53 материалa по 14 объектам, 1 143 фотографии
- GPS
- Германия, Residenzplatz 2, Tor B, Würzburg
- (09 31) 3 551725
- www.residenz-wuerzburg.de/
Всем дворцам дворец!
Недаром же австрийская императрица Мария-Терезия, хозяйка не менее великолепных дворцов, заглянувшая сюда на денек в 1745 по пути во Франкфурт, чтобы посмотреть на дворец, слух о котором уже облетел всю Европу, сначала была разочарована недостроем. Но шикарный обед с вином и море свечей, зеркальный кабинет с блеском золота и анфиладами, которым, казалось, не было конца, сделали свое дело. И она, всплеснув руками, воскликнула: «Это, воистину, всем дворцам дворец!»
Даже Наполеон I, побывавший во многих дворцах Европы, трижды за период 1806-1813 годов останавливался здесь и называл его по-солдатски не очень изящно «самым большим поповским домом Европы».
Последних 2 раза с Марией-Луизой Австрийской, когда дядя ее, герцог Тосканский Фердинанд III был и герцогом Вюрцбургским (при нем во дворце оформлены «тосканские комнаты»).
Идея перевести двор из крепости на холме Мариенберг в более комфортный и удобный для приемов дворец принадлежала архиепископу Иоганну Филиппу Францу фон Шёнборну. Но существовавший на тот момент небольшой дворец представлениям о красоте и роскоши никак не соответствовал. Дабы в полной мере удовлетворить свои непомерные амбиции, а заодно и эстетические потребности, он распорядился, не медля, начать перестройку дворца.
Но размах требовал вложений, и стройка, стартовавшая в 1719, растянулась на четверть века, так что вдохновитель создания будущего шедевра, обогатившего европейскую культуру, законченным «детище» свое не увидел, в 1724 курфюрст умер. Тем более что преемник его Франц Кристоф фон Гуттен должного рвения к скорейшему завершению начатого отнюдь не проявлял.
В основном строительство здания было закончено в 1744 уже при брате основателя, коим стал архиепископ Фридрих Карл фон Шёнборн.
Дальнейшее оформление интерьеров проходило в 3 этапа: на 1-ом внимание уделялось большей частью Императорскому и Белому залу и отделке Малого кабинета; 2 этап, проходивший во время правления Карла Филиппа фон Грейффенклау с 1753 года, был посвящен росписи потолка холла; 3 этап (1769-1780) – декорирование всех остальных помещений в стиле Людовика XVI проводилось уже при курфюрсте Адаме Фридрихе фон Зайнсхайме.
За все 60 лет над созданием резиденции, которой надлежало быть официальным местом пребывания архиепископов Вюрцбурга, трудились самые известные мастера своего времени, но проектировал здание и возглавлял работы немецкий зодчий Balthasar Neumann.
В XVIII веке, в период триумфального шествия барокко по Европе увлечение земной роскошью с нарочито пышным убранством дворцов с витыми колоннами, хрустальными люстрами, настенной живописью, богатой лепниной и цветочными орнаментами неторопливо вытеснило устремленную к небесам готику. Мрамор, золото, дорогой фарфор, античные боги и ангелочки в барельефах или под сводами залов влились в интерьеры дворцов и храмов. Тогда-то архитектор был отправлен в Париж «перенимать опыт» епископом Иоганном Филиппом Францем фон Шёнборном.
Но слепое подражание не в натуре настоящего творца. Würzburger Residenz стала не просто основной в его карьере (хотя сделано им немало, особенно во Франконии), а главным делом в его жизни. Созданный им шедевр стал одним из красивейших дворцов Европы в стиле южно-немецкого барокко.
Хотя не все шло гладко, споры, недоверие, интриги имели место быть, многие считали его планы утопичными, зодчего-авантюриста даже увольняли. Но 3 года спустя новый правитель Вюрцбурга Карл Филипп фон Грейффенклау уговорил мастера вернуться. Ведь Нойман был не просто архитектором, но и инженером незаурядным, да к тому же и артиллеристом, привыкшим вымерять и рассчитывать до миллиметра.
Вот и перекрытие свода 32х18 м над парадной лестницей, которое, по мнению завистников, должно было рухнуть под собственной тяжестью (ведь ни стальных балок, ж/бк и промежуточных опор тогда не было). Тогда Нойман, дабы доказать надежность своей конструкции, приказал поставить под сводом пушечную батарею и самолично скомандовал произвести залп. Здание слегка затряслось, а огромный свод даже не дрогнул. Более того, он выдержал и бомбовый удар 16 марта 1945-го. Здание было повреждено, пожар гулял по помещениям резиденции, не щадя не строений, ни обстановки, в некоторых даже рухнули перекрытия, но уникальный свод выдержал и этот натиск. Уцелели вестибюль с парадной лестницей, Белый, Императорский и Садовый залы и Дворцовая церковь, укрепленные Нойманом каменными сводами.
Имя и портрет прославленного архитектора вместе с его созданием Würzburg Residence было представлено на денежной банкноте, купюре номиналом в 50 марок с 1991 по 2002 годы.
С 1960-го развернулась крупномасштабная реставрация Вюрцбургской резиденции. Длилась она без малого полвека, большую часть из более чем 300 помещений удалось восстановить, и в 2006 году, наконец, она распахнула свои двери для посетителей.
Желающих лицезреть не только впечатляющую наружность дворца, но и полюбоваться роскошью его интерьеров целые толпы. Съемка, организующая нашу память, как всегда под запретом (благо есть фото в Интернете).
В апартаменты северного и южного крыла ведет Парадная лестница. Гигантский сводчатый потолок над ней украшает фреска знаменитого венецианца Джованни Баттиста Тьеполо. 15 месяцев творил художник вместе с сыном своим Доменико, прежде чем она стала самой большой фреской в мире.
На ней аллегории по сторонам света с изображением людей и животных Европы, Азии, Африки и Америки, боги с Олимпа в центре, на небесах. То есть весь мир на одной картине. Князь-епископ в овальном медальоне, над которым ангелы с трубами — заказчик этой работы. Данью памяти стало изображение Бальтазара Ноймана, не дожившего 2 года до завершения работы.
Роспись стен Императорского зала – тоже работа Тьеполо.
Во фресках отражены эпизоды из истории города: дарение Фридрихом Барбароссой княжеского титула епископам Вюрцбурга и бракосочетание императора с Беатрисой Бургундской. Колонны из цветного мрамора, купол с росписью и круглыми глазницами окон делают зал объемным и светлым.
Белый зал изобилует лепниной работы мастера Антонио Босси.
А светло-серый оттенок потолка только подчеркивает затейливость изящного кружева форм.
Как ценный ларец выглядит Зеленый зал с элементами, декорированными золотыми орнаментами, хрустальной люстрой над искусно выполненным полом.
Но еще больше похож на шкатулку с драгоценностями Зеркальный кабинет (который чуть не обманул Марию-Терезию), где зеркала в золоченых рамах по всей комнате будто увеличивают пространство и создают эффект зазеркалья.
Среди помещений, доступных для осмотра (а их около 40), покои для императора Священной Римской империи, которые он занимал, будучи в Вюрцбурге. Есть Садовый зал с галереей по периметру и великолепной росписью потолка, двери из которого ведут прямо в сад.
«Дворец этот достоин короля, он мог бы стать подходящим обрамлением даже для императорских приемов, однако всегда оставался всего лишь резиденцией провинциального немецкого епископа, невероятно амбициозной приходской церковью». Так ли уж важно кому из императоров принадлежат эти слова, главное – они точно отражают его суть.
Власть епископов в 1803 незаметно сошла на нет, и бразды правления вместе с владениями архиепископов перешли к курфюрсту Баварии. Резиденция до известной даты (16.03.1945) со времен пребывания здесь последнего князя-епископа мало использовалась и почти не изменилась.
Сегодня кроме музея в здании дворца размещаются галереи, коллекция баварской живописи, национальный архив. Некоторые помещения занимает университет и городская администрация.
Перед «лицом» дворца просторный Почетный двор,
его украшает фонтан «Франкония» с аллегорической фигурой в центре. Вокруг нее скульптуры знаменитых горожан Вюрцбурга — скульптора Тильмана Рименшнайдера, художника Маттиаса Грюневальда и миннезингера Вальтера фон дер Фогельвайде, чьи работы до сих пор в культурном наследии города.
Фонтан по заказу Луитпольда Карла Иосифа Вильгельма, принца-регента Баварии, пожелавшего сделать подарок городу, в котором родился в 1821 году, выполнил Фердинанд фон Миллер-младший, в 1894 состоялось его торжественное открытие.
Кованные чугунные ворота с правой стороны двора, настоящее произведение искусства – дело рук придворного мастера Иоганна Георга Эгга (ему даже памятник поставили у северного выхода из парка). Ворота изготовлены в его мастерской в 1748-1751 г.г. и украшены короной. Как ими не залюбоваться?
Ворота более чем хороши и являются чем-то вроде «границы» между роскошной резиденцией князей-архиепископов и дворцовым садом, куда днем вход свободный.
Сад не очень большой, но ухоженный и необыкновенно красивый. Он создан под руководством ландшафтного дизайнера и придворного садовода Иоганна Прокопа Майера.
Князь-епископ Вюрцбурга (1755-1779) Адам Фридрих граф фон Зайнсхайм мечтал видеть вокруг резиденции живописный парк, где бы царила гармония. Он и пригласил сведущего в этих вопросах ученого-ботаника, европейскую знаменитость, знающего толк в своем деле.
Там действительно все на своих местах, строгая геометрия сглажена изящностью деталей, нет контрастов, все мягко и спокойно: зеленые газоны окаймляют цветы,
струя воды элегантно взметнулась ввысь, рассыпавшись брызгами, из каменной чаши фонтана,
окруженного аккуратными пирамидками.
Даже скамейки похожи на пюпитры (подставки для нот).
Гуляющие в парке посетители
или пернатые в воде – все заняты своими делами,
а каменные изваяния в тени деревьев
или посреди клумб и те, кажется, любуются идиллией вокруг.
С тыльной стороны здания
на террасах в нескольких уровнях чудесный Розовый сад.
С зелеными арками,
небольшими фонтанами
и всегда находящимися в объятиях оазиса красоты скульптурами.
Здесь глаза в изумлении и восторге распахиваются на максимум, и разговоры сами собой затихают. Да и зачем слова, когда в розовом аромате витает блаженство?
Весь комплекс Вюрцбургской резиденции с парком и дворцовой площадью под № 169 включен в 1981 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
И совет здесь может быть только один – к посещению обязателен!
- Адрес:
Residenzplatz 2, 97070 Würzburg, Deutschland
- Дополнительная информация:
Часы работы: ежедневно, с апреля по октябрь — с 9:00 до 18:00,
с ноября по март — с 10:00 до 16:30.
Стоимость билета: 7,50 EUR, дети до 18 лет проходят бесплатно.
Посещение возможно только в составе экскурсионной группы. - Телефон:
(09 31) 3 551725
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Вюрцбург
- 13 ноя 2018, 15:42удалитьРоскошный дворец, а по парку гулять — действительно блаженство!
- 14 ноя 2018, 06:01удалитьСогласитесь, если уж императоры с императрицами восторгались дворцом (а уж они-то насмотрелись на красоту, да что там, они в ней жили), то уж нас эта роскошь просто не может не восхищать.
- 14 ноя 2018, 00:58удалитьСмотришь на дворцы, усадьбы и парки и понимаешь, что желание "переплюнуть" иногда бывает хорошей мотивацией для строительства дворцов в разных странах и на разных континентах.
Спасибо вам за очередную усадьбу. - 14 ноя 2018, 06:10удалитьДа уж, амбиции зашкаливали. Зато благодаря их желаниям иметь лучшее, мы теперь можем любоваться шедеврами строительной и парковой архитектуры. И за эти "переплевывания" им надо быть благодарными.
- 14 ноя 2018, 02:01удалитьНу ничего себе епископский дворец! Роскошный!
- 14 ноя 2018, 06:03удалитьЧто есть, то есть. Он достоин королей, этим все сказано.
- 19 ноя 2018, 05:50удалитьУвидел сам — покажи другим. Для этого мы с вами здесь и собрались. Не так ли?
- 21 ноя 2018, 22:54удалитьОчень понравилось и замечательно что там можно фотографировать внутри помещений
- 22 ноя 2018, 05:46удалитьФото интерьеров из Интернета (у меня подписано под ними), там съемка не только строжайше запрещена, но и сумки больше дамских заставляют при входе сдавать в ящик под ключ.
- 22 ноя 2018, 10:08удалитьОк понял!