Первый день путешествия по Кампаньи начинается на Амальфитанском побережье. День прилета не в счёт. Вчерашняя усталость от дороги и бессонной ночи, знакомство с Неаполем, затянутым в серую и тугую пасмурную дымку, теперь кажутся частью полусонного забытья. Сегодня всё иначе, настоящее начало. Яркое солнце, пронзительно голубое небо и... целый взрыв красок!
Виетри-суль-Маре.
С первых же минут, едва мы въехали в этот город, сложилось стойкое ощущение Сицилии. В принципе, Кампанья тоже находится на юге Италии, и возможны некоторые ассоциации, но только тут, в Виетри-суль-Маре, полное погружение. Как будто снова оказались В царстве керамики Санто - Стефано
Может быть потому, что так же, как и там, на въезде в город находится большая керамическая фабрика? Здесь она другая, более впечатляющая. Архитектура здания не просто необычная, а можно сказать, дизайнерская. Причудливые конусы перемежаются стеклом — огромными окнами, за которыми угадываются яркие напольные вазы.
Solimene Ceramic's Factory или “Ceramica Artistica Solimene” функционирует в Виетри-суль-Маре с 1954 года, и для середины 20 века здание фабрики определенно было самым футуристическим во всем регионе.
Что же до традиций, то как и на Сицилии они древние. В Виетри-суль-Маре производство красочной майолики восходит к 15 веку. Но на фабрике Солимене представлены в основном современные образцы керамических изделий.
Шедевры старинного искусства можно увидеть в Музее керамики Вилла-Гуарилья (Villa Guariglia) в Райто — посёлке, который находится возле Виетри, или в музее Каргалейру (Cargaleiro), но зачем тратить время на музеи, если сам город — одна большая экспозиция под открытым небом!
Первый же сквер, встреченный по пути к центру, да что там, первый же подземный переход не оставляют сомнений — мы попали в город художников, в красочную сказку.
подземный переходПричём, в очень креативную сказку, где традиции мастеров керамики тщательно хранятся и передаются новым поколениям, а те привносят в исполнение все более неожиданные, современные решения.
В Санто-Стефано-ди-Камастра мне уже приходилось видеть примеры того, как весь город может быть одет в керамическое убранство — даже канализационные люки и украшенные майоликой мусорные корзины. Тем не менее, декоративность Виетри-суль-Маре радовала так, как может радовать встреча с чем-то знакомым, но очень полюбившимся.
Во время прогулки по переулкам города буквально в глазах рябило от разнообразных керамических плиток, установленных на внешних стенах домов.
Внутри одной из арок, типично итальянской, полутемной, находится панно во всю длину стены. На нем — вся история города в картинках.
Жаль, не было времени долго зависать и разбирать сюжет детально, ведь вокруг на каждом шагу ждали новые сюрпризы.
Казалось, мастера здесь соревнуются в производстве керамических панно для стен города, им не хватает места и их произведения мостятся одно над другим, почти заползают друг на дружку.
Сувенирных магазинчиков, предлагающих изделия из майолики в Виетри, понятное дело, множество. При этом мало какой магазин обходится одной-единственной вывеской.
Надо сказать, что в Виетри даже уличные скульптуры ничем не уступают продаваемым в лавках сувенирам. То есть иногда складывается полное впечатление, будто дорогущий сувенир из майолики выполнили в увеличенном масштабе и установили прямо посреди улицы. На радость местным и туристам.
Приятно отметить, что все эти довольно хрупкие изделия выглядят прекрасно, и значит, ни о каком вандализме и хулиганстве в Виетри никто не помышляет. (Ох, как некстати вспомнились разбитые автобусные остановки и телефонные будки в той Москве, из которой я уехала четверть века назад. Может, сейчас и там стало лучше?)
В центре города имеется площадь с великолепной панорамной террасой, перила которой украшены весьма весёлыми керамическими кашпо. Роскошные виды прилагаются.
Амальфийское побережье (Costiera amalfitana) в 1997 году было включено в список Наследия Человечества (Patrimonio dell'Umanità) всё целиком — с его потрясающими природными ландшафтами, линией берега, причудливо изрезанной бухтами. Со скалами и растущими на них лимонными рощами, и конечно, с маленькими и яркими городами.
С Виетри-суль-Маре как раз начинается цепочка городов, рассыпанных на Амальфитанском побережье. Город иногда называют «первой жемчужиной» в этом драгоценном «ожерелье».
Но у меня Виетри не ассоциируется с жемчужиной, скорее с горстью самоцветов, слишком много ярких красок он вместил.
Кобальтово-синий цвет моря, сочно-зеленый цвет лесов, золотистый оранжевый — цвет апельсинов и тёплый желтый — солнца и лимонов... Кажется, в Виетри-суль-Маре встретились, перемешались и усилились все краски Амальфитанского побережья.
Достопримечательности в таком городе искать ни к чему, поскольку он сам по себе — одна большая и красочная экспозиция, и всё же отдельным «экспонатом» в ней можно считать приходскую церковь Сан-Джованни-Баттиста (chiesa parrocchiale di S. Giovanni Battista)
Вышли мы к ней случайно, устремившись в переулок следом за группой местных жителей, разряженных явно для какого-то торжества.
Скоро стало понятно, что народ собирался на свадьбу. Зрелище, за которым никогда не скучно наблюдать, но из-за этого внутрь церкви мы не попали. Соответственно, о том, что внутри церкви хранятся великолепные холсты XVII и XVIII веков, а внутренние алтари покрыты сказочно красивой майоликой, я узнала уже из интернета.
Зато на виду были купол и шпиль колокольни церкви Сан Джованни Баттиста, во всем великолепии украшающих их плиточных мозаик и фресок.
Что ещё? С первого же дня дала себе слово, что перекусывать, обедать и ужинать мы будем только в красивых местах. Сказалось послевкусие от Латвии, где каждое кафе восхищало интерьером и оформлением блюд.
внутри кафеВ Виетри, соответственно, мы искали заведение, которое порадует майоликой. Голода ещё не чувствовали, хотелось просто посидеть и отдохнуть, но чтобы со вкусом ))
А на такой случай в Италии кофе и джелато — беспроигрышный вариант.