Вильнюс произвёл на меня незабываемое впечатление. Я так долго сюда собиралась, что когда оказалась здесь, то эмоции мои зашкаливали. Ожидания от увиденного оправдались, хотя, к сожалению, у меня был всего лишь один день для знакомства с ним.
А началось оно с обзорной площадки, что расположена на месте пересечения улиц Субачяус и Майроне. Судя по замочкам на оградительной решётке, здесь любят бывать молодожёны, чтобы сфотографироваться на фоне города. А виды отсюда открываются красивые, весь старый город как на ладони и уже здесь можно составить свой примерный маршрут.
Чтобы погрузиться в атмосферу города нужно бесцельно бродить по его улицам, смотреть на дома, прохожих, витрины, забежать в уютные дворики, посидеть в кафе не торопясь попивая кофе и наслаждаться спокойствием и умиротворением.
Но у меня всего лишь день, поэтому хочется успеть всё, что, конечно же, невозможно. Быстрым туристическим шагом центр города можно обойти за полдня и познакомиться с основными достопримечательностями, без них тоже никак не обойтись, попасть хотя бы на ещё одну смотровую площадку, ведь Вильнюс можно причислить к "городу на семи холмах", ну, а дальше как получится.
Главное, чтобы обувь была удобной, так как весь центр вымощен брусчаткой. По этому поводу даже существует легенда, в далёкие от нас времена каждый, кто приходил в город, независимо от пола, возраста, социальной принадлежности и веры, должен был принести с собой камень для мощения улиц. Хорошо хоть сейчас этого нет!
Начинаем. В старый город войдём через ворота Острая Брама или, как их ещё называют, Ворота Зари. Когда-то город был окружён крепостной стеной с воротами, построенными ещё в 16 веке, но до наших дней сохранились лишь одни, их задачей была охрана дороги ведущей в Минск, Смоленск и Москву — на Восток, то-есть на зарю (восход).
С наружной стороны на их аттике изображён герб Вильнюса, который поддерживают грифоны.
Пройдя ворота стоит оглянуться назад. В 17 веке над ними, монахами из церкви святой Терезы, была пристроена часовня для благословения путников. Но главное в ней это известная икона Божьей матери, которую одинаково почитают все православные независимо от конфессии, для всех является чудотворной. Написана она неизвестным художником и особенность её в том, что изображена она без младенца, а такое встречается достаточно редко. Одета икона в позолоченный оклад.
Говорят что и ворота сохранились только благодаря иконе. Вход в часовню расположен сбоку.
Сразу же от ворот начинается улица Аушрос Варту, что в переводе звучит как улица, ведущая к воротам Зари, только мы пойдём не к ним, а от них. Улица поражает, хотя её не назовёшь очень длинной, но на ней находятся три храма разных конфессий.
Римско-католический костел святой ТерезыСвятой Терезы примыкает к воротам и узким коридором соединяется с часовней и можно спокойно перемещаться из одной церкви в другую.
Это один из первых вильнюсских храмов в стиле барокко. Его архитектура близка римскому костелу ордена босых кармелитов Санта-Мария-делла-Скала, это и объяснимо. Фасад проектировал итальянский зодчий Константино Текалло.
Храм был освящён во имя Святой Терезы Авильской, испанской монахини, создательнице ордена "босоногих кармелиток".
Главный алтарь – один из самых красивых и пышных в Литве. Внутренние стены красочно расписаны фресками.
Но мне удалось только на несколько минут зайти в него, было утро и шла служба.
На улице, все увиденные дома, очень красивы и интересны. В общем только успевай смотреть. Бросается в глаза, на фоне светлых зданий, кирпичное, в готическом стиле 15 — 16 веков, с необычной отделкой, говорят, что в средние века это был склад, а сейчас здесь ресторан.
Соседние дома построены совершенно в другом стиле и выглядят блестяще. В Литву барокко пришло позднее, поэтому в строениях всё отточено до мелочей, проверено предыдущей практикой.
В процессе прогулки невозможно не заглядеться на витрины магазинов, они настолько разнообразны и так и притягивают взор.
А уж про дворы и дворики и говорить не приходится.
В одном из них находится художественная галерея.
Как уже писала костёлы и церкви находятся в непосредственной близости от обычных, гражданских строений и они все вместе воспринимаются как единый, гармоничный ансамбль, радуя глаз своей неповторимостью.
Вот и ворота, ведущие к церкви Святого Духа и Виленскому Свято-Духову монастырю, расположены всё на той же улице Зари и стены его вплотную примыкают к костелу святой Терезы.
Сам храм, хотя и является православным, но в нём отчётливо прослеживаются черты виленского барокко, от которых в своё время всячески старалось избавиться православное духовенство. В последующем на его долю выпадали пожары, нашествие французов, но несмотря на всё это он восстанавливался и существует и поныне.
А эти красивые ворота ведут к Троицкой церкви, по всей видимости она отмечает юбилей. Сами ворота построены позднее самого храма. На роскошном барочном фронтоне изображение Святой Троицы.
Прогулка продолжается. А идём по направлению у Ратушной площади.
Так как улица, в основном, пешеходная, то встречается такая вот "стоянка" велосипедов, количество их говорит о том, что они пользуются спросом. Но некоторым не хочется расставаться даже на велосипедной прогулке.
А вот и здание Национальной филармонии. Красивое здание в стиле эклектики, построенное в 1902 году. Ранее здесь располагался Городской зал. С ним у литовцев связаны особые воспоминания. Здесь впервые сейм потребовал автономии Литвы.
Рядом находится гостиница "Астория", раньше это был жилой дом перестроенный затем в гостиницу "Италия", необычное название для Литвы. Может быть потому, что в Вильнюсе многие здания строили зодчие из Тосканы. Хотя это здание проектировал немец...
Не переставая восхищаться увиденным, то, что дальше предстаёт перед взором, приводит в ещё больший восторг. Всё равно не укладывается в голове, как столько достопримечательностей могут находиться на такой небольшой территории.
А перед нами костёл Святого Казимира, это светлое и нарядное здание, которое является одним из первых в столице, возведённым в стиле раннего барокко. Фасад его пышно декорирован затейливыми архитектурными элементами.
Считают, что построен он был по образцу церкви Иль Джезу в Риме.
Венчает здание необычный купол в виде чёрной с золотом короны, подобная была у великих князей Литовских из рода Ягеллонов.
Строительство его началось в конце 15 века, в основание костёла был положен большой камень, доставленный из Антокольских гор, откуда его притащили семьсот виленских мещан. Костёл был освящён в честь святого Казимира, который являлся покровителем Литвы и Польши. В Литве святого Казимира также почитают как покровителя ремесленников. Этот юноша заслужил любовь и признательность людей не только своим благочестием, но участием и состраданием к бедным и обездоленным.
Костёл в 18 веке передавался православной церкви и был освящён в честь Николая Чудотворца, в связи с чем подвергался перестройке, но в конечном итоге был возвращён католической церкви и ему был возвращён его первоначальный вид.
Рядом с костёлом святого Казимира – дом профессоров, в котором жили выдающиеся деятели иезуитского ордена.
В костёл я зашла, но и время было ограничено, и служба шла, поэтому детально рассмотреть его не удалось, единственное на что обратила внимание — это алтарь. Его окружают изящные колонны под мрамор, расположенные на пьедесталах в виде больших ваз.
В верхней его части сцена Воскресения Христова, а над ним – изображение Святого Казимира.
Филармония, гостиница и костёл находятся на одной улице, что и предыдущие достопримечательности, вот только носит она уже другое название Диджёйи, что переводится как "Большая".
Во всяком европейском городе есть Ратуша и прилегающая к ней ратушная площадь, есть таковые и в Вильнюсе. Здание появилось ещё в 15 веке, построено оно было в готическом стиле, с тех пор оно неоднократно перестраивалось и восстанавливалось, но всегда было общественным. Современный вариант был построен в 18 веке. Здесь заседали местные власти, был театр, музеи, а теперь здесь проходят фестивали, конференции, выставки, все значительные мероприятия города.
А на площади был рынок, но здесь вплоть до середины 17 века исполнялись и смертные приговоры, для этого стояли эшафот и виселица.
Но от грустного отвлекает яркий храм святой Параскевы Пятницы. Он находится на пересечении улиц Пилес и Диджёйи и был построен по инициативе супруги великого князя Литовского Альгирдаса витебской княжны Марии Ярославовны. Это первый православный каменный храм в Вильнюсе. Как и всем храмам пережить ему пришлось многое: пожары, передачу в пользование униатам, но он выстоял.
Известен тем, что Петр Великий отслужил в нём молебен в честь победы над шведским королем Карлом XII и крестил здесь прадеда Александра Пушкина — арапа Ганнибала.
Рядом с церковью развернулся "вернисаж" изделий народных промыслов и произведений местных художников. Кстати рядом находится и национальная галерея Литвы.
От центральной улицы отходит множество средневековых узких улочек в которые стоит свернуть, чтобы насладиться спокойствием, красотой и их уютом.
Очутиться в необычном дворике и если бы не стоящая здесь машина, то подумать что оказался в Средневековье.
Идём дальше. Вот значимый для Литвы Дом сигнаторов, в нём в 1918 году была провозглашена независимость государства.
Над черепичными крышами возвышается колокольня костёла Святого Иоанна, которую видно из многих точек Старого города.
За ней находится Вильнюсский университет. Это своеобразный городок, внутри большого города. Он был основан иезуитами ещё в 1579 году и постепенно вырос в целый квартал с лабиринтом из дворов и зданий. Чтобы его осмотреть нужно не мало времени, которого у меня не было. Поэтому знакомство было кратким.
Недалеко от университета находится Президентский дворец построенный в духе классицизма.. Раньше он принадлежал епископату, землю под строительство даровал в честь крещения Литвы, князь Ягайло. Затем здесь была резиденция губернатора. Что интересно губернатором Вильнюса дважды был М.И. Кутузов, а в 1812 году здесь была резиденция Наполеона и отсюда он двинулся на Россию.
По пятницам и субботам дворец можно посетить, но только предварительно заказать экскурсию.
От площади Симонаса Даукантаса, где находится дворец, выходим на одну из старейших улиц города "Пилес", что означает "Замковая", она является продолжением или началом Диджёйи, в средние века и при Союзе это была одна большая улица. По ней выходим на центральную площадь Вильнюса — Кафедральную, на ней расположен самый большой в Вильнюсе кафедральный собор Святого Станислава и Владислава.
Его белоснежные колонны, позолоченные кресты делают это место праздничным и торжественным, и простор вокруг даёт чувство свободы. Видимо поэтому здесь проводятся все самые важные для страны мероприятия.
Над фасадом возвышаются три статуи, это Святой Станислав слева, посередине Святая Елена, справа Святой Казимир, а над главным входом установлены барельефы со сценами жития святых апостолов. В нишах установлены статуи четырех евангелистов.
Считают, что на этом месте раньше был языческий храм, после крещения Литвы, король Ягайло распорядился построить здесь православный собор. В последующем практически каждый правитель перестраивал его в соответствии со своими предпочтениями и велением времени.
Поэтому в его архитектурной истории нашли отражение готика, ренессанс и барокко.
Собор — это отдельная большая тема, здесь есть на что посмотреть,и сюда стоит зайти хотя бы для того, чтобы осмотреть красивейшую часовню Святого Казимира, вот только, к сожалению, я его не посетила, предпочла подняться на расположенную рядом Замковую гору.
Перед собором возвышается 57-метровая колокольня, она осталась одна из четырёх, которые со стеной окружали Нижний замок. Два её яруса были надстроены позднее. У курантов, установленных на ней, нет минутной стрелки, зато каждые 15 минут они звоном колокола напоминают, что прошла четверть часа.
На площади установлен монумент основателю города Гедеминасу, он изображает князя как храброго воина — в шлеме, латах, с мечом и боевым конем. Рядом разбит парк.
Непосредственно у горы находится королевский дворец, который восстановили с нуля по сохранившимся рисункам. Собственно с этого места и началась история Вильнюса. Как гласит легенда литовский князь Гедеминас охотился в этих местах. Устав он заснул у подножия замковой горы и увидел во сне железного волка, который выл, как целая стая. Пророческий сон разъяснил князю языческий жрец. Он сказал, что на этом месте следует построить замок и основать город, который будет неприступен, как железный волк и слава этого города разнесётся по свету, как вой ста волков.
Так князь и поступил, построил на горе Верхний замок и назвал свою будущую столицу в честь реки Вильни. Его безуспешно штурмовали несколько раз крестоносцы, а вот войска русского царя Алексея Михайловича взяли Вильнюс в 1655 году и сильно повредили замок. Постепенно он утрачивает своё стратегическое значение и медленно разрушается.
В древнем предании говорится, что из Замковой горы, где стоит башня литовского короля Гедеминиса под землёй разбегаются во все стороны ходы таинственного лабиринта, которые омываются пещерной рекой.
Из всех построек сохранилась лишь эта башня, на которой устроена смотровая площадка. Подняться на вершину можно пешком по древней дороге, опоясывающей гору, которая начинается от Кафедральной площади, а можно выйти на берег Нериса и подняться на фуникулере.
Я отправилась пешком, кажется вот уже и близко эта красно-кирпичная восьмиугольная башня, но идти всё труднее, поэтому дойдя до неё, подниматься на смотровую площадку, что имеется в ней я не стала. Внутри башни находится музей истории Вильнюса.
Но и с горы открываются прекрасные виды. "Сверху город кажется причудливо расписанной чашей, вылепленной ладонями разных эпох, народов и сословий..." Можно бесконечно "разглядывать многовековое творение — золотые луковки церквей, медные купола дворцов и костёлов, красные пятнышки черепичных крыш и пчелиные соты белых кварталов."
Отсюда видно и вершину одного из холмов, на которой красуется знаменитый вильнюсский памятник — три высоких белоснежных креста, установленных здесь в честь монахов- францисканцах. Литва из всех европейских стран дольше всех сохраняла язычество, поэтому после введения христианства, многие жители были не довольны этим и не смирились. Язычники распяли христианских монахов и бросили в реку. В память о них и были установлены в 17 веке кресты, которые ещё и символизируют силу веры и могущество христианской религии.
А с другой стороны современный город.
Отдохнув, отправилась смотреть на ещё одно чудо Вильнюса, это костёл Святой Анны, один из самых необычных и гармоничных соборов Вильнюса, шедевр поздней “пламенеющей” готики конца 15 века. Он действительно выглядит как костёр, за счёт стремящихся ввысь башенок и шпилей, через века пронёсший свою воздушную, лёгкую и в то же время строгую красоту.
Построен он из 33 видов кирпича, за счёт этого и получился такой необычный цвет.
Существует мнение, что именно благодаря своей удивительной красоте собор обязан тем, что он сохранился до наших дней целым и невредимым. Наполеон, так написал о нём императрице "Если бы мог, то принёс бы его тебе на ладони".
А лучше всего сказал о нём М.Богданович.
"Чтоб заживить на сердце раны,
Чтоб освежить усталый ум,
Придите в Вильну к храму Анны,
Там исчезает горечь дум.
Изломом строгим в небе ясном
Встаёт, как вырезной, колосс.
О, как легко в порыве страстном
Он башенки свои вознёс.
А острия их так высоко,
Так тонко в глубь небес идут,
Что миг один, и — видит око —
Они средь сини ввысь плывут.
Как будто с грубою землёю
Простясь, чтоб в небе потонуть,
Храм стройный лёгкою стопою
В лазури пролагает путь.
Глядишь — и тихнут сердца раны,
Нисходит мир в усталый ум.
Придите в Вильну к храму Анны!
Там исчезает горечь дум."
Рядом с ним находится костёл св.Франциска Ассизского отцов-бернардинцев. Но он теряется рядом с костёлом Святой Анны.
Я убедилась, что Вильнюс – это город церквей и костелов. Нигде больше я не видела такого количества соборов и такого разнообразия архитектурных стилей.
В восторженном настроении иду дальше по улице Бернардирцев, но и она продолжает удивлять!
Ничем не примечательные домики, но красота должна быть везде, видимо так решили жители и украсили растущие рядом деревья.
А вот обычный с виду дом, но, оказывается, и он имеет давнюю историю, которая скрыта под штукатуркой, но чтобы мы увидели её нам приоткрывают.
Но больше всего меня порадовала стена с замурованными в неё чайниками. Выглядело это весело и как оказалось объяснимо. Рядом находился специализированный магазин, а это была такая своеобразная реклама.
На одном из них даже изображена карта Вильнюса.
День был жаркий, поэтому хотелось найти уютное местечко, где можно было бы посидеть и насладиться полностью окружающей обстановкой. Представить, что я никуда не спешу, что время ненадолго остановилось. Найти его не составило труда, в Вильнюсе множество открытых кафе. И время послушалось — остановилось.
Но всё хорошее заканчивается, поэтому снова в путь, где тоже ждут прекрасные мгновения.
Вильнюс — запомнились его широкие мостовые, тесные и узкие улочки, расходящиеся от больших и малых площадей, его многочисленные храмы и та непередаваемая атмосфера, что окутывает город степенной стариной и свежестью.