Незадолго до нашей поездки в Литву моя знакомая по Лиру Надя, узнав, что мы собираемся в Вильнюс, предложила остановиться у нее. На тот момент мы уже забронировали все отели, но желание пообщаться с интересным человеком (а Надя, как выяснилось, - человек не просто интересный, а еще та авантюристка-путешественница) пересилило, и мы согласились. Встретить она нас обещала на вокзале в Вильнюсе. Но оказалось, что в столице Литвы очень оригинальная система приезда граждан из других стран. Несмотря на то, что пограничный контроль мы прошли еще в Кяне, оказалось, что в Вильнюсе этот контроль нужно проходить повторно. Для этого в подземном переходе с перрона оборудована специальная будка, где сидит тетя и проверяет у всех паспорта. Естественно встречающих на перрон не пускают, и с Надей и с ее подругой Виолеттой мы встретились уже у будки после вторичного паспортного контроля.
На осмотр Вильнюса и его окрестностей у нас было выделено аж целых три дня. Но терять время мы не стали, оставили у Нади вещи, попили заботливо приготовленного ею чаю с бутербродами (кстати, Надины бутеры - это что-то! Мы потом о них ни раз и с восторгом вспоминали, а я даже взяла рецепт на вооружение) и отправились гулять по Вильнюсу.
Вильнюс - какой-то странный город. С одной стороны, спросите любого человека, кто ни разу в нем не был, чем знаменит этот город, какие достопримечательности и интересные места можно в нем посмотреть? И мало кто вам сходу ответит. А с другой стороны, как только начинаешь гулять по нему, сразу понимаешь, что здесь столько всего, что и тех самых выделенных нами трех дней будет маловато!
Первым делом мы отправились к Остра Брама. Остра Брама - это единственные сохранившиеся старые городские ворота.
Правда, это имя дали им поляки, по-литовски Остра Брама называются Аушрос, что значит, Ворота Зари. Поляки же со своим названием засветились здесь не случайно. Некоторое время Вильнюс находился в составе Польши, до этого вместе с Польшей - в составе России, а до того момента вообще Польско-Литовское государство было единым княжеством, и, например, по данным переписи населения 1897 года, поляков в Вильнюсе жило около 31 процента, а литовцев - всего чуть больше двух. Да и сейчас, по сведениям на 2001 год, поляков тут не менее 18 процентов. Так что, можно сказать, что воротам прижились оба названия. Кстати, кроме них, тут сохранился еще небольшой кусочек стены, а главное - надвратная часовня при церкви святой Терезы. Такие часовни в 16-17 веках было принято надстраивать над городскими воротами очень часто. В них обычно хранились иконы, которые должны были защищать город от врагов и благославлять всех сюда входящих. Но самое удивительное, что такая икона хранится в часовне над Остра Брама и сейчас.
Это икона Божьей Матери работы неизвестного художника начала 17 века по-другому называется Вильнюсской Мадонной. Она широко известна среди католиков всего мира, ибо считается чудотворной. А что такое чудотворная икона? Эта та, которая помогла многим верующим исцелиться, и к которой теперь отовсюду совершаются паломничества. Я видела такую в польском городе Ченстохове, там к иконе было не протолкнуться, а костел с ней осаждали толпы верующих. Поэтому увидеть Вильнюсскую Мадонну воочую у меня даже мыслей не было. Но оказалось, что это совсем не сложно. Конечно, к ней шли люди, и их было не мало, но мы спокойно поднялись в часовню, спокойно вместе с другими подошли к иконе, и мне даже удалось ее сфотографировать - это здесь разрешается.
Кстати, рядом с иконой на стенах часовни висело множество серебристых сердечек, изображений рук и ног. Как я поняла, их принесли сюда исцелившиеся люди, как символы того, каким конкретно недугом они страдали.
От Остра Брама начинаются улочки старого города.
Старый город Вильнюса чем-то схож, а чем-то отличается от центров других европейских городов: здесь есть и очень узкие улицы, есть и такие, где вполне спокойно разъезжает легковой транспорт.
Старый Вильнюс - один из самых больших по площади в Европе и целиком взят под охрану ЮНЕСКО. Это и не удивительно - на старинные дома 15, 16, 17, 18 веков любоваться всегда приятно, а представлять, как и какие люди там жили, вдвойне.
Пожалуй, самой уютной и симпатичной улицей из всех в старом Вильнюсе я бы назвала улицу Пилес - пешеходную, застроенную не только старинными зданиями, но и магазинами, кафешками и ресторанчиками.
Здесь всегда много туристов, на развалах местные художники продают свои картины, музыканты играют на дудочках и свистелках, а вильнюсцы предпочитают прогуливаться здесь с декоративными маленькими собачками.
Атмосфера очень приятная и умиротворяющая, неспешная и спокойная. Так что, по Пилесу прогулялись и мы, причем, несколько раз.
Если же пройти по Пилес дальше, то вы попадете на Кафедральную площадь - самую главную в городе. Здесь можно обозреть сразу три достопримечательности: кафедральный собор, он же - базилика святых Станислава и Владислава, колокольню при нем и памятник Гедиминасу.
Кафедральный собор имеет весьма необычную форму. Он очень похож на классический греческий храм. Причин тому несколько. Дело в том, что до него на этом месте стоял языческий храм бога Перунуса (или, по-нашему, Перуна). Днем и ночью в нем горел жертвенный огонь, дабы умилостивить сурового бога-громовержца. Потом здесь был построен первый собор, но в ту пору Литва целиком еще не приняла христианства, и наравне с христианскими таинствами тут продолжали совершаться языческие обряды и жертвоприношения. Только в 1387 году, после принятия Литвой христианства, на этом месте построили новый собор, который, правда, простоял чуть больше 30 лет и благополучно сгорел. Собор отстроили заново, но он все равно постоянно страдал от пожаров, пока в 1769 году его окончательно не погубил... шторм. Тогда было принято решение собор перестроить. А в ту пору в Европе как раз вошел в моду неоклассический архитектурный стиль, вот потому-то его и замыслили сделать, как классический греческий храм, что, в общем-то, и было осуществлено. Теперь собор украшают, как и положено, колонны, а вдоль его стен стоят статуи правивших королей.
Колокольня же имеет 17 колоколов и вообще считается одним из самых старых строений в Литве. Построили ее в 13 веке, и раньше она служила одной из оборонительных башен Нижнего замка, от которого сейчас практически ничего не осталось.
Что же касается памятника Гедиминасу, то здесь, пожалуй, пора рассказать историю о возникновении Вильнюса. В начале 14 века жил такой великий князь. И вот как-то отправился он на охоту. Бегал, бегал по лесам за туром, наконец, настиг его, но притомился, тем более, уже наступал вечер. И решил князь Гедиминас переночевать в лесу, на одном из холмов, на берегу реки Вильня. Разбили лагерь, князь улегся спать, а ночью ему приснился сон. На высоком берегу Вильни стоял огромный волк и очень громко выл. Князь попытался его пристрелить, но все стрелы отскакивали от волка, не причиняя ему никакого вреда. На следующее утро Гедиминас приказал позвать толкователя снов. И тот объяснил, что сон значит волю богов построить на этом месте замок. Этот замок будет таким же неприступным и грозным, как железный волк (в Вильнюсе сейчас, кстати, есть улица Железного Волка), а потом вокруг него вырастет город, и слава о нем будет такой громкой, как вой свирепого волка. Гедиминас повиновался воле богов, и вскоре в указанном месте начал строительство замка и города. А чуть позже Гедиминас переселился в Вильнюс из Тракая и сделал его столицей Литовского государства.
Конечно, это все - легенда. Но князь Гедиминас реально существовал, правил страной с 1316 по 1341 год, осуществил много реформ, и считается, что даже заложил основы будущей империи, так как в эти годы Литва особенно расцвела. Ну, а теперь главную площадь Вильнюса украшает памятник в его честь. Правда, на мой взгляд, немного не пропорциональный. На пьедестале стоит Гедиминас вместе с конем, и почему-то кажется почти что одного с ним роста. А если учесть, что в Средние века люди были гораздо ниже наших современников, то напрашиваются два вывода: либо Гедиминас был гигантом, что вряд ли, либо ездил не на коне, а на пони, что тоже сомнительно. В общем, странный памятник.
Кстати, в Вильнюсе с Гедиминосам связано еще несколько мест. Например, сразу от Кафедральной площади отходит проспект Гедиминаса - вполне милый, очень похожий на нашу Тверскую.
А неподалеку от кафедрального собора стоит Замковая гора, где как раз Гедиминас построил свой Верхний замок. Правда, с этим замком выходит какая-то путаница. По официальным данным, возвели его в 1230 году, то есть тогда, когда Гедиминас еще даже не родился. А вот Нижний замок, тот самый, от которого осталась одна единственная башня, превращенная теперь в колокольню при Кафедральном соборе, по времени строительства как раз совпадает с годами правления князя и вполне возможно, что построил он именно его и затем переехал туда жить из Тракая. Однако ж, замком Гедиминаса называется все-таки Верхний замок. От него, кстати, не считая куска стены, тоже осталась одна единственная башня, которая сейчас считается чуть ли не визитной карточкой Вильнюса.
Впрочем, во времена Гедиминаса этот замок по-любому был всего лишь деревянным, укрепляли кирпичом и перестраивали его уже в годы правления его внука Витовта. Именно тогда Верхний замок стал мощным и неприступным сооружением с крепостными стенами в три метра толщиной. Правда, во время войны с Москвой в 17 веке замок серьезно пострадал, а к 20 веку от него остались одни руины. Поэтому то, что сейчас можно видеть на Замковой горе - это уже результаты современных восстановительных работ.
На Замковую гору можно подняться пешком или на фуникулере, больше напоминающем лифт, что мы и сделали.
На крыше башни Гедиминаса есть обзорная площадка, с которой можно полюбоваться панорамой старого Вильнюса, а внутри башни - исторический музей. Но мы попали в замок в выходной день, поэтому и площадка, и музей были закрыты. Впрочем, мы особо не расстроились, полюбовались Вильнюсом от стен башни (оттуда тоже открывалась неплохая панорама города) и отправились дальше.
Кстати, что касается мест, где можно увидеть Вильнюс с высоты птичьего полета, то Надя нам о них рассказала заранее. Одним из таких мест здесь несомненно считается Замковая гора. Вторым - гора Трех Крестов, которая находится рядом с Замковой. В Средние века там тоже стоял оборонительный замок, а сейчас стоят три белых, устремленных в небо креста. История же этих крестов уходит в далекое прошлое. Как я уже говорила, почти до самого конца 14 века Литва была языческим государством. Тем не менее, христианство здесь все-таки пытались проповедовать, но абсолютно безуспешно: миссионеров, как правило, казнили. Историки утверждают, что в 13 веке на холме, где сейчас стоят кресты, были убиты семь монахов-францисканцев, проповедовавших новую для литовцев религию. Их распяли на крестах, а затем бросили в реку, дабы проверить: спасет ли их их бог. Только четырьмя веками позже жители Вильнюса решили увековечить память об этих пострадавших за веру монахах, и установили на месте их гибели первые деревянные кресты. В 1916 году кресты заменили на бетонные, но во времена советской власти их взорвали. В общем, те, которые стоят на горе сейчас, установили в 1989 году.
Мы на Гору Трех Крестов не ходили, а для любования видами избрали третье место, рекомендованное Надей, - холм у парка рядом с улицей Субачаус, откуда нам открылся вид чуть ли не на весь старый город.
Кстати, неподалеку от этого места раньше проходила городская стена, и сейчас, как и замок Гедиминаса, ее тоже активно восстанавливают.
Пожалуй, главной достопримечательностью старого города в Вильнюсе можно назвать католические и православные храмы. Их здесь - превеликое множество, посмотреть все нам, конечно, не удалось, да особо и не входило в наши планы. Мало того, так как православные храмы мы часто посещаем в России, то в Вильнюсе старались больше внимания уделять католическим. Так что, из православных мы осмотрели только два с половиной - соборную церковь Свято-Духова монастыря 16 века с колокольней, Пречистенский кафедральный собор 14 века, восстановленный в середине 19-ого и церковь Святой Троицы 17 века. А почему два с половиной? Потому что в последнюю церковь мы не заходили, а по разным источникам она относится либо к русской православной церкви, либо к греко-католической. И я, учитывая ее архитектурный стиль, признаться, больше склонна ко второму варианту. Хотя, если это не так, пусть меня поправят знатоки.
Что же касается костелов и католических монастырей, то мы, не считая кафедрального и того, что стоит в одном из двориков вильнюсского университета (о нем я расскажу попозже), посетили их целых шесть, причем два из них - за пределами старого города. И начну я как раз с того, который находится за пределами старого города, с костела святых Петра и Павла, потому что большинству моих знакомых, побывавших в Вильнюсе, он показался самым красивым.
Считается, что раньше на месте этого костела находилось языческое святилище богини Милды, а первый деревянный костел построили здесь в самом конце 16 века. Но с тем костелом что-то случилось, и буквально через 20 лет тут появился новый и тоже деревянный, который благополучно разрушили во время войны с Москвой в середине 17 века. Тот же, который мы можем увидеть сегодня, заложил великий гетман литовский по имени Михал Казимир Пац и сделал он это в исполнение собственного обета, который он дал за свое избавление при бунте в войске (хм?) и в освобождение Вильнюса от захватчиков. Если на костел посмотреть снаружи, то найти в нем что-то особенно выдающееся, на мой взгляд, сложно. Вся его красота внутри. Во-первых, в нем девять алтарей, и самый главный из них - во имя святых апостолов Петра и Павла.
Во-вторых, стены костела украшены таким количеством лепных композиций, что подобного мы вообще больше нигде не видели. Сделаны горельефы из искусственного мрамора, который правильно называется стукко.
Здесь можно видеть разных ангелочков, библейских персонажей, святого Христофора - покровителя Вильнюса, но Антона, например, больше всего поразила скульптура скелета с косой, которая стоит при входе в собор и изображает аллегорию смерти.
В-третьих, лично мне очень понравился корабль, висящий перед главным алтарем. Правда, информации о том, что именно изображает он, я нигде не нашла. Ноев ковчег?
Кстати, изображения аллегорий смерти мы встретили не только в костеле святых Петра и Павла, но еще и в костеле Святого Духа при Доминиканском монастыре.
Но в нем изображать такие аллегории, как говорится, сам Бог велел. Дело в том, что рядом с главным алтарем этого костела (а всего алтарей в нем 16, так что, их количеством он даже перещеголял костел святых Петра и Павла) есть небольшая дверь, которая ведет в подземелье. Оно напоминает запутанный лабиринт из галерей комнат, ведущих одна в другую, и склепов в несколько этажей. В этих склепах захоронено около двух тысяч мумифицированных останков людей, погибших от чумы в 17-18 веках. В общем, жуткая жуть и страшный страх. Мы в это подземелье не ходили, так как, когда пришли в костел, в нем как раз шла служба. Кстати, сейчас костел Святого Духа принадлежит католической польско-говорящей общине, и службы там ведутся на польском языке. Внешне же костел опять-таки не представляет собой ничего особенного, но внутренние его интерьеры в стиле рококо безусловно хороши.
А вот костел святой Анны нам не удалось посмотреть снаружи - он оказался целиком в лесах, снимать которые собирались не раньше конца декабря. Нам было очень жаль, особенно потому что этот костел, построенный в стиле поздней готики, хоть и небольшой, очень красивый и считается визитной карточкой Вильнюса. Даже факт, что для сооружения его фасада зодчие использовали 33 вида кирпича, создающих неповторимые узоры, слагающие арки и придающие костелу легкость и изящность, что, кстати, именно в кирпиче, по мнению специалистов, сделать сложно, - говорит о многом. Когда сюда пришел Наполеон и увидел костел святой Анны, он сказал, что, если бы этот костел помещался бы на ладони, то он перенес бы его в родной Париж. Но увы, костел мы осмотрели только изнутри.
Рядом с костелом святой Анны стоит другой костел - бернардинцев. Мало того, вместе они образуют единый ансамбль - признаться, раньше я такого вообще нигде не видела. Костел бернардинцев, на мой взгляд, выглядит немного странно - он даже не совсем похож на храм. А все дело в том, что раньше он был частью оборонительной стены, окружавшей город, и под его крышей до сих пор сохранились амбразуры.
Внутри костел тоже оригинален - хотя бы тем, что его алтари украшают деревянные фигуры и среди них есть даже особо ценное распятие - старейшее в Литве и датируемое 14 веком, а еще фрески 16 века.
Рядом с костелом бернардинцев находится их же монастырь. Он еще старше костела и раньше был одним из самых крупных в Вильнюсе.
Костел святого Казимира тоже заслуживает внимания. Как и костел святой Анны, он, как мне показалось, больше интересен внешне, чем изнутри. Это был первый собор в барокканском стиле, построенный иезуитами, но из-за того, что он постоянно горел и разрушался, его очень часто приходилось перестраивать, и в 18 веке ему даже заменили купол, сделав его в виде короны, похожей на ту, что у шахматного ферзя.
Еще интересно, что было время, когда из костела святого Казимира пытались сделать православную церковь и даже водрузили на его башенки головки-луковицы. Но православным собор пробыл недолго, в годы советской власти в нем разместился музей атеизма, а сейчас его снова передали иезуитами.
Ну, и, наконец, последний и, пожалуй, самый загадочный костел, который мы посетили в Вильнюсе, - это костел Вознесения Господня при монастыре миссионеров. Во-первых, внешне он показался нам самым высоким из всех, что мы видели в Вильнюсе, хотя не исключаю, что это из-за того, что стоит он именно в таком месте - на возвышении, которое дает сий эффект. Во-вторых, он безусловно очень красив и, как я поняла, выполнен тоже в стиле рококо. Но, что самое удивительное, костел недействующий. Он кардинально закрыт, стены его выглядят обшарпанно, реставрацией здесь и не пахнет, а в части зданий расположенного тут бывшего монастыря разместилась городская больница, другая же их часть заброшена и стоит с выбитыми стеклами. Это особенно обидно и непонятно, так как костел и монастырь явно заслуживают лучшей участи.
Конечно, Вильнюс богат не только костелами, и мы осмотрели в столице Литвы и другие достопримечательности. Например, старый город был бы не старым городом, если бы в нем не было ратуши. Кстати, вильнюсская ратуша в нашей путешественнической судьбе сыграла небольшую роль. Если бы не она, мы бы еще долго думали, где организовать одним из вечеров встречу с Юлием и его женой Тоней из Минска, с которыми мы были знакомы только по интернету, которые приехали в Вильнюс в то же время, что и мы, и с которыми мы взаимно решили познакомиться в реале. Но об этой нашей встрече я расскажу в одном из следующих постов. А пока - о ратуше.
Первая ратуша появилась в Вильнюсе в конце 14 века, когда город получил Магдебургское право, но где она стояла, сейчас толком никто не знает. Та же ратуша, кою можно видеть здесь сегодня, появилась в 18-19 веке - ее перестроили из старой готической, возведенной в 15 веке, которая неоднократно горела и разрушалась из-за регулярно падающей во время пожаров на ее основную кровлю башенки. Место для строительства той ратуши было выбрано весьма подходящее. На площади перед ней аж до середины 19 века располагался рынок, а еще раньше проводились разные городские празднования, казни, стояли виселица и позорный столб. В общем, это было даже чересчур общественное место.
В ратуше же сначала, как и полагается, заседала местная власть, потом здесь открыли театр, а с 1940 по 1998 годы - вообще музей искусств. Сейчас в ней находятся дворец художников, кафешка и бюро туристической информации.
Еще одно интересное место в Вильнюсе - это университет, который открылся здесь еще аж в 16 веке. Но если кто-то думает, что это что-то вроде нашего МГУ, то это вовсе не так. Вильнюсский университет - это целый комплекс старинных зданий, построенных в архитектурных стилях готики, ренесанса, барокко и классицизма, расположенных вокруг 13 двориков разной величины и планировки, и занимающих практически целый квартал в старом городе. Для студентов вход в университет, конечно же, бесплатный, для прочих посетителей стоит несколько лит. Но их, если честно, не жалко, вильнюсский университет настолько необычное сооружение, что стоит и не этих денег.
Описывать все дворики я не буду, расскажу только о тех, которые мне наиболее понравились. Если вы подойдете к университету со стороны улицы Университето, то даже еще не заходя на его территорию, окажетесь в Библиотечном дворе, ибо это сейчас здесь площадь ничем не отделенная от улицы, а раньше от улицы Библиотечный двор был отгорожен каменным забором. Стоят тут, собственно, библиотека, корпус исторического факультета и бывшая астрономическая обсерватория.
Пожалуй, самое интересное, что есть в библиотеке (книги и архивы в учет не берем) - это ее дверь. Сию дверь торжественно и впервые открыли в 2001 году, но с тех самых пор, в библиотеку попадают, по-моему, другими всевозможными путями, но не через нее: во-первых, потому что эта дверь - одновременно памятник в честь 450-летия первой литовской книги "Катехизис" Мартинаса Мажвидаса, а во-вторых, потому что на нее угрохали аж целых полмиллиона литов, и она отные считается самой дорогой дверью в Литве. Только створки сий двери весят около 300 килограммов, а ее гранитные обрамления - в общей сложности 15 тонн. В верхней ее части расположены бронзовые портреты разных известных деятелей: Николая Христофора Радзивила Сиротки, основавшего в 1579 году первую городскую типографию, где чуть позже была отпечатана первая книга Великого княжества Литовского; местного епископа Валериана Протасевича, открывшего иезуитскую коллегию и ее библиотеку; Папе Римскому Григорию Тринаддцатому, утвердившему документ об основании университета и прочих. Посередине изображен герб университета и надпись "Первой литовской книге 1547-1997". Ниже - портреты других выдающихся деятелей. Дверь, безусловно, хороша, но зачем она здесь такая нужна, толком понять сложно. Причем, не только мне.
Обсерватория. Ее здание весьма милое, особенно мне понравились пилястры у самой крыши с фресками 18 века, где можно узреть изображения математических и астрономических приборов и символов семи планет Солнечной системы.
Раньше на крыше еще стоял телескоп, но он сгорел при пожаре. А еще были привезенные из Эдинбурга электрические часы. Их механизм регулировался астрономическими приборами, поэтому они показывали самое точное время. Причем до такой степени, что военные на Замковой горе в телескоп, который они одолжили у астрономов, следили за часами и по их показаниям ровно в полдень стреляли из пушки.
Правда, со стороны Библиотечного двора можно рассмотреть только, так сказать, тылы обсерватории. Ее же фасад виден из двора Обсерватории - самого старого двора университета. Здесь на ее здании пока еще читаются цитата из Виргилия: "Отвага дает старому небу новый свет" и другая: "Это дом Урании. Идите прочь, профаны! Здесь унижают ничтожную Землю: отсюда поднимаются к звездам!". Надписи уже поистерлись, но пока что прочитать их еще можно. Что же касается двора Обсерватории, то раньше здесь до кучи располагалась аптека и выращивались лекарственные растения.
Но вернемся на площадь перед библиотекой. Отсюда можно попасть во двор Сарбевия, где еще столетие назад находились квартиры университетских профессоров. Сейчас тут стоит книжный магазин с разной учебной и научной литературой.
Из двора же Сарбевия проход с висящим над ним колоколом Свободы ведет в Большой двор, коий, на мой взгляд, самый красивый в университете. Здесь находятся костел святых Иоаннов с колокольней, аула и множество галерей по периметру двора, в которых висят таблички с именами преподавателей и выдающихся выпускников.
Кстати, в Вильнюсском университете учился и Тарас Шевченко. Правда, табличка с его именем висит не в галереях Большого двора, а на здании исторического факультета рядом с библиотекой.
Хотя я уже в этой главе описала множество вильнюсских костелов, университетский костел все-таки отмечу отдельно. Во-первых, интересен он хотя бы тем, что сюда редко заходят те, кто не связан с наукой (туристов в учет не берем).
В основном же костел служит для ученых и студентов, в нем даже проводятся отпевания разных научных деятелей. Во-вторых, раз уж мы затронули эту тему, в костеле похоронено не мало важных ученых и прочих знаменитых людей. Например, мы обнаружили там подобие надгробия Адама Мицкевича, которое, впрочем, оказалось лишь памятником ему.
В-третьих, здесь проводятся органные концерты. В-четвертых, находится музей науки, в котором собраны разные манускрипты (в основном религиозной тематики), картины и где даже проводятся лекции.
Аула рядом с костелом - здание тоже интересное. Правда, что там находится внутри, для нас осталось загадкой. Зато в ее подвале есть кафе под названием... "Морг". Конечно, официально оно называется как-то по-другому, но студенты окрестили его именно так, а преподаватели, которые тоже приходят туда попить чайку, их в этом поддержали. Что подают в "Морге", для нас тоже осталось тайной, покрытой мраком. Как и вся аула, он был кардинально закрыт.
Ну, и последний примечательный университетский дворик, о котором я хочу рассказать, это - двор Старой типографии. Здесь с 1586 года находилась типография иезуитской академии, и именно в ней были напечатаны первые литовские книги: "Катехизис", "Постилла" и "Трехъязычный словарь".
На осмотр университета у нас ушло не меньше часа. А нагулявшись в его двориках, мы снова вышли на улицу Университето, и вскоре оказались рядом с еще одним важным учреждением, о котором нельзя промолчать - президентурой! Внешне это небольшое трехэтажное здание без каких-либо заборов или грозной охраны, а ведь именно в нем теперь заседает президент Литвы Даля Грибаускайте. Раньше, с конца 14 века, на этом месте стоял дворец вильнюсского епископа, потом, после разъединения Литвы и Польше, сюда переехало Российское генерал-губернаторство, здесь гостили Наполеон и Александр Первый. А в 19 веке дворец перестроили из готического в стиле ампир, в коем он и пребывает до сих пор. Когда мы проходили мимо президентуры, то убедились, что президент Литвы была во дворце. Это становится ясно по трем флагам, вывешенным перед ним. Если все три флага подняты, то президент в Вильнюсе, если приспущены, то уехала, а если у нее гостят главы других стран, то литовские флаги (максимум два из трех) заменяют флаги тех государств, откуда приехали гости.
Ну, а закончить главу о достопримечательностях Вильнюса я хочу упоминанием о том, что в этом славном городе есть не только старые кварталы и дома, построенные в прошлые века. Вильнюс развивается. За его главной водной артерией - рекой Нерис - уже сейчас выстроен немалый современный город небоскребов из стекла, зеркал и бетона, который выглядит не хуже, чем Москва-Сити. Он виден буквально с любой точки Вильнюса, и сейчас в этот деловой центр переезжают офисы различных фирм, госструктур литовских и иностранных представительств. Правда, в связи с разразившимся кризисом далеко не каждой фирме по силам арендовать там помещения, и пока что многие из них пустуют.