Продолжение краеведческого рассказа о путешествии Пермь Великую.
Рассказывают, что излюбленная детская игра здесь – в зэков и охранников: один в тюрьме сидит, другой его пропускает через пропускной пункт. Что на 7 тысяч вольного населения Ныроба приходится около 2 тысяч за колючей проволокой, и что в каждой семье найдется человек, который связан с тюрьмой.
Здесь оканчивается асфальтированная дорога.
Здесь лесовозные пути приводят к действующим поселениям и к проплешинам на месте сталинских лагерей.
Здесь тоже остановилось время - но остановилось в разные моменты истории, образовав и чуть перемешав несколько слоёв.
Здесь - крайняя северная точка нашего путешествия.
Южная часть села Ныроб и въезд в село. Вид с колокольни.
С.М. Прокудин-Горский. 1913 г.
СЛОЙ НУЛЕВОЙ. НИЧЕГО.
Режущее слух название Ныробу дали коми-морт, которые до XVIII века жили на Колве. Для них будущая столица Ныроблага был вовсе не медвежьим углом, а просто одним из селений на хоженном пути с Камы на Печору. Возможно, оно истолковывается так: "Ныр" в коми-пермяцком языке означает «нос», "ыб" – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носовых). Знаем же мы об этом Ивашке из первого письменного упоминания Ныроба - строки в писцовой книге И.Яхонтова по Чердынскому уезду.
Эта эпоха Ныробу почти ничего не дала, кроме географического положения, намеков, что на месте храмов и часовни были языческие святилища, той самой записи в писцовой книге да нескольких страниц в трудах пермского историка Чагина.
Безвременье могло затянуться и до сего дня - как в каких-нибудь Бигичах или Дие. Мало что-ли на Колве пермяцких деревенек. Но помешала Большая Политика.
Прослойка
В 10 километрах севернее Ныроба, на берегу реки Колвы, находится Дивья пещера протяженностью 9750 метров. В 2 раза крупнее Кунгурской, но менее приспособлена для туризма.
СЛОЙ ПЕВЫЙ. ЯМА.
В самом начале XVII века Борис Годунов решил, по-видимому, избавить большевиков от лишней работы, искоренив род Романовых. У него были на то самые веские основания: династия Годуновых скоро кончалась, а династия Романовых собиралась править лет 300 минимум. Быстро состряпали донос - мол, бояре ведут тайные переговоры с Антантой (зачеркнуто) собираются отравить царя. И вывезли Романовых из столицы. Старшего из братьев, Федора Никитича Романова, сослал в Сийский монастырь, где приказал его постричь в монахи под именем Филарета. Александр отбыл к берегам Белого моря. Михаила, закованного в кандалы, повезли в Прикамье, а братья Василий и Иван пошли по этапу на самый край известной тогда Земли - в Пелым.
В сентябре 1601 года Михаил Романов прибыл в шестидворную Ныробку. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному. Ссыльный просидел в яме почти год и умер в августе 1602. Не то от истощения, не то - будучи задушенным охранником.
Местные крестьяне не сразу поняли, куда повернулась жизнь деревни. Питая сострадание к узнику, пермяки подкармливали его, давая своим детям подбрасывать боярину трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебными катышками. Пятерых мужиков сослали в Казанскую тюрьму. Почти сразу после смерти Михаила непослушные пермяки воздвигли над могилой небольшую часовню, но за наступившей смутой до них уже не было никакого дела.
Время показало, что ныробцы поставили на правильную лошадь.
Когда власть сменилась, в живых из братьев остались только Филарет и Иоанн. Филарет, как мы помним, стал патриархом, а его сын Михаил - царем. Убиенных реабилитировали. Вспомнили про ныробских крестьян и тоже реабилитировали (дожили не все). Ныроб, подобно родной деревне Ивана Сусанина, освободили от податей. Потом присвоили статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – и села.
Историческую яму сохранили, над ней стояла часовня. Потом часовня исчезла, но темница уцелела.
Вот так злокозненное место выглядело в 1913-м.
Часовня на месте, где был заключен Михаил Никитич Романов. Вид с запада.
С.М. Прокудин-Горский. 1913 г.
А так - сейчас.
Нам не повезло. Сад из могучих кедров и берез состарился - деревья падали, и были окончательно убраны незадолго до моего путешествия. В 2001 году над ямой поставили новую часовню-беседку, но более ничего предпринимать не стали. Как и в Покче, истинными хозяевами исторического наследия являются твари беспамятливые и бессловесные. В данном случае - черные овцы.
СЛОЙ ВТОРОЙ. ЦЕРКОВЬ.
Спустя почти сто лет после печальных событий рядом с деревянной церковью в Ныробе ставят роскошный кирпичный Никольский храм. На мой взгляд - самый красивый в Пермском крае и один из лучших образцов русского зодчества вообще.
Кто строил и на чьи средства – неизвестно до сих пор, пишет rusvera.mrezha.ru. О его строительстве ныробцы рассказывают легенду, будто бы храм возвели неизвестно откуда прибывшие люди. Строительство осуществлялось чудесным образом, так что каждый день все, что поднимали рабочие, уходило в землю. Церковь вдруг выросла во всем своем великолепии, лишь когда на земле был водружен крест.
Когда в 1736 году в третий раз сгорела деревянная Никольская церковь, на ее месте, над могилой Михаила Никитича, был построен одноэтажный Богоявленский храм, где хранились боярские кандалы. После Революции Ныроб свои цепи потерял - их увезли в Чердынский музей и до сих пор не отказываются вернуть назад.
Ансамбль Никольской и Богоявленской церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году. Как она выглядела, можно судить лишь по уникальным цветным фотографиям 1913 года.
Старый храм во имя свт. Николая Чудотворца с запада.
С.М. Прокудин-Горский. 1913 г.
Еще два исторических места в окрестностях Ныроба были до революции отмечены часовнями. Одну построили на месте явления иконы Николая Угодника, а другую – на чудотворном Никольском источнике, прославившемся чудесами исцелений после того, как в нем при набеге татар была спрятана чудотворная икона Николая Чудотворца. Уффф... сколько повторов. Есть за что религию не любить. Ладно, зато существует другая версия поверья: сам по-себе Ныробский родник не лечит, а "работает" только в паре с покчинским. Уже упомянутая мною в предыдушем очерке "мертвая" вода Покчи лечит тело, а "живая" вода Никольского источника - душу.
Обе часовни большевики снесли, но недавно молельню у родника поставили вновь.
Было
Часовня и ключ на месте, где явилась икона свт. Николая Чудотворца.
С.М. Прокудин-Горский. 1913 г.
Стало
А вообще - не надо легенд, не надо суеверий. Просто спуститься под тень высоких деревьев, вдохнуть запах мокрых трав, смотреть на ручеёк, умываться холодной-холодной водой. Маленькими глотками испить напиток, который и не имеет вкуса, и вкуснее всего на свете. И понять, что это и есть - жизнь.
Прослойка.
Сразу же бросается в глаза уцелевшая возле алтаря, на левой стене храма, настенная роспись 1725 года, изображающая мученика Христофора с собачьей головой. Голова больше похожа на волчью, с оскаленными клыками. Такое же изображение святого Христофора я видел и в искорском храме. Спрашиваю у настоятеля: «Почему так?» – «Это один из самых почитаемых в Чердыни святых. Христофору охотники молились перед тем, как на охоту идти; мясо, хлеб ему жертвовали. Сказать об этом древнем святом – он был красивый юноша, его девчонки домогались. Он взмолился Господу: ну сделай так, чтобы я спокойно молился Богу. И Господь сделал ему собачью голову...
Отсюда
СЛОЙ ТРЕТИЙ. ТЮРЬМА
Несмотря на царскую милость, Ныробу уже не удалось отделаться от дурной славы. Разве только, по мере освоения Сибири он потерял статус края Земли и перешел в разряд "мест не столь отдаленных".
В 1913 в Ныробе находился на поселении (и оставил после себя музейную комнату) Клим Ворошилов.
В 1930-х на Колве открываются поселения кулаков и лагеря для ссыльных, что потом войдут в систему ГУЛАГа.
Документы о НыробЛаге свидетельсвуют:
НЫРОБСКИЙ ИТЛ (Ныроблаг)
Время существования: организован 04.01.45 — выделен из УСОЛЬСКОГО ИТЛ 1; (В Ныроблаг выделены Ныробское и Бондюгское ЛО, Бубыльский ЛП, Колвинский сельхоз и Березовские ЦРМ)
действующий до 01.01.60.
Дислокация: Молотовская (ныне Пермская) обл., Ныробский р-н, с.Ныроб.
Литер: Ш.
Телегр. код: «Кама».
Адрес: Молотовская обл., с.Ныроб, п/я 320;
п/я Ш-320.
Производство: лесозаготовки, обслуживание судорем. мастерских в Березовском затоне, деревообработка, выпуск шпал, мебельное, швейное, обувное и гончарное производства, погрузочно-разгрузочные, сплавные и строит. работы, обслуживание лесовозных ж.д. и мех. мастерских, с/х работы, стр-во домостроит. цеха, узкоколейных ж.д. и автодорог, производство кирпича .
Численность: 07.45 — 13 414, 01.01.48 — 24 870, 01.01.53 — 25 113, 15.07.53 — 15 819; 01.01.59 — 19 618, 01.01.60 — 14 362.
В данный момент, в самом Ныробе действуютт только исправительно-трудовые учреждения ВК-240. Их длинные заборы, казармы, вышки и колючая проволока встречают путника на самом въезде в поселок и оставляют не меньшее впечатление, чем все памятники старины.
В память о жертвах репрессий между ямой и Никольской церковью поставлен деревянный крест.
Прослойка
В Красновишерске стоял памятник Дзержинскому.
— Мало народу здесь. Памятник достоин большего, — решили соответствующие органы.
И последовал Дзержинский в Ныроб.
— Мало народа его видят. Да и народ-то какой. Все больше за решеткой сидит, — решили органы.
И отправили Дзержинского в Соликамск. Стоит он в центре города на улице 20-летия Победы.
Красновишерцы (удовлетворенно): «Ну вот и Дзержинский пошел по этапу».
Соликамцы поправляют: «К нам он пришел спецэтапом».
Новая Газета
СЛОЙ ЧЕТВЕРТЫЙ. МАГАЗИН.
В центре поселка сразу бросается в глаза длинный, массивный и какой-то несуразный деревянный сруб. В срубе есть магазин. На фасаде есть рисунки.
Эй вы, жители провинциальных городов! Помните, как в начале девяностых вдруг возникла альтернатива голым полкам государственных универмагов? Лавочки с импортным товаром, музеи безбожных цен. Помните, как они назывались? На Урале они звались "коммерческими магазинами". В Ныробе у вас всё еще есть уникальная возможность увидеть и само статусное название, и незатейливую рекламу того времени. В качестве бонуса - действующая автозаправка 70-х!
Подобно тому, как в хронотопе "яма" время встало в 1602-м, так в хронотопе "магазин" секунды застыли в своем 1993.
* * *
В Ныробе я узнал, что Россия выиграла у Шведции. Вместе с приютившими нас пожилыми супругами Собяниными мы смотрели вечерние телепрограммы на двух доступных каналах, разговаривали о жизни в местных краях и рассказывали свои истории.
По словам мужчины, поселки на верхней Колве были почти покинуты. Население стекалось в Ныроб и уезжало в более приветливые места. Не следили и за дорогами. Осмелившись навестить родню в Республике Коми, ныробцы больше суток пробивались к печерской Якше на испытанном ГАЗ-66.
В настоящий восторг Собянин пришел, увидев Ныроб на нашей карте - примитивном десятикитлометровом атласе, взятом за неименеем прочего в Чайковском. Карту подарить мы не могли - путешествие еще не окончилось. Но в сентябре я приобрел и выслал старику хорошую пермскую двухкилометровку.
* Старинные фотографии Ныроба взяты из интересного проекта "Российская империя в цвете"
---------------
Все главы: 1. Остров Чердынь 2. Покча. Забыты в XIX веке