После посещения мест Третьего Гьялва Кармапы на берегу озера Нам-Цо - самое большое священное озеро Тибета наш путь лежал в главную резиденцию второго по значимости иерарха школы Карма Кагью Шамара Ринпоче, в монастырь Янгпачен. Монастырь находится в одноимённой долине по дороге из Лхасы к озеру Нам-Цо (в 87 км к северо-западу от Лхасы).
Этот район славится горячими источниками Янгпачен. Большое количество геотермальной энергии используется для производства электроэнергии для столицы Лхасы и прилегающих городков и уездов. Построенная в 1976 году, термо-электростанция построена на краю поля горячих источников. Это также первый проект геотермальной энергетики в Китае.
Мы же остановились на ночёвку в одном из курортных отелей, расположенных на этих источниках. Довольно далеко от термо-электростанции. На самом деле здесь всего один такой отель. Отель укомплектован «примерно» под три звезды, то есть отель без звезд, но вполне сносный. Есть ресторан китайской кухни. Мини-бар у бассейна, но в нашем случае был закрыт. Ну а я, закрывая номер, умудрился сломать в замочной скважине ключ, который по китайской технологии сделан из какого-то низкопробного сплава... Запасного ключа на ресепшене не оказалось. Плюс с меня хотели взять штраф за порчу имущества, но не взяли, поскольку я всем своим видом показывал, что если возьмут штраф, то я пальцами переломаю все оставшиеся ключи от всех остальных номеров.
Если заехать сюда без ночёвки, просто искупаться, то вход на источники стоит 30 юаней, еще 98 юаней стоит купание в бассейнах. Под открытым небом работает два бассейна. Людей здесь не много. Местные предпочитают купаться зимой, когда они свободны от домашних и рабочих дел. Кроме того, считается, что в холодное время года концентрация полезных веществ в воде источника максимально высока.
.Большая высота, высокая температура и высокие снежные горы — три характеристики горячих источников. Для путешественников очень необычно и приятно принять ванну в самом высокогорном регионе мира с видом на заснеженные горы.
Хотя на плато может быть немного холодно, купание в горячем источнике также является хорошим способом снять стресс на высоте, снять усталость от длительных перелетов или поездок на поезде и подлечить многие хронические болезни.
Снежинки время от времени падают с неба, падают на надводную часть вашего тела и сразу же тают. Вы будете чувствовать себя необычно, но круто и комфортно. Вот и наша группа неплохо отдохнула.
Монастырь Янгпачен школы Карма Кагью
Утром следующего дня мы отправились в монастырь Янгпачен школы Карма Кагью, в 17 км от горячих источников. Он был основан в 1503 году Четёртым Шамарпой Чокьи Дракпа Еше Палсангпо. который, найдя это место, провозгласил: «С левой стороны долины будет построен монастырь в качестве поддержки учений Кагью и символа вечной победы учения Будды». Монастырь был построен Мурабом Джампа Туджепелем под эгидой Четвертого Шамарпы, строительство финансировалось принцем из династии Ринпунгпа. На протяжении 300 лет этот монастырь был резиденцией Шамара Ринпоче.
.Когда Десятый Шамарпа был признан виновным в заговоре с армией гурхов (непальской армией), которая вторглась в Тибет и разграбила монастырь Ташилунгпо — Один из самых важных буддийских монастырей Тибета. в 1791 году, центральное правительство Лхасы конфисковало Янгпачен и превратило его в монастырь школы Гелуг и запретило дальнейшие воплощения Шамара Ринпоче.
...По просьбе Шестнадцатого Кармапы Далай-лама Тензин Гьямцо неофициально согласился восстановить Шамара Ринпоче в его правах, и в 1958 году в монастыре Цурпху (главная резиденция Кармапы в Тибете) состоялась камерная церемония коронации 14-го Шамарпы.
..В 1964 году тибетское правительство в изгнании сняло запрет, наложенный на перерождения и деятельность Шамарпы. Ринпоче был официально возведен на трон, и 16-й Кармапа объявил его вторым после себя держателем линии преемственности. Возвращение Шамарпе его титула и положения после 170-летнего запрета Его Святейшество Рангджунг Ригпе Дордже считал одним из своих главных достижений.
Монастырь Янгпачен сильно пострадал во времена Культурной революции, но сейчас восстановлен, снова передан школе Карма Кагъю.
Согласно устной традиции от местных старожилов, монастырь был назван в честь монастыря в Индии под названием Янгпачен Вихар. Часть оригинальной металлической кровли принадлежит индийскому монастырю, она была привезена в Тибет и отремонтирована, чтобы соответствовать новому монастырю. Так как часть крыши индийского монастыря была использована в Тибете, монастырь в Тибете стал носить то же имя.
Во время строительства монастыря площадь главного здания и резиденции Шамара Ринпоче занимала около 1520 квадратных метров. Там был огромный двор, его окружали сто девяносто семь монашеских келий. Строительство всего монастыря заняло четыре с половиной месяца.
В течение 1618 года во время междоусобных распрей объединенные вооруженные силы Цанга, поддерживающие школу Карма Кагью, в угоду своим интересам нападают на Лхасу и разрушают монастырь Сера и монастырь Дрепунг. Чтобы отомстить за разрушение монастырей Желтых Шапок (школы Гулуг), монгольский Гуши-хан, последователь и защитник Далай-ламы начинает войну против короля Цанга Дэсе Пхунцок Намгьяла и в ответ на разрушение Сэры и Дрепунга разрушает Янгпачен. Полная реконструкция монастыря Янгпачен была проведена только во времена Девятого Шамарпы.
В монастыре хранятся написанные золотом во время Четвертого Шармапы тексты Кагьюра и Тенгьюра, множество реликвий и предметов культа, сделанных во время последующих Шамарп. Согласно биографии (Namthar) Четвертого Шамарпа, монастырь Янгпачен был очень известен своими настенными росписями.
Нас приняли очень радушно. Опять же, благодаря знанию тибетского языка Славой и тому, что все мы, включая нашего гида Кесанга, являемся буддистами традиции Карма Кагью.
....В главной гомпе монастыря стоит серебряная ступа с прахом 4-го Шамарпы. В монастыре хранятся написанные золотом во время Четвертого Шармапы тексты Кагьюра и Тенгьюра, множество реликвий и предметов культа, сделанных во время последующих Шамарп. Согласно биографии (Namthar) Четвертого Шамарпа, монастырь Янгпачен был очень известен своими настенными росписями.
Особенно запоминающейся из реликвий была балка, выструганная из ветви дерева, за которую держалась Майя во время рождения Будды. Нам этой балкой символически стукнули по головам.
..Кроме большого благословения, мы наполнились ещё традиционным тибетским чаем с маслом яка на монастырской кухне.
.Ну и фотография всей группы на крыше с радушными хозяевами монастыря не заставила себя ждать появиться из пространства.
Хочется отдельно рассказать про 14-е перерождение Шамара Ринпоче.
Кюнзиг Шамар Ринпоче (1952–2014), излучение Будды Амитабхи, — следующий после Гьялвы Кармапы лама в духовной иерархии традиции Карма Кагью.
.Первый Шамар Ринпоче, Кхедруб Трагпе Сенге (1283–1349), был главным учеником Третьего Кармапы Рангджунга Дордже. Его второе воплощение, Качо Вангпо, получил от Четвертого Кармапы Ролпе Дордже Красную корону — точную копию Черной короны Кармап. Вместе с Короной он обрел титул «Шамарпа», что означает «носящий Красную корону». С этого времени в текстах Карма Кагью говорится о двух Кармапах — в Черной короне и Красной короне.
Считается, что так исполнилось предсказание Второго Кармапы Карма Пакши, который сказал: «Будущие Кармапы будут проявляться в двух формах». Когда Четвёртый Кармапа Ригпе Дордже вручил красную корону Второму Шамарпе, он вспомнил предсказание Карма Пакши, сказав «Ты есть одно проявление, в то время как я — другое. Поэтому ответственность за непрерывность поучений линии Кагью лежит на нас обоих».
..Вот уже несколько веков эти два ламы попеременно становятся друг для друга то учителем, то учеником, хотя считается, что их умы неразделимы. Четырнадцатый Кюнзиг Шамар Мипам Чёкьи Лодрё родился в Дерге (Тибет) и был племянником Шестнадцатого Кармапы. В шестилетнем возрасте его признали воплощением Шамарпы и привезли в монастырь Янгпачен — главную резиденцию Шамарп в Тибете. Девятилетним мальчиком он в составе свиты Шестнадцатого Кармапы выехал из Тибета в Сикким (Индия) и там продолжил свое обучение у Кармапы.
В Сиккиме, в монастыре Румтек, Кюнзиг Шамар Ринпоче получил от Кармапы ХVI полную передачу поучений школы Карма Кагью. После смерти Кармапы Шамар Ринпоче реализовал проект по созданию Международного буддийского института Кармапы (КIВI) в Нью-Дели (Индия).
Сокровища тибетских гуру
Один день обучения в буддийском ВУЗе
В марте 1994 года он официально признал в Тринле Тхае Дордже Семнадцатого Кармапу. Большую часть времени Шамар Ринпоче проводил в поездках по всему миру, передавая буддийские поучения. Также Ринпоче курировал центр медитационного уединения в Непале.
Что из себя представляет буддийский институт в Непале
В 2006 году на деньги фонда Шамара Ринпоче в Янгпачене было начато строительство новой шедры — традиционного буддийского университета для монахов.
...11 июня 2014 года Кюнзиг Шамар Ринпоче XIV Мипам Чёкьи Лодрё ушел из жизни, оставив всей линии Кагью, ученикам и буддистам по всему миру неоценимые плоды развития Дхармы: поучения, комментарии, монастыри, книги, поддержку и прямую передачу.
Наша группа получила печальное известие о смерти Шамара Ринпоче по пути в монастырь Самье. Смерть ждёт нас всех. Но также ждёт следующее рождение. И сейчас уже найдено следующее, пятнадцатое, перерождение Шамарпы. Это сын 17-го Гьялва Кармапы Тхае Дордже и его супруги Самгьюлма Ринчен Янгзом. Мальчика зовут Тхугсей, он родился в конце августа 2018 года.
..P. S. есть много вариантов написания названия источников на русском языке, принятых в туристических справочниках: Ямбаджини, Янгбаджини, Янбаджини, Янгпачен, — знайте, что все это одно и то же место.
..Фотографии в посте не только мои, но и Юры Невалённого и Татьяны Кузьминой.
...Продолжение как всегда следует...