Об этом знаменитом древнем Успенском соборе я вскользь упомянул здесь
Три Владимира во Владимире
Данный удивительный храм древней Руси достоин отдельной заметки.
Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, является кафедральным собором Владимирской епархии.
Это уникальный архитектурный исторический, художественный и духовный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси.
Посмотрите на это чудо!
Без сомнения собор — одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства других русских храмов. Прежде всего для одноименного в Москве, созданный Аристотелем Фиораванти.
Конечно, есть и более древние храмы, но они не такие величественные и знаменитые.
Кроме того, собор и прилежащие постройки являются памятниками мирового наследия ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России.
В 990 году от Рождества Христова на этом месте была построена первая церковь Успения, дубовая.
Первый камень в фундамент каменного храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.
Прозвище Боголюбский дано этому князю неспроста, ибо известен он стал благодаря своему неутомимому возведению храмов в своей вотчине.
Князь мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём богатстве затмил «матерь городов русских» Киев. Поэтому он задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси.
Чего не сделаешь для достижения независимости, сейчас бы сказали сепаратизма.
Кроме политических амбиций храм строился для хранения иконы Владимирской Богоматери, переданной в дар из Константинополя киевскому князю Мстиславу в XII веке.
Фото из интернета, неоднократно реставрированная современная икона.
По легенде икона была написана ещё при жизни Богородицы и передана Константинополю в 450 году. Эта икона была единственной уцелевшей после пожара в храме во время нашествия хана Батыя. Правда по оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе.
Через 200 лет она была перевезена в Москву в Успенский собор Кремля для того, чтобы спасти столицу от нашествия Тамерлана. С иконой связано и спасение от хана Ахмата в 1480 году.
И, наконец, в 1521 году икона, вновь привезенная в Москву, теперь уже насовсем, спасает ее от вторжения войск хана Махмета. Вплоть до XVII века икона считалась самой главной святыней Руси.
В настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее, в храме-музее при Толмачах.
Но вернёмся к храму.
Согласно летописи, князь «привёл мастеров из всех земель».
Мастера были приглашены из Киева, Галича, Византии. Король Германии Фридрих I Барбаросса, друг Боголюбского, прислал немецких мастеров. Получается, что стремление Боголюбского к независимости получило международную поддержку.
Фото из интернета.
В итоге, золочёный шпиль собора вознёсся на высоту 33 метра, что затмило знаменитый Софийский собор Киева.
Кстати, знаменитый Софийский собор лично меня не впечатлил. Есть лишь только одно фото в заметке, и то мимоходом.
НеНовогодний Киев. День второй (заключительный).
Но сейчас речь идёт о другом древнем соборе Северо-Восточных земель Русской земли.
Великолепный Успенский собор был в то время достоин удивления и восхищения.
На возвышении над алтарём зодчие устроили площадку из золота и серебра. Она была предназначена для чтения проповедей. Летописцы сравнивали собор с храмом царя Соломона в Иерусалиме, восхищенные его красотой.
Фасады декорировали сложными пилястрами.
По горизонтали их расчленили арочным фризом на 2 яруса.
Стены и своды храма расписали красочными фресками на библейские сюжеты.
Пол был мозаичной из цветной майолики, медных позолоченных плит.
Свет серебряных и золотых люстр, которые освещали собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола. Как будто в огромном зеркале.
Древние зодчие оковали с 3-х сторон листами золочёной меди торжественные входные порталы.
Здесь стоит заметить что "заморские" мастера приложили руку только к украшению, но не к строительству храма.
Росписи собора времени Боголюбского сохранились фрагментарно.
К живописи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов в северной галерее.
Затем случился пожар 1185 года.
При Всеволоде III в 1186 — 1189 гг. к храму пристроили боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Всеволод — это брат Андрея Боголюбского.
Увеличилась алтарная часть храма, по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал 5-ти нефным и значительно вместительнее.
Закомары галерей Всеволода расположились ниже Адреевских, что в итоге придало некоторую ступенчатость храма.
Изображение Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.
Относительно строителей галерей Всеволода из летописи следует, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».
Последующая судьба собора трагична как и история древнерусских княжеств и града Владимира.
Беда пришла на ослабленные междоусобицами и "сепаратизмом" русские земли в конце 1237 года.
Монголо-татары осадили город в феврале 1238 года, после того как пали Рязань, Коломна и Москва.
Владимирский князь Юрий Всеволодович отправился за помощью к другим князьям северной Руси, на реку Сить.
Руководившие обороной сыновья Юрия Всеволодовича Всеволод и Мстислав хотели сразиться с монголами на подступах к городу, но их удержал воевода Пётр Ослядюкович.
Фото из интернета.
На глазах у братьев монголами был убит младший сын Юрия Владимир, которого захватили в плен в Москве. Это случилось под стенами города.
Восемь дней держался город, по свидетельству арабского историка 12 века.
После того, как были проломлены дубовые стены города в нескольких местах (в том числе и у Золотых ворот), неравный бой закипел на улицах города.
Затем пал детинец, в котором располагались соборы и церкви города.
В последнем укреплении, за каменными стенами Успенского собора, укрылись великокняжеская семья, духовенство, бояре и часть жителей, с покаянною молитвою готовясь к смерти.
Попытки сходу ворваться в собор не увенчались успехом. Тогда татары обложили храм деревом и зажгли его. Все укрывшиеся внутри собора задохнулись от дыма.
От великолепной, богато украшенной великокняжеской столицы осталось лишь пепелище и обгорелые остовы могучих каменных сооружений Успенского и Дмитриевского соборов, Золотых врат и нескольких церквей.
Как тут не вспомнить книгу В. Яна "Батый"? Я читал её ещё мальчишкой. Как сейчас помню как кинулась в отчаянии со стен собора княгиня Агафья Всеволодовна.
Но это, скорее всего, художественный вымысел. Княгиня с великокняжеской семьёй погибла в храме.
Семья канонизирована как владимирские мученики и похоронены здесь же в Успенском соборе.
Интересно, почему канонизируют только великокняжеские семьи, а не всех защитников города?
Как тут не вспомнить канонизацию последнего русского императора и его семьи и игнорирование их преданных слуг, погибших вместе с великокняжеской семьёй?
Храм на Крови. Размышление у парадного подъезда
4 марта 1238 года войско под руководством тёмника Бурундая внезапным нападением нанёс на реке Сити решающее поражение собранным Юрием Всеволодовичем войскам (основные силы монголов в тот момент под руководством Субэдэя осаждали Тверь и Торжок).
Погиб и сам князь владимирский Юрий.
В 1252 г. Митрополит Кирилл с великой торжественностью в Успенском соборе возвел на великокняжеский престол знаменитого Александра Невского.
Но я отвлёкся. Заметка ведь об Успенском храме.
Первоначальные фрески собора сохранились лишь фрагментами.
В начале XV века для украшения храма были приглашены живописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
От их росписей сохранились отдельные изображения композиции "Страшный суд" и фрагментарные изображения алтарной части собора.
Как тут не вспомнить фильм Тарковкого "Андрей Рублёв"?
В начале XVII веке собор находился в крайнем запустении:
"птицы внутри его во множестве вили свои гнезда".
Кровля собора в то время была плачевном состоянии.
Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века.
Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этой цели значительные средства.
Обновление собора было проведено "в духе времени", главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.
Кроме того в угоду тогдашней моде были растёсаны окна.
Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня.
В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора.
В 1882—1884 гг. были открыты фрески Рублева.
Затем собор отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены более аутентичными шлемовидными.
Во второй половине XX века собор также несколько раз реставрировался.
Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 70-х — начале 80-х.
Был очищен белый камень и позолочены купола.
И вот древний собор радует своей красотой туристов. Внутри не только русскоязычные группы, но куча иностранных туристов.
В некрополе покоятся мощи великих князей: Андрея Боголюбского, Юрия Всеволодовича, Всеволода Большое Гнездо и других.
Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты.
Например, митрополит Максим, который в 1299 году перенёс кафедру из Киева во Владимир.
Фотографировать в храме нельзя, есть соответствующие запретительные таблички. Однако, несколько фото мне удалось сделать тайком.
В этом храме меня охватывает гордость за наши древние храмы и отечественное зодчество.
Успенский собор просто прекрасен.
Прекрасен атмосферой древности Руси изначальной........