35 материалов по 22 объектам, 213 фотографий
Висмар — шведский немец
2002 году вездесущее Юнеско признало, наравне со знакомым мне Стралсундом, старый центр Висмара достоянием республики и поместило оба города в свои списки. Изначально Юнеско начало свою брошюрку must see объектов всего с 7. Как же я радовался, когда, пребывая в Кракове, узнал, что его центральная часть числиться в подшивке «Наследие старины» под издательством Юнеско. Вот, думал я, и моя первая галочка на пути к заполнению своего полного собрания достояний человечества. Позже я узнал, что эти шустрые ребята, помимо Кракова, внесли туда уже около 150 подобных объектов. Поняв, что тягаться с пучеглазыми энтузиастами, поклонниками консервации и фанатами сохранения из-под крылышка Юнеско, которые со скоростью саблезубых бандитов из сказки «Али-Баба и 40 разбойников» ставят крестики на воротах домов, причисляя их к «наследию старины», бесполезно. Оставалось руководствоваться волей случая в выборе объектов посещения.
Но раз сказал: «А!» и посетил Стралсунд, то пора была договаривать: «Ух, ты!» и непременно заехать и в Висмар. Тем более они не так уж далеко друг от друга.
Следует знать, что Висмар, также как и Стралсунд, Рига, Талин и еще несколько городов Польши и Швеции входили в свое время в Ганзейский союз, который в средние века наводил страху в Балтийском регионе на неподвластные ему территории. Кстати, Висмар лишь в 1803 году отошел от шведов к немецкому Мекленбургскому герцогству. Сначала на 100 лет, а потом в 1903 году, после того как все попытки шведов вернуть достояние были отбиты также достойно как все подачи от Андре Агасси Маратом Сафиным в матче за кубок Дэвиса, окончательно.
Первый визит был приурочен к погожим денькам Мекленбургских земель. Был июль. Солнце лукаво метилось своими яркими лучами прямо в переносицу, а город светился и подмигивал тебе, весело отражая нападение солнечных зайчиков. Насыщенные гранатовые оттенки кирпичной кладки характерно выделялись на беловато-серой подложке многовековой брусчатки. Голубое небо давило авторитетом, создавая шикарные фоновые заставки для отреставрированных старинных разноцветных построек.
Публика фривольно топтала неподвластный времени гранит мостовых, крутя во все стороны чересчур подвижными шеями и громкими немецкими прилагательными описывая понравившиеся им моменты градостроения. К их числу примкнул и я. Но так как свою трактовку немецкого языка я придерживал для аварийных случаев в духе: «не могли бы вы меня сфотографировать» и «этот чудный бирюзовый ансамбль шикарно подчеркивает обводы вашей несравненной талии», то я просто молчаливо фотографировал и улыбался прохожим.
Так ходить можно было долго, так как батарея моего фотоаппарата в этот день пошла на рекорд, а улыбаться прохожим я могу по 20 часов в сутки. Но нужно было, что-то делать, а вернее познавать. Так как театр начинается с вешалкохранилища, каждая книжка с обложки, а любая вечеринка с тоста, то и познание нового начинается с центра туристической информации.
Расположен он как нельзя удобнее, на углу центральной площади. Тут же рядом паркуется и автобусик с огромными панорамными окнами, который, под опись проезжаемого имущества городских улиц от седовласого водителя, промчит вас за 2 часа по всем улочкам. Поездка для половозрелого индивидуума стоит 9 евро, что для города, который и самому можно пешком обойти за 2 часа, по-моему, слегка завышено. Конечно, можно пропустить сальные подробности междоусобных выяснений отношений местных представителей власти из уст немецкого глашатого. Но тоненькой брошюрки и бесплатной карты из центра информации было вполне достаточно.
Город восхитителен в теплое время года. Можно опустить всю бутафорию туристического фарша из музеев-выставок и просто пуститься в пляс по магазинам и кафетериям центральных улочек. Но, если вы такие же зануды, как и я, то начать, пожалуй, стоит с церковного хода по местным храмам. Я не числюсь студентом ни в одной духовной семинарии и не являюсь поклонником крестовых походов. Просто церкви здесь действительно великолепны и являют собой топ достопримечательностей Висмара. Хотя, может, многие и предпочтут сначала оглянуться по сторонам на самой центральной площади. Но к площади я вернусь позже. В мой второй визит.
Итак, заправившись брошюрами и картами в информационной лавке под завязку и размывшись парой фраз с дородной немкой за стойкой бюро, я отправился куда глаза глядят. А глядели они на самую высокую башню города, принадлежавшую церкви Святой Марии. Она находится буквально в 150 метрах от главной площади.
Это самая заметная башня Висмара. Она увенчана пятиметровыми в диаметре часами, которые в 12, 17 и 19 часов разыгрывают одну из 14 колокольных мелодий. Рядом с церковью территория, огорожена оригинальным забором, на которой представлен небольшой парк скульптур. Одна из них выполнена в виде дамочки, которая явно не утруждала себя проблемами с соблюдением диет, румянящейся под теплым солнышком. Другая инсталляция представляет собой нескольких мужей, которые неплохо проводят время за перетягиванием каната. Я, было, хотел им помочь, но потом понял, что они здесь явно не ради победы, а больше для наслаждения самим процессом.
На месте сегодняшнего парка, когда-то стояла огромнейшая церковь, признанная одной из красивейших во всей северной Германии. Но, поврежденная еще в во время Второй Мировой, она была полностью уничтожена в 1960. Так что церковь сегодня представлена только уцелевшей 80-ти метровой башней.
Если зайти во внутренний дворик башни (слева, если смотреть на часы) то там есть лавка с сувенирами и печатными изданиями, а также маленький кинозал. Там каждые 20 минут крутят 3Д фильм о том, как еще в 13 и 14 веках вели постройки этой церкви. Сколько работников было в бригаде и скольки часовой рабочий день устанавливали местные профсоюзы. Фильм интересен для общего развития, тем более, что он бесплатен. Хотя, здесь бы пригодились знания немецкого. Вход рядом с кинозалом ведет в небольшую часовню.
Посмотрев фильм, нужно было выдвигаться к следующей соседней церкви Святого Георгия. Здесь вниманию представлена уже вся церковь в отреставрированном виде. Вход в нее тоже бесплатен, как и в остальные, хотя пожертвования в размере от 1-го евро очень охотно принимаются.
Огромное помещение с уходящими ввысь колонами и расположенным где-то на уровне облаков нефом заполнено оригинальными скульптурами, картинами и другими произведениями. Но ощущение пустоты в таком огромном пространстве не покидает тебя с первых минут. Сюда можно было бы пригласить добрую половину прихожан со всего Висмара. Кстати, население Висмара 45 тыс. человек, что по нашим меркам довольно таки не много. Хотя город имеет в себе все задатки крупного мегаполиса, так у нас, он скорее был бы причислен к ПГТ с таким же уровнем инфраструктуры. Но не об этом.
Как и ее соседка, церковь серьезно пострадала во время войны. В 2005 году закончились работы по реставрации. Для сравнения на выходе представлены две фотографии. Все как в рекламной продукции до и после, демонстрируя омолаживающий эффект от стараний умелых строителей. В свое время эта церковь была местом главной мессы для ремесленников и торговцев.
Выйдя из церкви, рекомендую устремиться на Любишьштрассе. Во-первых, это центральная улица города, собравшая по своим сторонам самые большие магазины, а во-вторых, здесь находится еще одна церковь Святого Духа. Церковь уступает размерами предыдущим, но по-своему прекрасна. Церковь отличается отсутствием здесь нефа, вместо которого сооружен деревянный потолок, украшенный рисунками 17-го века.
Идя далее вдоль центрально улицы, слева на углу можно увидеть огромный универмаг Karstadt. Это предмет гордости немцев, так как здесь расположена штаб-квартира Karstadt AG. Именно здесь Рудольф Карштад в 1881 году, одержимый идеей процветания и всемогущества, начал возводить свою империю универмагов. Как говорит путеводитель, он первый ввел в бизнес такое понятие как расчет наличкой. А до него, наверное, платили мешками с картошкой или пробками от бутылок. Вообщем, предпреимчевый был немец.
Если вы еще не устали от церквей, то можно нырнуть еще в одну. Последнюю, я обещаю. Это церковь Святого Николая, которая находится подальше от центральной тропы. Но не настолько, чтобы не добраться до нее за 5 минут пешком. Она такая же огромная, как и церкви Святых Марии и Георгия. Эта была церковь моряков и путешественников. Построенная в 14 веке, она пала жертвой урагана в 1703 годы, вследствие чего была частично перестроена позже.
Вдоль церкви течет узенький канал, один из самых старых искусственных городских каналов во всей Германии. Он соединяет озеро Лостенер и Балтийское море. С 13 века он поставлял жителям питьевую воду, крутил водяные мельницы и с удовольствием подливал воды в огонь из своих недр при тушении пожаров, пока в город не пришел «Водоканал» со своими трубами и кранами.
Если прогуляться вдоль канала и проследить, где же он теряется в морской пучине Балтики, то вы выйдете к старой гавани. По пути вам встретятся большие арочные ворота, которые когда то входили в комплекс оборонительный стен, возведенные еще шведами. Площадь перед старой гаванью обеспечит вас шикарным видом, а изголодавшихся после обхода церковных угодий путников плотным ужином в одном из многочисленных пабов с летними столиками. Невдалеке припаркованы несколько шхун, на которые можно ступить, не боясь отплыть в другую страну, и приобрести бутерброд со свежей рыбной начинкой.
Из рассказа я опустил подробности касающиеся примерки джинс в одном из бутиков, уплетание мороженного в летнем кафе, и прогулки окрестностями парка и улочками рабочих кварталов. Так может каждый. Ничего интересного.
Тот летний день подходил к концу, чтобы продолжится уже в другой раз в ноябре. Краски заметно потускнели, а холодная погода заставила променять футболку и солнцезащитные очки на перчатки и теплые подштанники. Но путешествие, несмотря ни на что, продолжалось.
Потерянная из виду в прошлый раз рыночная площадь, сегодня была более безлюдна, что и дало возможность разглядеть ее поближе. Как и в прошлый раз, я начал со стандартного похода в турбюро. Дело в том, что карты у меня с собой уже не было, да и сплетни хотелось новые послушать. Из интернета я узнал, что где-то есть бесплатная выставка, посвященная истории города. Видимо про нее знал только я, так как работница офиса на мой вопрос выдала мне карту с ориентирами и сказала, что я могу обустроить себе экскурсию сам. Смотришь на карту, смотришь на объект, 2 снимка, 2 строчки на немецком и пошел дальше. Так, мол, все делают. Спорить я не стал. Тем более спорить по-немецки я не люблю. Всегда есть возможность не вспомнить во время нужное слово и так и зависнуть с незаконченной фразой как робот Вертер с разряженным аккумулятором.
Оглянувшись на площади, в глаза сразу бросились 3 объекта. Первым был красивейший колодец в центре площади. Построенный по проекту голландского архитектора в конце 16-го века он давал напиться водицы колодезной жителям Висмара вплоть до начала 20-го века, когда больше это стало не модным. Гравированные надписи на нем, на латинском и немецком, рассказывают об истории добычи питьевой воды в те времена.
Прямо за колодцем стояло характерное для шведских построек здание, подобия которому можно встретить как в Стокгольме, так и в Риге. Говорящее название «Старый Швед» было номинованно ему в честь памяти о шведском периоде владения. В данный момент там находится кафе, в котором за 12.80 можно отведать большую тарелку с мясными изысками.
Самое заметное здание на всей рыночной площади это, конечно же, городская ратуша. Оно не отличается заметной стариной, так как его реконструированному варианту еще нет и двухсот лет. Старая кладка сохранилась только в подвальном помещении. Чем еще примечательно было именно подвальное помещение, так это тем, что именно там и находилась шаровая выставка об истории города. Подход к подвалу находится справа от главного фасада. Вход туда преграждала внушительная металлическая дверь, которая сбила с толку не одну пару любознаек. Пойдя наобум, я обнаружил, что дверь автоматически открывается при приближении к ней ближе, чем на метр. Тайна закрытой двери была раскрыта и жавшиеся у спуска в подвал туристы последовали моему примеру. Подвал служил разным целям в течение своего срока службы. Он был и винным подвалом членов Совета, и хранилищем тканевых материалов и складом для угля уже в наши времена. С его размерами 53х17 метров он вошел в кружок «самые большие подвалы северной Германии».
Внутри нас встречал форт-пост из регистрационной стойки наподобие отеля и 2-х мужчина за ней. Это был камерный пост работников подвала. Тут же есть камеры хранения и туалеты. Пройдя за стеклянные ворота, вы попадаете в средневековый подвал, где и выставлены экспоната рассказывающие о городских подвигах и его становлении. Здесь так же есть и уменьшенная городская модель. Есть 2 монитора с видео-экскурсом в историю, пояснительные записки и ремесленные поделки. Вообщем, все, что вы хотели знать о городе, только на немецком.
Выйдя из подвала, я позволил себе небольшую прогулку по старым местам для освежения воспоминание и получения свежих эмоций.
Висмар заслужено числится «наследием старины» и представляет себе миниатюрную структуру немецкого общества с их любовью к порядку, аккуратности и красному кирпичу. А его расположение в непосредственно близи от моря никогда не утомит ваше пребывание здесь городской суетой и искусственностью пейзажа.
Дешёвый ✈️ по направлению Висмар
- 25 ноя 2012, 19:36удалитьМне нравится Ваша подача материала, но было бы не плохо разбивать текст фотографиями, а то буквенный ряд порой утомляет, хочется картинки посмотреть!
- 26 ноя 2012, 01:39удалитьПонял. Спасибо, что следите за новинками так быстро!
Просто многое хочется написать. но буду переходить на новый жанр — фотоотчет. Просто есть такие места, где эмоции так и не раскрылись, а фото много. Попробую, что-то изменить. - 26 ноя 2012, 16:43удалить
bictorнаписал 25 ноября в 23:39
Понял. Спасибо, что следите за новинками так быстро!
Просто многое хочется написать. но буду переходить на новый жанр — фотоотчет. Просто есть такие места, где эмоции так и не раскрылись, а фото много. Попробую, что-то изменить.
Очень правильный подход! Порой фотографии выражают больше чем пару абзацев. Но слова не забывайте, у Вас это здорово выходит ими жонглировать.
Потом, Вы же у меня в друзьях, так что вижу все что Вы написали.