101 материал по 43 объектам, 2 052 фотографии
- GPS
- Россия, пр. Мира, 11 Владикавказ Северная Осетия — Алания Републиц, Россия 362040
Рождение осетинской нации и Кобанская культура
Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания — ведущий музейно-выставочный и научно-исследовательский центр РСО-Алания, ранее назывался музеем Терской области, и был основан в 1893 году по инициативе представителей интеллигенции города Владикавказа.
Музей располагался в бывшем особняке купца Ходякова в центре Владикавказа на проспекте Мира. Музей был открыт на волне интереса к археологии, который возник в регионе с открытием знаменитого Кобанского могильника с уникальными бронзовыми предметами, которые составили основу музейной коллекции наряду с коллекцией оружия и нумизматики. Это старейший музей на Юге России, в структуру музея входят головной музей и 12 филиалов.
С конца 1980-х годов Национальный музей был закрыт на реконструкцию и распахнул свои двери посетителям в сентябре 2020 года. До тех пор музей работал в стесненных обстоятельствах – тематические выставки располагались на одном из двух этажей старинного особняка и 25 лет в музее не было постоянно действующей экспозиции. Бесценные артефакты в хранилищах фондов насчитывающих сотни тысяч единиц были скрыты от глаз.
И вот теперь посетителям доступны новые выставочные залы, к открытию которых публике представлена впервые коллекция Аланского золота, хранящаяся в Музее древностей Алании им. К. Хетагурова и хранилищах Сбербанка.
Мы посетили новый корпус Национального музея и прошлись по кондиционированным залам. Нас интересовал вопрос рождения осетинской нации, так непохожей на другие народы Кавказа.
Эпоха первобытного общества — самая длительная в истории человечества. Территория Осетии была освоена людьми уже в раннем палеолите. Плотность населения была очень низкой — малые человеческие коллективы, рассеянные на огромном пространстве, жили собирательством и коллективной охотой. Древнейшие жители гор располагали свои стоянки в пещерных убежищах.
Первые орудия труда — ручное рубило, скребло и остроконечник, который использовали для копья. Стоянки эпохи палеолита обнаружены в окрестностях Владикавказа и Цхинвала, у селений Карджин, Заманкул, Заронд-Батако, Пичиджин, Дза-гина, Морго, Цру и других. Выдающееся научное значение имеют пещерные поселения в Кударском ущелье, пещера Мыстулагты-лагат близ селения Кобан и высокогорный пещерный лагерь охотников у селения Цон.
Изобретение лука и стрел облегчило охоту на мелких животных и птиц. Были усовершенствованы и каменные изделия.
.
Неолит — стал временем зарождения хозяйства. В поисках надежного источника пищи люди научились обрабатывать землю и выращивать на ней злаки. Кавказ входит в число древнейших очагов земледелия. Вторая отрасль производящего хозяйства — скотоводство, то есть разведение одомашненных животных.
.
К эпохе неолита относятся многие изобретения: прядение и ткачество, лепка и обжиг глиняной посуды, шлифовка и сверление камня. Хорошо отточенные каменные топоры и другие орудия облегчили обработку дерева. Из него строили удобные и прочные жилища, делали домашнюю утварь и посуду. В Дигорском ущелье открыты неолитические поселения, а также месторождения кремня и мастерские, где изготавливали орудия труда.
..
В IV тысячелетии до н.э. появились первые металлические изделия. Люди научились добывать и плавить медь. В Осетии известно несколько поселений этого времени в окрестностях Цхинвала и Кобана, здесь археологи находят отдельные медные вещи (гвозди, серьги) среди каменных орудий, украшений и глиняной посуды.
.
В бронзовом веке уже не было первобытной замкнутости — племена активно общались друг с другом, обменивались достижениями хозяйства и культуры, объединялись в союзы. Осваивая новые территории, завоевывая соседей или отступая под натиском врагов, родственные племена могли разойтись на далекие расстояния и начать жить собственной жизнью смешиваясь с представителями иных культур, прежние соплеменники давали начало новым народам, так появились большие семьи древних и современных народов, говорящих на языках общего корня.
Осетины принадлежат к индоевропейской семье народов и говорят на языке иранской группы.
.
В VIII-VII вв. до н.э. в степях Предкавказья сложился сильный союз иранских кочевых племен европейских скифов. Их выход на арену мировой истории был подготовлен освоением железной металлургии, развитием кочевого скотоводства и выдающимися достижениями в военном деле. Общественный строй ранних скифов иногда называют военной демократией — это переход от родо-племенного общества к государству и сословному разделению. Демократия сохраняется в виде народного собрания, а война становится главным источником богатства, которое позволяет выделившейся знати закрепить свое господство.
.
В VII в. до н.э. в богатые страны Азии ворвались скифы. Разгромив Урарту, Ассирию, Мидию, они дошли до Сирии и Египта. "Скифское царство", созданное в Закавказье, служило базой для войн и набегов.
Эти походы дали мощный толчок социальному и культурному развитию скифов. В VI в. до н.э. возникло Скифское государство. Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям по обе стороны Кавказского хребта. Тесное взаимодействие скифов и кобанцев является инвентарь Кобанских могильников с VII в. до н.э. — изображения скифских воинов на бронзе из Тли, глиняные фигурки бородатых скифов в типичных остроконечных шапках.
..
В горах оставались жить небольшие группы воинов, которые женились на женщинах из кобанских племен. Скифские гарнизоны устанавливали контроль над перевальными дорогами, по которым шли в азиатские походы конные отряды степняков. Скифы были заинтересованы в союзе с кобанцами, помогавшими им преодолевать перевалы и владевшими передовыми технологиями обработки металлов — это единство превращается в этнокультурную общность. В кобанскую эпоху произошло освоение нового металла — железа. Железная металлургия на базе местных залежей руды произвела подлинную революцию в хозяйстве и военном деле. Металлообработка и техника инкрустации металла металлом и полудрагоценными камнями была уникальной. В поселениях выявлены целые кварталы с мастерскими гончаров и металлургов. Кобанской культуре сопутствует особый стиль орнамента, который сохранился в осетинском национальном узоре.
..
К V в. до н.э. скифы в культуре центрально-кавказского региона и новая сармато-аланская волна иранских кочевников укрепила политические и культурные позиции.
Скифо-сарматское посредничество связало племена Центрального Кавказа с огромном миром евразийских степей и древних цивилизаций. Скифы и сарматы создали высокую культуру, формы хозяйства и сложную общественную систему.
.
Феномен Кобанской культуры был обнаружен в сенсационном открытии в 1869 году на одном из высоких горных склонов над селением Уаллаг Кобан. Селевой сход лавины обнажил древние захоронения в каменных ящиках.
Земли эти принадлежали местному алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже предметов, найденных в этих могилах. Перед изумленной публикой в Кавказском музее Тифлиса предстали присланные из сурового ущелья Гизельдона предметы вооружения и женские украшения удивительной красоты. Тонкость и совершенство гравировки, изысканный и строгий стиль вещей, их обилие и разнообразие буквально ошеломляли, переворачивали все имевшиеся до того представления о культуре диких горцев и нищете их теснин.
Почувствовав вкус денег, Хабош Кануков раскопал около 600 могил, в которых содержалось до 22 тысяч вещей. Стоимость всех этих сокровищ вряд ли можно точно определить, но то, что за них были заплачены огромные деньги более 20 000 рублей, тогда — сумма астрономическая.
Для приобретения вещей в коллекцию Эрмитажа приходилось торговаться, спасая богатства могильника от рассеивания по всей Европе. Так начали формироваться крупные частные и государственные собрания кобанской бронзы. В результате перепродаж и обменов наиболее крупными коллекциями сегодня располагают музеи Парижа, Вены, Будапешта, Берлина, Санкт-Петербурга и Москвы. Лондонский и Нью-йоркский музей также имеют богатые собрания, перекупленные в недалеком прошлом у частных лиц в Западной Европе.
Средневековые аланские погребения-катакомбы VII – X века опровергают общепринятую точку зрения, согласно которой аланы вынуждены были переселиться в горы только под натиском монголов, а затем – Тамерлана. На самом деле аланы жили в горной части Осетии уже в VII веке, то есть за 600 лет до появления монгольских полчищ. Кроме сабель, стрел, разнотипных боевых топоров и секир, метательных ножей в могильнике обнаружен скелет коня с золотой упряжью.
Сенсацией стало седло обтянутое кожей и орнаментом вырезанным из серебряного листа. Эта вещь не имеет аналогов по степени сохранности — второго такого в мире нет.
..
В северной части Зарамагской котловины, на древней террасе левого берега реки Адайкомдон в 2006-2007 году был обнаружен Адайдонский могильник, который представляет собой ярусные погребальные сооружения разного времени и типа. Материал могильника свидетельствует об активных межплеменных контактах кобанского населения с Древним Египтом, Ираном и народами Закавказья.
Сейчас здесь проводятся спасательные археологические раскопки. В ходе деятельности человека и по причинам природного характера под угрозой разрушения от водохранилища Зарамагских ГЭС, получившие такой широкий российский резонанс, уже многие годы идёт работа по спасению для науки аланских некрополей.
В музее представлена экспозиция из уникальной коллекции золотых изделий скифо-сарматских могильников и курганов, датируемых VI-II вв. до н.э. Жемчужиной считается коллекция золотых изделий, известная как "Коллекция сарматской жрицы", относящаяся к I веку до н.э. Коллекция доступна только с экскурсией по записи, её мы не увидели.
.
Богатейшее захоронение сарматской жрицы было обнаружено археологами в 1983 году при раскопках в Моздокском районе Северной Осетии.
Музей освещает историю народностей, живших на этой территории много тысячелетий назад и по ХХ век. Здесь представлены древние археологические находки, орудия труда, украшения, посуда, мебель, копии деревянных предметов быта.
...
Религиозные представления кобанцев ученые пытаются восстановить по остаткам культовых сооружений и предметам, имевшим ритуальное или магическое значение. Местом семейной молитвы были жертвенники, которые располагались рядом с домом или внутри него. Кобанский жертвенник — это глинобитная площадка размером меньше квадратного метра. Существовали и общие святилища всего племени и союза кобанских племен.
Одно из них, как предполагают учёные, находилось в Дигорском ущелье, у селения Махческ.
Там была найдена гранитная плита с выбитым изображением лабиринта — космического символа движения солнца и человеческой жизни.
По-видимому, на древнем месте общего кобанского храма продолжает стоять цейский Реком — это одно из наиболее известных и почитаемых до сих пор осетинских святилищ.
Религиозно-магическое значение имели кобанские амулеты, навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием Фарна — благодати, благополучия и мира. Существуют предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты и духам предков.
..
Археологическое изучение Кобанской культуры продолжается. Из множества исследованных памятников два остаются пока самыми яркими и значительными — это Кобанский могильник на северном склоне и Тлийский — на южном склоне осетинских гор.Традиции блестящего Кобанского искусства, отчётливо прослеживаются как в культуре средневековой Алании, так и в осетинском прикладном искусстве.
Реликтом скифского мира являются осетины на Кавказе.
— Что же сохранили они от своего далёкого прошлого?
— Два бесценных сокровища: язык и эпос.
Язык и фольклор небольшого кавказского народа — осетин, через тысячелетия донесли до нас то, чего не сохранили никакие фолианты и документы: звуки и образы древнего, неповторимого, своеобразного мира скифов и сарматов.
В.И. Абаев (1900-2001) учёный-иранист.
- Адрес:
11, пр. Мира, Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания, Россия
- Дополнительная информация:
Часы работы: 10.00 — 17.30 ежед. кроме ПН
- Телефон:
8 (867) 253-60-87
Дешёвый ✈️ по направлению Владикавказ
- 15 ноя 2021, 16:37удалить40 лет понадобилось, чтобы организовать такой интересный музей. Я люблю посещать экспозиции, рассказывающие о рождении нации, и этот музей посетила бы обязательно тоже.
Спасибо - 15 ноя 2021, 17:10удалить
Hanyaнаписала 15 ноября в 16:37
40 лет понадобилось, чтобы организовать такой интересный музей. Я люблю посещать экспозиции, рассказывающие о рождении нации, и этот музей посетила бы обязательно тоже.
Спасибо
Музей очень интересный, после его посещения становятся более понятными многие вопросы.
Я разбила экскурсию на две части, но вторая, думаю, не столь интересная: революция, СССР и война. - 15 ноя 2021, 21:51удалитьСпасибо за экскурсию.
Кобанская культура интересная тема! - 16 ноя 2021, 14:43удалитьОчень много экспонатов и все заслуживают внимания. Интересна история появления осетин. Вопросом появления такой нации не интересовалась, но узнать полезно. Они, действительно, отличаются от остального народа Кавказа.
- 16 ноя 2021, 16:47удалитьК тому же, они православные, но со своим языческим уклоном! ;)
- 16 ноя 2021, 17:14удалитьО, не знала. Может, и поэтому мы их поддержали во время известного конфликта.
- 30 ноя 2021, 12:50удалить
Hanyaнаписала 16 ноября в 17:14
О, не знала. Может, и поэтому мы их поддержали во время известного конфликта.
Поэтому магометане-террористы устроили им Беслан. - 29 ноя 2021, 00:52удалитьСудя по скифским или кобанским амулетам, люди они были открытые и чистые, взаимодействовали напрямую с солнцем и энергиями космоса.
- 30 ноя 2021, 12:53удалить
Donnicoнаписал 29 ноября в 00:52
Судя по скифским или кобанским амулетам, люди они были открытые и чистые, взаимодействовали напрямую с солнцем и энергиями космоса.
По-моему, они и сейчас погружены в это взаимодействие! На здоровье! - 16 дек 2021, 11:36удалить
Evgelia7написала 2 декабря в 07:38
Много редкостей накопали! ))
Отличный музей! Заслуживает внимания!
И по царско-советскому периоду есть, что посмотреть!
Советую зайти!