53 материалa по 14 объектам, 1 143 фотографии
- GPS
- Германия, Residenzplatz 2, Tor B, Würzburg
- (09 31) 3 551725
- www.residenz-wuerzburg.de/
Резиденция епископа и фрески великого Тьеполо
Вюрцбург. Крепость Мариенберг
старый мост Альтемайнбрюкке, со скульптурами, как на знаменитом Карловом мосту в Праге,
.
великолепные церкви, среди которых позднеготическая часовня Девы Марии — несравненная Мариенкапелле,
..
и Резиденция князей-епископов — великолепный архитектурный комплекс, самый красивый дворец среди барочных строений созданных в Баварии в XVII-XVIII веках.
..
Этот дворец можно отнести к архитектурным шедеврам позднего европейского барокко и благодаря этому его можно поставить в один ряд с парижским Версалем и венским дворцом Шёнбрунн.
Идея создания дворца принадлежала архиепископу середины XVIII века Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну. Когда он озвучил план своих фантазий перед собранием ведущих архитекторов, то его задумка показалась именитым мастерам столь сложной, что они заявили о невозможности строительства такого здания, слишком велика была площадь потолка без поддерживающих его колонн.
Однако нашёлся смельчак, утверждавший, что он сможет сделать это. Его звали Иоганн Балтазар Нейман, военный литейщик. Князь–епископ знал о способностях молодого офицера и доверял ему. Он послал Неймана учиться в Италию и Францию, и тот вернулся назад уже через год.
Кто может, тот научится за год, кто не может — не научится за всю жизнь!
Нейман, в качестве главного архитектора при Вюрцбургском архиепископе, начал строительство резиденции в 1720 году. К его главным творениям относится самая технически совершенная для той эпохи Парадная лестница Резиденции. План предусматривал возведение кирпичного свода без дополнительных опор размером 32 на 18 метров при 5-метровой высоте.
Архитектор Лукас фон Гильдебрандт, знаменитый строительством многих дворцов в Вене, был уверен, что Нейман ошибся в расчётах и потолок обвалится во время строительства. Говорят, что Гильдебрандт обещал повеситься на крюке, а Нейман иронично возразил ему, что установит артиллерийскую батарею, чтобы отметить это радостное событие праздничным залпом. Потолок и ныне там, а Гильдебрандт умер собственной смертью, хотя и проиграл пари.
Мало того, спроектированный Нейманом свод выдержал пожар, возникший в резиденции после налетов британской авиации. Деревянная крыша над парадной лестницей выгорела, но её каменный потолок остался цел, вместе с уникальными фресками.
Из вестибюля Резиденции роскошная широкая лестница ведет на второй — главный этаж. Потолок расписан огромной фреской, автором её стал итальянец Джованни Баттиста Тьеполо. Это самая большая фреска в мире — площадью 677 квадратных метров, которая изображает богов Олимпа и аллегории Европы, Азии, Африки и Америки, символически олицетворяемые людьми.
Центром композиции является бог Аполлон, окруженный со всех сторон изображениями знаков зодиака и времен года. Роспись заполняет весь потолок и плавно переходит на стены верхних залов.
В таких интерьерах теряется ощущение реальности, сложно отличить реальные колонны, арки, проходы от нарисованных, отделить иллюзию от существующего пространства. Таким образом проявляется высочайшее мастерство декоратора.
Джованни Баттиста Тьеполо – гений и любимец королей и герцогов, президент итальянской академии художеств и выдающийся итальянский живописец стиля рококо, стиля пышности и детализации, множества прихотливых и необычных украшений, был последним певцом Итальянского барокко.
Он родился в Венеции, в 1696 году, учился у известных итальянских художников того времени. В начале своего творческого пути подражал другим известным итальянским художникам – Паоло Веронезе и Себастьяно Риччи. В 19 лет Джованни Тьеполо написал свою первую картину на заказ "Принесение Исаака в жертву". А два года спустя художник начал работать самостоятельно и стал членом гильдии живописцев Фралья.
В творчестве Тьеполо в полной мере отразились красочные стороны венецианской жизни, с театром Карло Гольдони и Карло Гоцци, музыкой Антонио Вивальди и Бенедетто Марчелли. Его произведения передали всю полноту цвета, праздничность и изысканность, свойственные балам и карнавалам Венеции.
В 1720-х годах к Джованни Тьеполо пришла известность, после росписи дворца венецианского аристократического семейства Дольфино. Художник исполнил десять декоративных фресковых ансамблей на тему драматических и героических страниц из римской истории. Картины Тьеполо поразили богатством и красотой цветового решения, динамикой, изумительной виртуозностью композиции, а также полётом творческой фантазии мастера.
Талант Тьеполо быстро набирал силу — он получал заказы в Венеции, Милане, Удине, Виченце, а также за пределами Италии в Вюрцбурге и Мадриде. Общеевропейская слава пришла к Тьеполо в 1750-1753 годах, когда художник создал своё значимое произведение: фресковый ансамбль в Вюрцбургском епископском дворце. В этой ответственной работе сформировалась творческая манера художника — Тьеполо создавал большие религиозные, исторические и аллегорические картины.
По возвращении в Италию Тьеполо был избран президентом Падуанской Академии.
С 1761 года и до конца своей жизни в 1770 году, художник жил и работал в Мадриде, куда приехал по приглашению испанского короля Карла Третьего. Последние годы жизни Тьеполо совпали с закатом Венецианской республики. Поэтому он получил своё почётное имя "Последний мастер итальянского барокко".
Богатство фантазии, ловкость рисунка, блеск красок поражали современников. К сожалению, многие уникальные настенные росписи были утеряны спустя века, во время бомбардировок Второй Мировой войны.
Фреску Джованни Тьеполо "Аполлон и континенты" в Вюрцбургской резиденции невозможно рассмотреть в деталях сразу же, при первой встрече с прекрасным. Я сфотографировала её и только дома прониклась всей её тонкостью и содержанием.
В 1752 году Тьеполо приступил к созданию эскиза фрески и вскоре он был готов, но исторические и мифологические сюжеты не понравились епископу, как и популярная светская тематика — он попросил добавить сюжеты из истории христианства.
Аллегория Европы — на фрагменте, в центре облака, окружённый ангелами и херувимами, портрет самого князя-епископа, сборный образ Иоганна Филиппа Франца фон Шенборна и владельца замка, епископа Карла Филиппа фон Грайфенклау.
Внизу на пушке, как военный мастер-литейщик, полулежит Иоганн Бальтазар Нейман.
Как художнику удалось предугадать в своем творении будущее людей, может, изобразив их, он роковым образом повлиял на судьбы своих моделей?
Потому что, не успели на самой большой в мире фреске высохнуть краски, как умер Бальтазар Нейман — архитектор Вюрцбургской резиденции.
Тьеполо почему-то изобразил его у ног бога смерти Танатоса.
Через год скончался владелец замка, епископ фон Грайфенклау.
Не зря на фреске в него вперил взор отвратительный старик — аллегория конца жизни. Да и Хронос, крылатое божество Времени с косой и песочными часами, отсчитывающими последние месяцы жизни епископа, устроился над самим портретом заказчика фрески.
Сюжеты из истории христианства были добавлены в аллегорию Азия. Это часть света, где родился Христос и появились древнейшие алфавиты. Два пилигрима, которые сгибались в поклоне, приветствуя Европу, на фреске склонились перед крестом, на котором был распят Иисус.
..
На фрагменте Азия представлена колыбель христианства — это огромный камень над которым склонился старец с факелом в одной руке и стилом в другой. На плите изображены буквы, вряд ли хорошо известные в Средневековой Европе. Это — армянский алфавит!
Спустя два столетия после создания фрески немецкие ученые: Мессерер и Волькмар Шмидт, заговорили об армянской составляющей в работе Тьеполо. Дело в том, что в 40-х годах XVIII века любимый ученик великого венецианца Франческо Дзунио провёл изрядное время в обители мхитаристов на острове Святого Лазаря в Венеции. Там он создал алтарные изображения святых отцов Армянской Церкви. Среди них — великолепная картина крещения царя Трдата святым Григорием Просветителем и каноническое изображение Месропа Маштоца с армянским алфавитом.
Ошакан. Неугасимая лампада Месропа Маштоца
Возможно, в облике старца с факелом в руке пред нами предстает Маштоц, может, изображая армянские буквы и их создателя, Тьеполо отдал дань народу, первым принявшему христианство, а в самих буквах зашифровано какое-то тайное послание...
Памятник Армянскому алфавиту у Арташавана
Монастырь Сагмосаванк - хранитель древних манускриптов
В других фрагментах фрески изображена Африка и её аллегория — чёрная принцесса верхом на верблюде. Вокруг диковинные животные и птицы, ещё совсем не виданные в Европе.
.
А вот и ещё загадка. В левой части фрагмента Африки, рядом с торговцем в тюрбане и полосатом халате, склонившись из-за его плеча, на нас смотрит человек в высокой шапке и одежде русского боярина XVII века. Такие длинные рукава были у бояр московской думы. В руке у него кисет или кошелёк в форме маленького мешочка. Как он оказался в Африке, допустим северной, и каким образом на вюрцбургской фреске итальянского художника? Ответов нет.
Далее идёт континент — Америка. Её представляет женщина из индейского племени в головном уборе из перьев. Она восседает на огромном крокодиле и поднятой рукой указывает в сторону других континентов.
Мифологические существа, античные боги, нимфы, наяды, ангелы, обитатели экзотических стран, множество фигур, порхающих среди облаков в легком головокружительном полете — всё это на одной прекрасной фреске!
Ещё об одной работе великого Джованни Тьеполо — обратите внимание — ткань, которую держат в руках ангелочки сделана, как и они, из гипса!
Возводить дворец начали с северной части по проекту Иоганна Филиппа Франца фон Шенборна, но смерть через 4 года не дала архиепископу насладиться завершённым видом дворца.
Его приемник, Франц Кристоф фон Гуттен, отличался уже другими приоритетами и не желал работать над возведением большого дворца, решив ограничиться северной частью Вюрцбургской резиденции. После смерта заказчика окончилась эпоха “вюрцбургского рококо”. Интерьеры залов появившиеся позднее, при других хозяевах дворца, были выполнены скудно, в более скромном стиле Людовика XVI.
После окончания войны Резиденция стала восстанавливаться — это обошлось правительству в круглую сумму. В 1981 году Дворец был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Адрес:
Residenzplatz 2, Tor B, Würzburg
- Телефон:
(09 31) 3 551725
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Вюрцбург
- 25 мар 2021, 11:26удалитьВеликолепие фресок, цветов и действующих лиц!
Германию не знаю почти совсем, поэтому всегда с интересом читаю рассказы о ней и ее замках и дворцах.
Спасибо, Аля, за незнакомый мир, который становится чуть-чуть ближе...
Фрески как хорошее повествование, рассказывают нам о многом, но в быстротечности осмотра порой только дома узнаешь подробности и их трактовку. - 25 мар 2021, 23:35удалитьТатьяна, думаю, что Вы ещё познакомитесь с Германией поближе!
Желаю интересной поездки! - 25 мар 2021, 13:08удалить"...старый мост Альтемайнбрюкке, со скульптурами, ставший прототипом для знаменитого Карлова моста в Праге..."
Алефтина, Вы это сами придумали или наслушались местных гидов-патриотов?
Это Карлов мост мог быть прототипом для старого моста Вюрцбурга Alte Mainbrücke.
Мост в Праге начали строить в 1357 году, а мост в Вюрцбурге начали строить в 1476 году
Примерно такая же разница в годах была и между предыдущими мостами, стоявшими ранее на месте Карлова и Альтемайнбрюкке.
30 статуй Карлова моста начали устанавливать с 1683 года, а 12 статуй Альтемайнбрюкке — с 1728 года. - 25 мар 2021, 23:31удалить"Алефтина, Вы это сами придумали или наслушались местных гидов-патриотов?"
Гидам я плачу деньги за информацию и доверяю их словам!
Если надо проверять каждую фразу в экскурсии, то зачем вообще они нужны?
Информации полно в интернете.
Виктор, спасибо, я исправила текст. - 25 мар 2021, 14:19удалитьАлефтина, спасибо, очень интересно про фрески. Не могли бы вы дать ссылку на источник информации
- 25 мар 2021, 23:37удалить
marlisнаписала 25 марта в 14:19
Алефтина, спасибо, очень интересно про фрески. Не могли бы вы дать ссылку на источник информации
Конкретной ссылки нет, просто откройте поисковик, что Вас интересует и ... с головой до ночи! ;)) - 25 мар 2021, 15:53удалитьВсе красиво и чудесно, но я бы хотел больше узнать о дворцах и лаврах в России! Вот из Питера, кто-то, на Турбине,взяли бы и про мосты написали, их полно в городе! :))
- 25 мар 2021, 23:38удалить
Alex2020 25 марта в 15:53
Все красиво и чудесно, но я бы хотел больше узнать о дворцах и лаврах в России! Вот из Питера, кто-то, на Турбине,взяли бы и про мосты написали, их полно в городе! :))
Я тоже, с удовольствием, прочла бы о питерских мостах! - 25 мар 2021, 20:08удалитьАрмения первой приняла христианство и ее народ этим очень гордится, у меня подруга армянка.
Интересно, она знает об этой фреске с алфавитом, покажу заметку. :) - 25 мар 2021, 23:40удалитьАрмения — прекрасная страна, многое увидела и написала о ней.
- 27 мар 2021, 22:02удалитьТак все страны по своему прекрасны. К слову, моя последняя страна, которую я посетил перед пандемией — Армения. Прекрасная страна. Жаль, что мало времени у меня было, не всё посмотрел, что хотелось. И фрески прекрасны. Я полагаю, что фрески олицетворяют зарождавшийся в те годы пролетарский интернационализм :) Все люди — братья.
- 29 мар 2021, 10:21удалить"Все люди — братья." ;))
- 29 мар 2021, 11:08удалитьФреска над лестницей целая Вселенная! Художник зашифровал в живописи много загадок!
Читала много отзывов о Резиденции, но подробно о фреске еще не читала! Спасибо! - 29 мар 2021, 11:20удалить
Evgelia7написала 29 марта в 11:08
Фреска над лестницей целая Вселенная! Художник зашифровал в живописи много загадок!
Читала много отзывов о Резиденции, но подробно о фреске еще не читала! Спасибо!
Спасибо за внимание!