Казалось, меня здесь не было целую вечность, хотя с моей последней поездки Кукарский тракт. Село Вяз (Богоявленское). Часть 2 прошло всего три месяца. Тем не менее, с каждым разом все вокруг непременно преображается. Зимние пейзажи сменились весенними, а теперь вот, нас встречает зелень листвы и летняя жара. На очереди осеннее буйство красок.
Два предыдущих дня шли через удивительные места Ход через сказочную страну и ночевали на берегу озера Шиям. Наконец, перед нами выросли купола Всемилостивого Спаса!
2.
День третий, продолжаем путешествие.
По всему видно, что нас уже заждались!
Все немногочисленное вязовское население высыпало на улицу.
3.
Около своего дома нам радостно улыбались глава приходского совета Наталья Валентиновна, ее боевая подруга Марина Сергеевна и их всяческая домашняя живность. Рассказ о жизни этих женщин я уже выкладывал после своей весенней поездки.
4.
Первым делом нас, уставших с дороги, отправили в баньку! Пока мы смывали с себя пыль дорог, возле храма на чисто выкошенной поляне готовились столы для вечерней трапезы, вокруг хлопотали соседи, царила праздничная суета.
Домашняя живность была особенно рада и все время старалась стащить какой- нибудь сувенир на память.
5.
Я посвятил свободное времечко общению с храмом. Всемилостивый Спас, как старый друг, приветливо улыбался мне всеми своими оконными проемами.
6.
Я, конечно, не ожидал увидеть здесь каких-либо изменений и не увидел их.
7.
Здесь все как прежде, но умиляла по-детски трогательная старость, торжественно облаченная в свой самый праздничный костюм, видимо, специально припасенный когда-то давным давно именно для таких вот случаев.
8.
Наконец, настал тот радостный момент, когда нас пригласили за столы.
9.
Марина Сергеевна - повар высшего разряда!
10.
11.
Мы голодали целый день и теперь все молча работали ложками, не отвлекаясь на разговоры, и, не отказываясь от дополнительных порций.
12.
А потом вечерняя служба и посиделки в лучах заката.
13.
14.
Солнце вдохновенно насыщало далекие горизонты золотыми красками, сначала по-акварельному нежно и робко, затем, переходя на масло, все более смело и насыщенно.
15.
16.
Я закинул фотоаппарат за спину и отправился на колокольню, чтобы полюбоваться заходящим солнцем.
17.
Все как прежде, чрезмерно крутые лестницы, ненадежные замшелые перекладины, далекое дно, видимое сквозь дырявые этажи и лестничные пролеты.
18.
Я в очередной раз убедился, что стал побаиваться высоты. По мере продвижения наверх, мой страх рос, наполнял свинцом руки и ноги, туманил рассудок, всячески сопротивлялся моему восхождению.
19.
Игривые и безобидные стайки ласточек, видимые снизу, здесь наверху превращались в настоящие агрессивные истребительные эскадрильи. Они с угрожающим шумом пикировали на меня - непонятного пришельца, который зачем-то незваным вторгся на чужую территорию.
20.
Я снова, как только мог, вжался в кирпичную кладку, расстояние между мной и пикирующими ласточками неизменно сокращалось почти до вытянутой руки.
21.
Чувствовались упругие потоки воздуха нагнетаемого многочисленными крыльями. Истребители делали крутое пике, затем разворот прямо перед моим лицом и круто уходили на новый заход для следующей атаки.
22.
В самых настоящих боевых условиях я перебирался по оконным проемам и не забывал снимать заходящее солнце.
23.
Спускался почти в темноте, поэтому смог с облегчением вздохнуть только тогда, когда под ногами почувствовал скошенную траву и твердую почву.
24.
Над головой боевые ласточки делали триумфальные вылеты, в честь моего поражения и своей безоговорочной победы.
А на земле свои заботы.
25.
Ночь прошла прекрасно и даже в чем-то романтично.
26.
На этот раз ничуть не беспокоила капающая роса с потолка палатки и шум крыльев неугомонных ласточек. Они, не дожидаясь рассвета, с удвоенным гамом и радостью продолжили свои стремительные маневры, делая многочисленные облеты отвоеванных куполов, то ныряя на бреющем вниз, то взмывая в самое поднебесье.
27.
Прямо над моей палаткой возвышалась колокольня Всемилостивого Спаса, сквозь москитную сетку я видел его сводчатые стены, устремленные в небо, еще долго лежал и любовался ими.
28.
Рассвет опять проспал.
Я это предвидел, поэтому накануне решил компенсировать неудавшиеся утренние кадры своей вечерней прогулкой по селу.
29.
Как я уже писал, село обитаемо только в летний период за счет приезжающих дачников и садоводов. В зимние месяцы дома пустеют, а деревенские улочки заносит снегом и только продолжают дымиться всего две-три печки, жизнь до весны замирает.
30.
Я даже не удивляюсь, так везде.
В наше время деревня оживает только летом, но я смотрю на это все-таки с долей умеренного оптимизма. Городские жители стремятся в деревню, отвыкшие (отученные) от земли, они пока очень робко осваивают сельский быт, привыкают, а зимой опять прячутся в городах.
31.
Вырастая из шести соток и садовых домиков, начинают строить избы покрепче, с расчетом на будущее. Кое-кто уже остается, а кто-то только начинает задумываться.
Не сомневаюсь, оживут когда-нибудь деревни, и дороги начнут прокладывать, чтобы связь с городом была понадежнее, а затем магазины понадобятся, школы, детские сады, больницы.
Жаль только, земли у нашего государства не допросишься, а уж о помощи и говорить не приходится.
32.
Многие недоумевают: зачем храмы восстанавливать в пустых селах, ведь там давно никто не живет? А ведь храм, это сердце. Вылечим сердце, оживет и тело.
У людей всегда была тяга к прекрасному, и потянутся первые ручейки из города, первым делом начнут селиться поближе к церквям, а затем и вовсе корни пустят, прирастут к земле, обживутся.
Раньше, конечно все не так было, сначала люди селились, затем церкви строили, сейчас все иначе, процесс в обратном порядке идет.
Вот и я гляжу, а в селе-то дома крепенькие, вполне свежие, дворы ухоженные, вот только не хватает чего-то живого, совсем чуть-чуть, для новой жизни нужна искра, совсем маленькая.
33.
Нашел и родник с ключевой водой, где-то рядом бьют еще два ключа. Вода вкусная, почти минеральная!
34.
Эти родники питали большой пруд в центре села, теперь Вязовского пруда не существует, воду зачем-то выпустили, а на том месте остался большой лог. Говорят, в том пруду были затоплены или спрятаны от большевиков колокола, снятые с собора, место это всеми забыто, и до сих пор колокола никто найти не может.
35.
Потихоньку к храму стал подтягиваться народ, кто на машинах, а кто и так, пешком.
Праздничная суета усиливалась, в храме шло приготовление к праздничной литургии.
36.
Я не очень компетентен во всех тонкостях церковных таинств, поэтому дальше на фоне следующих кадров ограничусь риторическим отступлением.
37.
Любой храм, это сердце и не только в переносном смысле, но и в самом прямом. Именно в церкви находилось сосредоточение всей культуры, с которой люди жили и знакомились с ранних лет и до позднего возраста.
38.
Все ценное, с чем сталкивается человек в большом городе, удивительным образом умещается в одном сравнительно небольшом помещении, в здании храма.
39.
Это, и музей, и театр, и картинная галерея, и библиотека, и учебное заведение. Любуясь храмом, человек знакомился с уникальным шедевром архитектуры, заходя в храм постигал всю красоту музыки, видел и мог восхищаться бесконечным многообразием изобразительного и прикладного искусства, скульптурой и архитектурными формами.
40.
Надо ли говорить о том, что простой деревенский житель имел не просто свободный доступ ко всей, веками накопленной кладези культуры и искусства, но и жил в каждодневном общении с прекрасным, рождался и умирал в самой культурной среде, среди лучших образцов из того, что когда-либо было создано человечеством.
41.
Храмы воплощали в себе всё избранное, все эталоны искусства и архитектуры, все существующие основы и правила золотых сечений.
42.
В храме человек постигал основные принципы морали, любви и добра, понятия порядочности, чести и справедливости.
43.
А теперь вспомним, часто ли мы, образованные городские жители, посещаем музеи, выставочные и концертные залы, библиотеки и какие сомнительные «шедевры архитектуры» нас окружают, в чем основы нашего мировоззрения и в какой среде растут наши дети?
44.
Сегодня здесь все лишено показной роскоши, ничто не отвлекает от действа, и тем прекраснее звучат голоса поющих девушек, отраженные от сводчатых потолков и пока еще голых стен.
45.
46.
47.
Отец Константин выносит Святые Дары.
48.
Таинство причастия.
49.
50.
51.
52.
На улице снова накрываются длиннющие столы, кто чем богат. Наталья Валентиновна вся в радостных хлопотах, на этот раз количество гостей приближается к сотне.
53.
Она снова взывает к присутствующим – найдите нам спонсоров, нам нужен свой Савва Морозов! Храм разрушается, а без помощи нам самим ремонт не осилить! Нужна кровля, нужны новые окна, за столом разговор идет именно об этом.
54.
Меня ждал приятный сюрприз, ко мне начали подходить люди, это те, с кем я давно знаком, но только по переписке в блогах или по телефонным звонкам.
Все постепенно сходится, все ниточки удивительным образом сплетают замысловатый узор, который уже начинает четко вырисовываться.
55.
Справа на фото Анна, недавно во время Великорецкого хода, она случайно попала в мой кадр, тогда мы уже были знакомы, но лишь заочно, как френды в блогах.
Анна в тот момент стояла и думала - вот бы фотографа знакомого, чтобы запечатлел на фоне села или Собора, а потом увидела себя на моей фотографии. Списались, порадовались!
Друг друга в лицо не видывали и надо же, здесь снова встретились!
56.
Слева Ольга Борисовна, заслуженный учитель России, как-то проходила мимо, зашла в храм, познакомилась с Натальей Валентиновной. Зашел разговор о том, о сем, Ольга предложила свою помощь в создании сайта для прихода.
Сайт запустили силами студентов, стал нужен фотограф, а тут и я подвернулся, все случайно, клянусь! Цепочка продолжается, круг растет и расширяется, постепенно появляются новые люди, помогают, кто чем может.
57.
И теперь мы все вместе, встретились за одним столом, разве это не чудо!
За столом рассуждаем, что мы можем сделать еще, чтобы помочь забиться с новой силой, начинающему оживать, сердцу Вяза?
И хотя появился пока слабенький, но уверенный и дающий надежду пульс, нам тем более, никак нельзя останавливаться. Если упустим и этот последний шанс, сердце Вяза-Богоявленского перестанет биться уже навсегда, а карта России пополнится очередным мертвым пятном.
58.
Ход через сказочную страну Часть 1.
Информация для тех кто желает принять посильное участие в возрождении храма Всемилостивого Спаса в селе Вяз.
Чтобы узнать адрес и ревизиты прихода церкви в честь Всемилостивого Спаса в селе Вяз, можно связаться со мной.