монотеистических религий мира. При этом огонь у зороастрийцев считается символом Бога, и поклоняются они огню как Богу. В любом случае, мне показалось, что зороастризм имеет некое сходство с авраамическими религиями. Да собственно, и другие религии также зовут к добру, пугают ответственностью за поступки после смерти и обещают рай праведникам. Лично я всегда говорю тем, кто злится и жалуется на кого-то: «Помолитесь за него и добро вернется вам добром». А еще мне очень симпатичны слова из песни Шуры:
«Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо,
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом».
Нас ведь так и учили в детстве, что лучше давать, чем брать. Сейчас другие времена, основанные на отсутствии чего-то личного…
Одним из плюсов зороастризма я считаю отсутствие миссионерской деятельности, которая лично для меня у католиков вызывает справедливые нарекания из-за уничтожения целых народов Северной и Латинской Америк. Но из-за этого зороастризм так и остался в ираноязычной среде, что неминуемо привело к его затуханию после завоевания арабами персов. И не то, чтобы мусульманские правители намеренно хотели уничтожить зороастризм, нет, религия была монотеистической, а, следовательно, не подлежала гонениям. Язычники совсем другое дело, их нужно было уничтожать! Может отсюда и было появление единобожия? Впрочем, мусульмане тоже не были так невинны в своем желании распространить свою веру, они брали множеством привилегий, которые полагались персам при переходе в новую веру. Некоторые персы, чтобы спастись, принимали ислам, другие просто бежали в пустыню. А было еще так, что персы платили высокий налог за веру, но так они хотя сохраняли ее. И последнее – в иранском Парламенте есть представители всех религий.
В заключение Фатима говорит, что зороастрийцы не носят черных одежд, т.к. считают этот цвет олицетворением зла, и который несет негативные энергии. Даже как траурная одежда не используется черный цвет. Как-то само собой заходит разговор о том, почему в исламе собака считается нечистым животным. Более того, в мусульманском доме никогда не увидишь собаку, да и запрещено это, потому что считается, что если она там, то нельзя молиться, так как молитва не дойдет до ушей Аллаха. По версии Фатимы это имеет исторические корни. Когда арабы вторглись в Персию, то собаки яростно защищали дома своих хозяев, не давая их грабить и насиловать женщин. Арабы очень хорошо запомнили это, и эта обида привела к тому, что в исламе запрещено иметь собак дома.
Мы задаем еще вопросы и, например, нам непонятно, почему в стране нет вина. Оказалось, что в древней Персии оно было, его не запрещали и даже давали зарплату вином при Дарии. В стране процветали виноградарство и поддерживалась культура пития, не дающая каких-то проблем. Пришедшие завоеватели-арабы не смогли также достойно вести себя, выпив. Это неподобающее поведение и привело к строгому запрету алкоголя.
Тут же возникает резонный вопрос, почему же Персия с ее богатой историей и культурой пала перед дикими арабами? Ответ прост — персы были недовольны политикой Сасанидов, требованиями религии зороастризма, которые к тому моменту разделяли общество. Например, зороастризм запрещал быть военным, а мнимое равенство в исламе сильно понравилось людям, поэтому империя рухнула, подточенная изнутри.
Поскольку мы находимся в историческом центре, то, как и было обещано, снова идем вчерашним путем, чтобы днем посетить Пятничную мечеть — Йезд. Пятничная мечеть Джаме. Ч.71.
Продолжение следует...
- Адрес:
Kashani road, Yezd
Дешёвый ✈️ по направлению Йезд