Вильнёв-лез-Авиньон, Villeneuve-lès-Avignon — 43°57'48" 4°47'59" паркинг. Население — 12,5 тысяч.
Мой рейтинг – 8/10
Время работы Форта Сент-Андре:
Открыт для посетителей c 1 апреля по 15 мая, с 10 до 13 и с 14 до 17.30
с 16 мая по 15 сентября, с 10 до 13 и с 14 до 18
с 16 сентября по 30 сентября, с 10 до 13 и с 14 до 17.30
с 1 октября по 31 марта с 10 до 13 и с 14 до 17.
Закрыт — 1 января, 1 мая, 1 и 11 ноября и 25 декабря.
История Вильнёв-лез-Авиньон конечно не так сиятельна, как история близлежащего Авиньона, но она всегда напрямую была связана с событиями в Великом Папском городе, а потому по своему интересна и блестяща.
В V веке на месте древнего захоронения (возможно, речь идет о святом Кесарии Арльском) на холме Андаон было основано аббатство, посвященное Святому Андре. Вокруг аббатства, как это часто случалось в те времена, довольно быстро выросло монастырское поселение. Активный рост аббатства начался с 1189 года, когда было закончено строительство моста через Рону и налажено прямое сообщение с Авиньоном. В 1229 году после окончания Альбигойского похода и падения Тулузы настало время дележа добычи. Короне достался западный берег реки Роны, включая территорию будущего Вильнева, сама Рона и часть Авиньона.
В 1290 году король Филипп Красивый уступил свою долю Авиньона кузену Карлу Анжуйскому. Братские отношения в то время были весьма своеобразной штукой. На одном из светских приемов ближайшие родственники могли любезно раскланяться, обильно облобызаться, надарить друг другу земель и замков, а на другом преспокойно садануть единокровному секирой между глаз. Поэтому в 1292 году, несмотря на пылающие в груди нежные чувства, Филипп Красивый распорядился возвести напротив Авиньона могучую крепость и башню в честь величайшего из всех королей. По какому-то странному стечению обстоятельств башня получила имя Филиппа Красивого. Этот год и считается годом основания Вильнёв-лез-Авиньона (Villeneuf — новый город).
Кстати с беспокойной Роной были связаны практически ежегодные, крайне забавные, но чертовски неприятные для Авиньона истории. Поскольку воды реки принадлежали короне, всякий раз после наводнения король требовал с жителей Авиньона налог за нахождение на его территории.
Расцвет Вильнева пришелся на конец XIV — начало XV веков. После раскола римской церкви и возникновения двоепапства (а затем и троепапства), мало кому известный Авиньон превратился в настоящую Мекку для верующих, прожектеров и аферистов от Веры. А самое главное, что в город, порой сами того не желая, вынуждены были переселиться целые толпы священнослужителей. Надо понимать, что любимым занятием большинства храмовников была проповедь смирения и воздержания (сами же они воздерживались лишь по состоянию здоровья, а смирение выказывали только под дулом аркебузы).
И если в Вечном Городе у каждого уважающего себя кардинала было все для того, чтобы напрямую общаться с Господом, то в скромном Авиньоне даже кардиналищам предлагался шиш с тонким слоем второсортного масла. А вскоре не осталось и места под организацию «скромных» покоев и "худой" крыши над головой. Вот тут и сгодился Вильнёв-лез-Авиньон. Началась тотальная застройка города богатыми резиденциями, монастырями и церквями. Тут же подтянулись ремесленники, торговцы, аферисты всех мастей и разрядов, а жизнь в городе забурлила так, как никогда не бурлили воды неспокойной реки и расцвела новыми сумасшедшими красками.
После возвращения пап и всего окружения обратно в Рим, благосостояние Вильнева поддерживалось благодаря выхлопотанным привилегиям (в основном наличию ярмарок) и присутствию богатых монастырей.
Во время революции Вильнёв-лез-Авиньон неожиданно становится главным городом округа, при этом с церквями и монастырями новая власть обходится по-пролетарски люто. В XIX веке город превратился в дачный район респектабельных обитателей Авиньона.
Главные достопримечательности.
Двухэтажная Башня Филиппа Красивого и сторожевые ворота были завершены в 1302 году (третий этаж башни был достроен в середине XIV века). Их возвели непосредственно на выходе с моста Сен-Бенезе со стороны Вильнёв-лез-Авиньон и они служили частью первой линии обороны. Мост, построенный в 1185 году, имел 22 арочных пролета и длину 915 метров. Он простоял больше четырех веков, но в начале XVII века начал активно разрушаться.
Трагическим для него оказалось наводнение 1669 года, после которого остались целыми только 4 пролета. Их решено было сохранить для истории. После обрушения моста отпала необходимость и в крепости. Некогда грозное и могучее сооружение начало медленно погибать под натиском времени. Во время революции над нею, как и над всей страной, вдоволь поглумилась разъяренная толпа, и власти города в 1822 году приняли решение о её сносе. В настоящее время невредимой осталась только башня Филиппа Красивого.
Форт Сент-Андре
Не удовлетворившись контролем над мостом Сен-Бенезе, в середине XIV века Филипп Красивый приказывает возвести еще более мощный бастион. В результате уже при Карле V, где-то в 1370 году, завершается строительство Форта Сент-Андре. Новая крепость была построена с использованием рельефа горы Андаон и по периметру охватывала площадь около 3,5 гектаров.
Стратегическое значение форта было трудно переоценить. С валов его крепости были видны, а значит и находились под контролем вершина Мон-Ванту, Авиньон и папский дворец, Башня Филиппа Красивого и аббатство Шартрез. Ну а главное – под неусыпным надзором находилась Рона, которая являлась одним из главных торговых путей региона.
Картезианский монастырь Нотр-Дам-дю-Валь-де-Бенедиксьон
Картезианский орден — самое закрытое монашеское братство в Римско-Католической Церкви. Высшая власть принадлежит Генеральному Капитулу, который созывается каждые два года. Основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, созерцательная жизнь в великом, почти вечном безмолвии, уединение, суровый аскетизм и постоянное молитвенное служение.
Один из крупнейших картезианских монастырей Франции был основан в XIV веке шестым из авиньонских пап Иннокентием VI (понтификат с 1352 по 1362 г). В 1356 году Верховный Понтифик приобрел земли в Вильнёв-лез-Авиньон и создал религиозную общину на 40 человек.
Во время революции монастырь был разделен на семнадцать участков и продан с аукциона, который состоялся 20 июля 1794 года. Некогда помпезное и величественное здание использовалось под конюшни, свинарники и коровники.
Начиная с 1909 года начинается реставрация монастыря. Государству понадобилось более 80 лет, на то чтобы выкупить у граждан, восстановить и собрать в единое целое полуразрушенное, оскверненное наследие революции. И если реконструкция внешнего облика не вызывала особых проблем, то с внутренним убранством все оказалось намного сложнее. Именно поэтому сегодня монастырь выглядит столь аскетично. В нем представлены те малые крохи, которые каким-то чудом удалось спрятать и спасти.
Коллегиальная церковь Нотр-Дам.
В городе также находится коллегиальная церковь Notre-Dame, построенная в 1314 году. Храм выстроен в средиземноморском готическом стиле с единственным нефом.
Самым интересным экспонатом церкви является копия пьеты работы Картона Ангеррана, оригинал которой находится в Лувре. (Глубоко верующие люди могут сейчас предать меня анафеме за попытку объяснить столь тривиальные и известные каждому вещи, но вдруг какому-нибудь несмышленышу типа меня покажется интересным точечный экскурс в религиозную тематику в искусстве). Итак:
Пьета – это по сути икона, изображающая сцены Оплакивания девой Марией Христа. Основным отличием пьеты является отсутствие множества дополнительных второстепенных фигур.
Ангерран Картон – один из самых прославленных художников школы Прованса XV века.
Донатор – фактически заказчик.
Каноник – католический священник, являющийся членом кафедрального или коллегиального собрания ордена.
Капеллан — священник при часовне или домашней церкви.
На картине изображены молящийся донатор, Святой Иоанн, Богоматерь и Мария Магдалина, окружившие тело Христа. Донатор не кто иной, как каноник церкви Сен-Агриколь в Авиньоне и капеллан церкви картезианского монастыря в Вильнёве — Жан де Монтаньяк. Этот человек уже дважды появляется на пожалуй самой известной картине Картона «Коронование Марии». Дело в том, что в 1449 году больной Монтаньяк составил завещание, в котором пожелал быть изображённым на одном полотне с Мадонной. По тому же завещанию картина должна была украсить его гробницу в монастырской церкви. Однако вскоре он неожиданно выздоровел и посчитал, что монументального полотна «Коронование Марии», где он едва различим среди прочих, недостаточно.
На беду ли Монтаньяка или на счастье пьета оказалась слишком хороша для обычной гробницы, и вскоре никому неизвестный каноник украсил собой Лувр. (Ну а где похоронен Монтаньяк и что украшает его могилу никто не знает).
Сам городишко оказался до чрезвычайности мил.
После Авиньонской суеты с кучей народа, сувенирных лавок, в которых жены теряются как перчатки, он снова пропитывает духом тихой провансальской деревушки. То тут, то там выныривают из за углов нарядные домики по крышу заросшие цветами или надежно повязанные по стенам и окнам виноградной лозой.
Люди, коли таковые встречаются, ленны и неспешны, как послеобеденные коты.
В крепости цвело и пахло все, что только может цвести и пахнуть, ну а виды на Авиньон отсюда восхитительны в любое время года.