Интересно, а что было бы, если бы Россия в своё время приняла ислам? А иудаизм? Из истории известно, что хазарские иудеи предлагали князю Владимиру свою веру, хотя выглядит это странно, ибо иудаизм не занимается миссионерством, так как является национальной религией еврейского народа.
Тем не менее, переходы других народов в иудаизм были, и здесь фигурирует не только исчезнувшая Хазария. Исторический конкурент Израиля народ идумеи в конце II века до н. э. был завоёван, и насильственно обращен в иудаизм царём Иудеи Иоанном Гирканом I из династии Хасмонеев . Причём это единственный в истории случай насильственного обращения в иудаизм. Исповедовала иудаизм и почившее в веках царство Адиабена (современный Ирак г.Эрбиль).
В наше время единственным сохранившимся народом принявшим иудаизм, являются йеменские евреи (теперь они проживают в Израиле, и выводить их в отдельную народность наверно не правильно). Находясь с античных времён практически в изоляции, йеменские иудеи сохранили свою религию — мир узнал о них лишь в середине прошлого века.
Я предлагаю читателям проследить историю йеменских евреев, вплоть до их переезда в Израиль.
Одним из первых иудеев на химйарском престоле был Йасир Йохнаам перешедший в 270 г. в иудаизм. За пять лет до своей смерти правитель двинул войска в Эфиопию, где на некоторое время сумел закрепиться. Позже, к 4 веку н.э. Химйарская держава стала объединённым государством всего Йемена, и переход в иудаизм для йеменских правителей был уже вполне обычным делом.
Приняв христианство, Абиссинское царство, заклятый враг Химьяра, превратилось в регионе в доминирующую силу. В середине 4 в. в Химьяре действовали многочисленные христианские миссии. Активность христиан была воспринята химьяритами как угроза их политической независимости от Абиссинии, и поспособствовала сближению с иудаизмом, который давно уже был своим, не представляя политической опасности.
Упоминающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев. Это сообщение — первое сохранившееся в литературе упоминание о евреях в Южной Аравии.
Однако, по всей видимости, евреи появились здесь на много столетий раньше. По одной из версий здесь осталась часть еврейского воинского контингента, посланного Иродом в римский поход Элия Галла 25 г. до н. э.
По другой версии часть евреев перебрались из Палестины в Южную Аравию, получив откровения за несколько десятилетий до разрушения Первого храма (586 г.)
Третья версия не менее убедительна. Саба считается первым государством на территории Йемена. Оно процветало с 900 по 450 г. до н.э. Основным источником дохода Сабы были благовония. Описанный во всех священных писаниях визит царицы Савской к Соломону, скорее всего, имел торговые цели, соответственно часть торговых людей могло последовать за царицей из Палестины в Йемен.
По четвёртой версии евреи перебрались в Йемен из Вавилона после пленения вавилонского.
Какие либо исторические события, так или иначе, связаны с войнами. Когда в государстве ничего не происходит, это «ничего» не находит отражения в летописях, и как правило не упоминается современниками, хотя скорее всего именно подобное «ничего» как раз и являлось временем благополучия и процветания.
Итак, известно, что в в 575 г. принявший иудаизм Сейф Зу Язан на 4 года захватил власть, освободив Йемен от христиан-эфиопов, и далее Йемен почти на 50 лет попал в состав империи Сасанидов.
Но что было с иудаизмом в тот момент на территории Йемена? В царстве Сасанидов евреи обладали влиянием на власть! Рискну предположить — именно этот исторический отрезок является периодом расцвета иудаизма в Йемене — с христианством было покончено, а старая вера с обилием языческих богов уже не удовлетворяла мысленные потребности людей того времени. Впрочем, спокойствие продлилось не долго.
Если в Мекке Мухаммед проповедовал исключительно мир, то после переселения в Мдину (622 г.) из его уст всё больше и больше стала звучать война. Участились нападения на караваны, что соответственно повлекло снижение торговли. Захваченную добычу Мухаммед честно и справедливо делил между своими сторонниками, но людям старой веры его новые порядки не нравились. Соответственно он обрастал как приверженцами, так и противниками.
С распространением ислама положение евреев резко ухудшалось. По мнению авторов «Энциклопедии ислама», евреи были ответственны за осаду Медины в 627 году. И это логично, ибо торговым людям война была не нужна – они хотели покончить с пророком.
После осады города курайшитами, мусульмане решили расправиться с их союзниками иудеями, причём иудеев Мухаммед опасался больше чем мекканцев. Пророк осадил их поселение, и после того как евреи сдались на милость победителя, на базарной площади Мдины были вырыты рвы для казни, куда мужчин иудеев привели группами и обезглавливали.
Историки называют от 400 до 900 казнённых, но мне лично по ряду причин цифра кажется завышенной, ибо Мухаммед не ставил перед собой задачу уничтожение населения – его цель была приведение к исламу. В сражении у рва у мединцев погибло всего 3 человека, поэтому такая жестокость совершенно непропорциональна.
Ещё ради справедливости стоит заметить, что в то время всё было очень запутано. Так, например, взяв далее в одном из сражений пленницу иудейку по имени Сафия бинт Хуяй, Мухаммед позже на ней женился, добавим, одна из его наложниц также была иудейкой.
В любом случае, до прихода новой веры иудеи вполне спокойно жили на территории Аравии. После окончательной победы ислама в 630 г. они, были изгнаны из Медины и других городов, и всё их имущество досталось приверженцам новой веры.
На юге Аравии евреев из своих домов не выгоняли, однако, сохранившие верность иудаизму, получали статус зимми. С христианством уже было покончено, и евреи оказались единственным религиозным меньшинством страны — им запрещалось добывать средства существования занятиями, которыми зарабатывали на жизнь мусульмане (например, заниматься земледелием и скотоводством), а также ссужать деньги под проценты.
Их свидетельские показания против мусульман не признавались судом. Они не могли состоять на государственной и военной службе, владеть землей, носить новую или яркую одежду, оружие, пользоваться седлами, ездить на лошадях и мулах (а позже вообще ездить верхом), изучать Тору вне стен синагоги, читать молитвы вслух, громко трубить в трубу шофар и т. д.
Превратившись в ремесленников и торговцев, евреи платили обычный для всех зимми подушный налог. Их существование стало полностью зависеть от мусульманского покровителя (сейида), принимавшего на себя (за плату) ответственность за их жизнь и имущество.
После первой волны исламизации гонение на евреев ослабло, однако на протяжении веков евреи Йемена так и не имели ни малейшего касательства к земледелию.
Кто и когда написал Коран? По официальной мусульманской версии, Абу Бекр и Омар поручили бывшему секретарю пророка Зейду ибн-Сабиту сформировать первоначальную сводку существующих записей слов Пророка. Зейд быстро завершил работу и представил начальный вариант Корана.
Европейцы узнали о священном писании мусульман достаточно поздно. В 9 веке, когда арабы уже победоносно шествовали по Европе, христиане священное писание у мусульман не упоминают, даже в форме цитат?
Коран содержит послания мира, милосердия и прощения. Коран содержит слова Бога, включает в себя обязанности ислама, и преданность Аллаху. Коран содержит факты о Вселенной, о биологии и астрономии, генетики и медицине.
Блажен, кто уверовал! Однако как так получилось, что Бог, этот творец Вселенной, Солнца, Луны, ветра и звёзд, дал откровение только одному человеку на одном языке, возвысив, таким образом, именно определённый народ, и при этом Бог ошибся с тем, куда садится созданное им солнце, ибо, по словам Мухаммеда — «оно садится в мутный источник»?
Когда я первый раз был в Йемене, мы посещали долину Хадрамаут, и гид говорил мне, что в одном из здешних городков был упорядочен текст Корана. Конечно, это всё очень сомнительно, но специалисты, изучающие Коран отмечают, что многие суры написаны в разном стиле. Необходимо понимать — жизнь пророка в Мекке и в Медине была разной, от этого могут отличаться и суры. Однако, мне приходилось слышать версию о том, будто священное писание для мусульман помогли составить два раввина? Если это так, эти люди определённо жили в Аравии.
Пусть богословы спорят между собой. Вернёмся в Йемен.
Иудеи в окрестностях Саны проживали с давних пор. Первоначально они образовали поселения в горах в 10 км. от города. После выходцы из этой общины перебрались в Сану. В наше время первый еврейский квартал именуется как рынок медников.
Впрочем, жизнь йеменских евреев безмятежной не была. Так, например, после ухода турок из Йемена (1635 г) еврейская община Саны подверглись депортации. Арабы считали, что евреи сотрудничали с оккупантами, поэтому имам предложил им перейти в ислам. Иудеи менять веру не захотели, и были изгнаны в Мавза (в прибрежную зону, где свирепствовала влажная жара и малярия). Синагоги в Сане были разрушены.
Депортация продлилась 2 года. За это время погибло много евреев, пропали рукописи, книги и уникальные реликвии. Сана остались без ремесленников, отчего возникли трудности в экономике. Советники предложили имаму вернуть евреев, что и было сразу сделано, но селиться иудеям в черте города имам запретил.
Иудеи отстроили рядом с Саной новый городок, который также имел крепостную стену и закрывавшиеся на ночь ворота. Они выращивали здесь виноград, а район этот так и назывался «Еврейская долина».
За последующие 300 лет Сана разрослась, вобрав в себя «Еврейскую долину» (некоторые старожилы утверждают, что еврейских кварталов в Сане было три, но правду теперь выявить тяжело).
Перепись населения по религиозному признаку в стране не проводили, поэтому нельзя установить точную численность еврейского населения Саны даже в середине 20 века.
В начале 20 века по положению еврее сильно ударила индустриализация. Турки в период своего правления завезли в Йемен станки и оборудование, отчего разорилось множество евреев-ремесленников. Имам Яхья после ухода турок на какое-то время даже запретил ввоз импортного оборудования, запретив вместе с этим и эмиграцию. Впрочем, 20 век с его телеграфами и телефонами наступал. Идея о переселении на историческую родину будоражила ума многих иудеев.
В исторической части Саны на некоторых высоких каменных домах можно видеть шестиконечные звёзды. Араб на свой дом звезду Давида не повесит, соответственно здесь жила богатая еврейская семья, хотя, теоретически, евреи должны были жить в гетто отдельными поселениями. Так, например, недалеко от йеменской столицы на горе возвышается живописная деревушка Bate Bose, куда мы хотели заехать, но не смогли этого сделать. Жизнь вносит свои парадоксы — в Bate Bose теперь проживает какой-то шиитский БОСС, и во время нашего визита шииты проводили здесь антиизраильский митинг.
Зато нам с женой удалось посетить еврейский квартал уже в самой Сане. Могу точно сказать, там царит некая своя аура. Зайдя в каменное нутро квартала мы сразу обросли хвостом из детей, отчего невольно вспоминается весёлая песня А.Новикова – «Я вышел родом из еврейского квартала».
Фасады домов за прошедшие годы многократно отштукатурены, и каких-либо шестиконечных звёзд здесь наблюдать не приходится. Мусор, грязь, висящие гирляндами провода, торчащие вдоль стен трубы, и вдруг, среди всего этого из одного дома выходит прилично одетый мальчишка. Причём он выводит на прогулку свою ухоженную белую собаку. Тот, кому доводилось бывать в арабских трущобах, поймёт наше удивление.
Кстати, если у арабов грязно на улице, это вовсе не означает, что подобное творится у них дома. Арабы традиционно не считают улицу своей территорией, от этого и появляется мусор. Впрочем, я не думаю, что во времена евреев здесь было чище.
Дома еврейского квартала имеют внутренние дворики — когда-то местные иудеи выращивали во дворах виноград, теперь зелени почти не осталось. Гид утверждает, в былые годы двери во всей Сане закрывались лишь условно. Неспокойно теперь живёт йеменская столица, отчего везде и всюду можно видеть железные двери и даже решётки на окнах второго и даже третьего этажа.
Имам Яхья каждую пятницу на пути в мечеть посещал еврейский квартал и собственноручно на главной его площади принимал от евреев жалобы - теперь именно на этом месте обосновался рынок, где продают наркотические листья ката. Кат
У главного входа в квартал друг за другом идут торговые лавки, где целыми днями, неделями и годами ожидают покупателя торговцы, а когда-то евреи чеканили здесь всевозможные железные, медные и серебряные изделия, ремонтировали джамбии, точили ножи…. Каждый мастер имел свою клиентуру, которую его предки нарабатывали веками. Каким же переломным для всех стран и народов оказался прошедший 20 век!!!
В любом случае я полагаю, что правило раздельного проживания мусульман и иудеев в Йемене выполнялось не всегда. Так например, в городке Тула, который находится в 60 км. от йеменской столицы, местный паренёк показал мне бывшее здание синагоги.
Здание ничем не отличается от других каменных домов, и я бы сам при беглом взгляде его иудейское прошлое не установил. Далее я стал спрашивать парня про еврейский квартал? Он ответил, что в их городке такового никогда не было, и люди жили смешано. Но можно ли в это верить? В Йемене арабы редко когда могут что-либо стоящее рассказать о своей истории.
В любом случае, городу Тула 1200 лет, и здесь на горе есть крепость,
время создания которой относится к царству Сабы. Тула обнесён крепостной стеной, в которой имелось 9 ворот. В прежние годы на ночь ворота закрывались. Судя по архитектуре город, был единым целым, из чего можно заключить — мусульмане и иудеи жили здесь вполне дружно.Далее в горах Хараз близ Манахи нам удалось посетить городок Аль-Хаджра (Al-Hajjarah), каменные стены которого возвышаются прямо над пропастью. Сколько лет этому поселению — никто не знает. Хаджар – обозначает камень. Городок представляет собой крепость, вход в которую только один. Узкие улочки едва пробиваются среди высоких домов, а бедные жители, не имеющие денег на газовый баллон, как и 1000 лет назад используют дрова для приготовления пищи.
По словам гида Мунира в Аль-Хаджре находится самая старая дверь на территории всего Йемена, возраст которой более тысячи лет (климат в стране очень сухой, и подобное вполне допустимо). Над дверью на косяке вырезаны какие-то знаки, среди них есть звезда Давида. Из разговора с местными жителями удалось установить, что здесь жили евреи, но принадлежал им весь городок или нет, я так и не понял.
В любом случае, здешние иудеи обслуживали потребности местных крестьян, ремонтируя, клепая и вытачивая всевозможные изделия из металла.
Посланец Эрец-Исраэль Я. Сапир, побывавший в Йемене в 1858–59 гг., писал:
Жители страны неевреи владеют полями, виноградниками, садами и плантациями, занимаются коммерцией и торговлей, однако не имеют никакого представления ни о художественном ремесле, ни о ремесле вообще. Подавляющее же большинство евреев являются искусными мастерами в самых разных областях ремесла. Они — ювелиры, кузнецы, кожевенники, портные, изготовители пороха, гончары... и к ним вынуждены обращаться неевреи за каждым ремесленным изделием...
Торговец в Аль-Хаджре затащил нас к себе в лавку, где показал множество старинных металлических украшений. На мой вопрос, откуда у него столько антиквара, он ответил, что это оставили уехавшие в Израиль евреи.
Когда я был в Йемене 8 лет назад, всевозможного антиквариата в лавках Саны было очень много. Страна открылась для туризма с 1997 г. и к нашему времени многое уже распродали, но что-то где-то ещё встречается.
Копаясь среди пыльной россыпи бедуинского серебра, невольно представляешь, как женщины надевали на руки браслеты, как украшали шею всевозможными висюльками на мощных цепях. Толстые массивные браслеты все как один отполированы внутри, скорее всего они передавались по наследству.
Украшения в Йемене, как правило, были серебряными (золотых изделий почти не встречалось вне королевского дома). Причём арабские и еврейские украшения по форме не отличаются. Единственное отличие — иудеи для себя обязательно старались везде вывести звезду Давида. Где-то она в виде маленьких едва различимых среди декора цветочков, а где-то она наоборот видна сразу.
После Второй мировой войны события закрутились с удвоенной быстротой. В ноябре 1947 г. вспыхнула первая арабо-израильская война. С убийством имама Яхьи в феврале 1948 г. в Йемене началась междоусобная война, во время которой солдаты ворвались в еврейский квартал Саны и разграбили его.
Имам Ахмед отменил разрешение своего отца на еврейскую эмиграцию, настаивая, чтобы покидающие страну еврейские умельцы сначала передали свое мастерство мусульманским ремесленникам.
С июня 1949 по сентябрь 1950 года в Йемене была произведена секретная операция под названием «Орлиные крылья». Евреи со всей страны шли пешком в Аден, откуда их самолётами переправляли в Израиль. Операции производилась в сжатые сроки, так как существовало подозрение, что имам может передумать, и ворота страны захлопнутся.
В ходе операции «Орлиные крылья» в Израиль было переброшено воздухом подавляющее большинство йеменских евреев — около 47 тыс., а также 1,5 тыс. евреев из Джибути и 500 евреев из Эритреи.
Операция была строго засекречена. Арабские разведчики долго ломали голову, над тем, откуда в израильтяне привозят всё новые и новые партии евреев.
Но здесь не всё так гладко! Западная пресса даже в наше время не любит про это писать. Думаю, читатель представляет себе, что такое переезд. Аден находится на юге страны – именно оттуда вылетали самолёты. Но до Адена необходимо было как-то дойти. Оставляя всё нажитое, старики, женщины и дети шли непонятно куда. Дорог тогда просто не было, если не считать таковыми караванные тропы.
Всем памятен исход евреев из Египта. Фараон вроде как отпустил евреев, но после их стали преследовать боевые колесницы. Тогда Моисей сумел провести свой народ через отступившее море – в середине 20 века чудо не повторилось. Йемен во все времена был наполнен оружием, поэтому людей переносивших на себе всё своё имущество грабили и убивали. Придорожное пространство по всей стране было усеяно могилами.
Немногочисленные посланцы Израиля, которым удалось просочиться в Йемен, не имели возможности помочь переселенцам по дороге, и встречали их только в Адене в окрестностях временного лагеря.
Проблема усугублялась тем, что у организаторов операции не было достоверной информации ни о численности переселенцев, ни о состоянии их здоровья к моменту прибытия в лагерь. К тому же операцию приходилось проводить, стараясь не привлекать внимания властей и населения. Холодильников в то время не было, и естественно возникали проблемы с питанием. Вот и оставляли евреи в Йемене свои серебряные украшения, меняя их на еду во время исхода.
Далее появилась новая проблема. Пассажиры самолётов раньше не видели, их пугал рёв моторов, они отказывались идти на посадку. Тогда раввины напомнили своей пастве строки из Исхода: а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.
Но и здесь тоже всё не так просто! Перевозившие евреев сотрудники авиакомпании уверяли народ, что железная птица не сможет поднять их вместе с драгоценностями, так как если железка попадёт птице внутрь – птица от этого не взлетит и погибнет. Евреи стал спешно сдавать драгоценности, причём в дураках оказались даже раввины.
Никто не знает, сколько евреев умерло по дороге. Однако новые Моисеи исторически поступили правильно – жизнь в Йемене отличается от израильской – но понимали это в тот момент не все. Некоторые семьи, не желая терять своё богатство, решили остаться в Йемене. При каждой новой арабо-израильской войне за оставшимися евреями каждый раз отправлялись самолёты.
В наше время евреев в Йемене очень и очень мало. Мне удалось узнать, что в Адене один еврей держит частную клинику, но сама община евреев в этом городе составляет не более 30 человек.
А теперь предлагаю вновь пофантазировать на тему, что было бы, если бы киевский князь Владимир принял иудаизм? Причём мифические хазары жили не только возле Астрахани — в Орловской области есть Город, который основали хазары.
Как живут йеменские евреи в Израиле – это отдельная тема для рассказа. Впрочем, я в Израиле не был, поэтому далее под конец повествования хочу привести письма моих друзей из этой страны.
Привет, Максим!
Прежде всего, несколько слов о израильском обществе. Кроме всем известного антагонизма – евреи / арабы , есть и другие, не менее серьезные расслоения. “Ашкенази” ( евреи европейского происхождения ) и “сефарды” ( выходцы из стран ближнего и среднего востока и северной Африки ), мягко говоря недолюбливают друг друга, а иногда и терпеть не могут.
“Хилоним” ( светские евреи ), не всегда находят язык с “датиим” ( религиозными ). Если учесть, что почти 100% “тайманим” ( выходцев из Йемена ), религиозны, то думаю, ты мне поверишь, что среди моих знакомых нет ни одного . Из сотрудников — случайно затесался один единственный, и его я, кстати увольняю. Добавлю еще, что даже среди “сефардов” ( выходцы из Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Ирака, Ирана, Сирии …) “тайманим” выделяются особо. Они, как правило, герои анекдотов с национальным оттенком.
Считается, что они “удавятся за копейку”, крикливы и не обременены культурой. Конечно, это стигма , как наверно о кавказцах в России, но стигма народная, и по-крайней мере отчасти – верная. Тем более, что если в вышеперечисленных странах , евреи занимались торговлей, ювелирным делом, медициной …то в Йемене — большинство было чуть ли не кочевниками и жили в палатках или глиняных домах.
Что касается операции – ‘’ковер самолет “. Кстати, в английской версии она называется “ Magic carpet” — волшебный ковер, а в ивритской –“ кнафей нешарим” – крылья орлов.
Сама история такова – в 1949 году имам позволил 45000 из 46000 евреев Йемена покинуть страну – мне не удалось узнать, чем отличалась оставшаяся тысяча – если узнаю – напишу. Общеизвестно, что евреи добирались в Аден со всей страны. Некоторые области которой, были под властью имама, некоторые под властью британцев, а некоторые контролировались бедуинскими кочевниками. Арабы – и официальные власти и бандиты, разумеется хотели поживиться, а англичане не слишком рвались помогать, чтоб не прослыть врагами арабского мира.
Таким образом, дорога в Аден была довольно опасным и рискованным путешествием. Особенно учитывая, что среди них было много детей. Оттуда – английские и американские самолеты сделали более 380 вылетов. Примечательно, что все удалось сохранить в тайне – об операции мир узнал только спустя несколько месяцев.
Еще одна особенность. Почему например, светские ненавидят религиозных — не всех , но фанатиков, тех которые с пейсами точно. Дело в том, что те не признают государство Израиль. Они не только не служат в армии ( то есть дети светских и обычных верующих должны их защищать ), не только не работают ( то есть не платят налогов хотя пользуются всеми льготами) , но и могут, скажем в День Независимости, сжечь государственный флаг. Все потому, что по торе – евреи не должны собираться вместе в Палестине и образовывать государство, пока не придет машиах – мессия.
Йеменские евреи были очень религиозны, и в большинстве своем неграмотны – то есть чрезвычайно уперты. Они никогда никуда бы не собрались, если бы не израильские эмиссары, которые если и не обманывали, то прозрачно намекали, что машиах, хотя еще не появился, но ожидается с минуты на минуту. Никаких документальных свидельств этого я не нашел, но версию эту озвучили мне несколько людей, в том числе тот самый мой единственный сотрудник таймани .
Отвечая на мой вопрос, он начал грузить меня цитатами из торы – первый храм, второй, третий…Я не понял ничего – видно надо было ходить в ешиву, а не в институт. Однако , он подтвердил, что некоторые племена верили, что их когда-нибудь, перевезут в Палестину на крыльях орлов, и поэтому, намеки эмиссаров, только образовавшегося Израиля, попали в благодатную почву. Он же, с гордостью рассказал о том, какой умной оказалась его неграмотная бабушка.
Им сообщили, что железные птицы не могут перевезти всех со всем скарбом, и потребовали практически все, особенно золото оставить на земле. Бабушка моего будущего бывшего сотрудника, несмотря на незнание законов аэродинамики, а может и благодаря этому , рассудила , что если самолет сможет поднять в воздух ее, то и ее золотую цепочку – тоже.
Советую тебе также поискать в Googl по словам Magic carpet . Я, например, нашел заметку о вице-президенте компании Alaska Airlines и его жене, которые познакомились на этой операции. alaskaair.com/content/about-u… Кстати, эта авиакомпания, принимала активное участие в вывозе евреев из Ймена, и очень этим гордится и по сей день.
Ну, вот как-то так. Надеюсь, что сможешь что-то использовать. Буду ждать твоих рассказов о абсолютно закрытой для меня стране. Я постараюсь еще что-нибудь найти, а ты не стесняйся спрашивать, если понадобится.
Удачи
Второе письмо
Максим, лично у меня нет знакомых среди йеменцев. Правда, их легко отличить в разномастной израильской толпе. Они очень смуглые, почти как эфиопы, но поджарые именно сухостью жителей пустынь. У моей далекой знакомой сын, как Вы догадываетесь, русский еврей, женился на йеменской девушке. А как уж у них жизнь сложилась, не знаю.
Знаю, что у вывезенных йеменских семей забирали детей и воспитывали их в ашкеназских семьях. История приблизитьно схожая с детьми аборигенов Австралии. Она и сейчас не особо афишируется, но она была. Дружат-или-не дружат, это скорее относится к сефардам-евреям и ашкеназам-евреям, выходцам из магрибского региона и Европы соответственно. Но эта недружба происходит, в основном, в религиозных кругах. В светской среде это нивелированно, хотя марроканцев очень не любят русские, а они в свою очередь не шибко жалуют нас!)))
С уважением!
Уважаемые читатели, если кто-то интересуется историей горских евреев, проживающих (или проживавших) на территории Северного Кавказа, моя статья на эту тему здесь Дагестан. Ч - 9. Дербент. Народы и их историческое прошлое